Тема: Сравнение долей.
Цели:
1.Учить сравнивать доли.
2. Развитие речи, памяти, мышления.
3. Формирование интерес к математике.
Методическая цель: Показ приёма знакомства с новым материалом, показ возможности дифференциации изучаемого материала в течение всего урока, показ приёмов, направленных на сбережение здоровья учеников.
Оборудование: Учебник Петерсон Л. Г., 4 класс, часть 1, с 69.
Этимологический словарь. Листы в клетку, круги из цветной бумаги.
Магнитные доски, индивидуальные доски.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Чему вы сегодня хотели бы научиться на уроке?
– Поставьте развивающую и воспитательную цели, учебную мы определим в течение урока.
– Игра “Внимание” (Показываю 7 объектов 3 секунды – чертят фигуры в тетради)
Самопроверка – дети подходят к образцу, прикреплённому на индивидуальной доске и сравнивают. Самооценка – на шкале в тетради. Шкала называется “В” (внимание)
2. Актуализация знаний.
1) Индивидуальные задания
- 2 сильных ученика отгадывают в паре кроссворд “Доли”
- 2 ученика на индивидуальных досках решают задачу №8 с. 69
- 2 ученика на карточках решают задачи на нахождение доли по числу и числа по доле (проверяет консультант-ученик)
- 2 слабоуспевающих ученика на числовом луче графически показывают доли (проверяет консультант-ученик)
2) Фронтальная работа
- №12 с. 70 – на доске
- №9 с. 69 читают про себя, на доске данные занесены в таблицу
– Каких данных не хватает в таблице?
S |
V |
T |
|
Поездом | ? |
80 км/ч |
2ч |
Пешком | ? |
3 км/ч |
ч |
По озеру | ? |
км/ч |
2ч |
Составим вопросный план к этой задаче.
- №10 с.70 читают про себя, находят в таблице недостающие данные, прикидываем ответ. Составляем вопросный план.
s |
v |
T |
? |
12км/ч |
3ч |
? |
? |
2ч |
- Чем похожи и чем отличаются задачи?
3) Самостоятельно запишите решение в тетрадь
1 группа №10 по действиям
2 группа №9 по действиям
3 группа №9 и №10 выражением
Проверка: что вы можете сказать об этих числах? (181 и 18)
Самооценка по шкале в тетради. Шкала называется “З” (задача).
Физкультминутка для глаз по офтальмотренажёру.
4) Проверка решения задач на индивидуальных досках, решения кроссворда. Информация о слове “полтинник” из этимологического словаря
5) Физкультминутка (снятие общего напряжения с мышц, смена позы)
В классе на стенах развешаны таблички с числами.
100, 10, 60, 1000, 1/10, 1/100, 1/60, 1/1000.
Рассмотрите их (дети ходят по классу) Разделите их на 2 группы (доли и натуральные числа)
– Что называется долей?
Покажите карточку (дети ладошкой показывают на карточки, прикреплённые к стенам, которые они рассматривали, поворачивают корпус тела)
– Сколько см в 1дм, 1мм.
– Сколько м в 1км.
Подуйте (дыхательная гимнастика) на карточку, которая показывает
– Сколько в 1т центнеров, в 1 ц – кг, минут в 1 ч.
Самооценка по шкале в тетради. Шкала называется “Е” (единицы измерения)
3. Постановка проблемы
.Круг разделили на 2 части. Как называется 1 часть? Как по-другому можно её назвать? Круг разделим теперь на 4 части. Как называется 1 доля?
– Какая часть больше ? или ?? Докажите разными способами.
Работа в группах по 4 человека. (Дети пересаживаются).
На столах у детей листы в клетку, круги из цветной бумаги.
Выслушивание мнений.
Дети нашли способы:
– наложением частей круга;
– по числовому лучу;
– нахождением доли от числа (взяли круг за арбуз
весом 8 кг ( ? от8 это 4, ? от 8 это 2).
Вывод: Чем больше долей, тем число…. (меньше).
Чем меньше долей, тем число…. (больше).
Постановка учебной цели: Чему будем учиться на уроке?
Чтение правила в учебнике с.69
4. Первичное закрепление.
1) №2 с. 69 на наборном полотне и в учебнике 2 неравенства комментируют сильные учащиеся, 4 неравенства – работа в паре с комментированием.
2) Физкультминутка.
Я показываю карточки, одна половинка синяя – для мальчиков, другая половинка красная – для девочек. На карточках записаны по две доли. Если ваша доля меньше, то вы приседаете, если больше – подпрыгиваете. Кто ошибся, повторяем правило, объясняем.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
1 группа. Сравните.
1/4…1/9.
1/7…1/14.
1/108…1/801.
2 группа. Впишите недостающие данные.
1/2 больше 1/…
1/8 меньше 1/…
1/99 больше 1/…
3 группа. Составьте и запишите 3 неравенства по нашей теме.
Проверка. Самооценка по шкале “П” (правильность) Для самопроверки дети 1 группы подходят к индивидуальным доскам, на обратной стороне которых записаны неравенства. Задания 2 и 3 групп проверяем, вывешивая на магнитную доску листы с выполненными заданиями.
Физкультминутка. №4 (а). Игра “Живые доли” (у учащихся карточки с записанными на них долями). Встаньте по убыванию, по возрастанию.
6. Итог. Домашнее задание.
– Чему учились?
– К какому выводу пришли?
Рефлексия.
Посмотрите на самооценку. (В течение урока самооценка проводилась на 5 шкалах). Кто весь урок оценивал себя на высоком и хорошем уровне? Молодцы! А остальным надо быть более внимательным и сосредоточенным.
На дом:
1 группа № 6 с. 70, по желанию №16*.
2 группа № 4 (б) с. 69, по желанию №16*.
3 группа № 3 и №16*.
Оцените, интересен ли вам был урок, нарисуйте личико и своё настроение.
Дополнительно.
Оля из куска ткани длиной 90 см отрезала 1/3 и сшила платье для куклы, а из ? оставшейся ткани сшила костюм для плюшевого мишки. Сколько ткани пошло на костюм для мишки?
Решение коллективно.
* – Почему 1/2 = 30см и 1/3 = 30см?