Известно, что игра является средством воспитания и образования детей и дополняет традиционные формы обучения, и способствует активизации процесса обучения. В.И.Андреев считает, что игра – это одна из форм организации обучения, [1]. Он даёт подробное определение дидактической игры: “Педагогическая (дидактическая) игра – это такая форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности учащихся, которая изначально мотивированна на успех, осуществляется по специально разработанному сценарию и правилам, максимально опирается на самоорганизацию учащихся, воссоздаётся или моделируется опыт человеческой деятельности и общения”, [1].
М.В.Кларин даёт следующее определение дидактических игр: “это активная деятельность, организуемая в процессе обучения, обеспечивающая эффективность усвоения материала, повышающая познавательный процесс за счёт эмоционально окрашенных игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых явлений, процессов, в результате которых запланировано формирование конкретных знаний, умений, навыков”, [2, с.165].
С.А.Шмаков выделяет особый вид игр, основанных на целенаправленном развитии, обогащении интеллекта, на передаче информации о мире, важных сведений: игры, осмысленно ориентированные на обучении [3,с.107]. Он же предлагает в качестве определения этой группы игр термин “интеллектуальные”. По его мнению, дидактические игры являются их частью, когда непосредственно игра связана с содержанием какого-либо учебного предмета.
Н.П.Аникеева [4] относит игру к косвенному методу воздействия, когда ребёнок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. В процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра по ее мнению – это то средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Именно в игре строятся отношения между взрослым и ребенком. Эти отношения лежат в основе личностного подхода, когда педагог ориентирован на личность ребенка в целом, а не только на его функции ученика. Игровой метод включения школьника в деятельность и общение предполагает именно личностный подход. Игра не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.
Н.В. Самоукина (5) считает, что очень важны дидактические игры. Их значимость можно рассмотреть в двух аспектах:
- игры для развития мышления учащихся
- игры для развития личности учащихся
Игры в сочетании с другими методами и приемами повышают эффективность преподавания географии, делают процесс обучения более интересным, способствуют усиленному усвоению изучаемого материала Игра активизирует учебную деятельность, развивает личность ученика, повышает познавательный интерес к предмету и улучшает взаимоотношение учителя с классом.
Игры развивают у детей навыки самостоятельной (практической) работы с различными источниками географической информации – карта, текст, профиль, диаграмма, картина, рисунок, схема, таблица, видеофильм, компьютер и др. В ходе подготовки к игре дети много читают, составляют вопросы и, затем, сами проводят такие игры для других.
Как правило, на игровых уроках нет пассивных и равнодушных детей. На уроке создается ситуация успеха и поощрения т.е. происходит стимулирование учебной деятельности. Высокую активность на уроке можно рассматривать как один из методов преодоления неуспеваемости. Неуспевающих просто нет, при этом повышается качество образования.
Игра, которую я применяю в своей работе на уроках повторения и обобщения знаний в седьмых классах, называется "Звездный час географии". В данном случае, речь пойдет об игре по теме "Африка". Игра проводится по аналогии с телевизионной игрой "Звездный час", но с некоторыми изменениями. Перед игрой оформляется кабинет. В проходе между столом учителя и партами на полу раскладываются бумажные ленточки через 60 см.
Игра проходит в три тура. Первый тур – отборочный. Учитель вывешивает на доске плакат (рис. 1.) или записывает все это на доске мелом заранее, чтобы не тратить время для этого на уроке.
|
Рис. 1
Это крайние точки Африки. Учитель задает вопросы классу.
- Какая из перечисленных точек явля-ется крайней южной?
- Какая из перечисленных точек явля-ется крайней западной?
- Какая из перечисленных точек является крайней северной?
- Какая из перечисленных точек является крайней восточной?
Первые четыре ученика, правильно ответившие на вопросы, выходят во второй тур игры. Для решения спорных вопросов выбираются члены жюри из 2-3 учеников (можно пригласить знатоков географии из старших классов). Участники второго тура подходят к учителю, получают карточки с цифрами от 1 до 5 и становятся у первой бумажной линии на полу.
В это время на доске вывешивается второй плакат (рис. 2.) и задаются вопросы.
|
Рис.2.
По сигналу учителя, удар гонга, ученики поднимают цифру с правильным ответом.
Правильный ответ – цифра 4 – В.В. Юнкер. В роли экспертов выступает весь класс. Можно попросить прокомментировать правильность ответа любого ученика в классе. За несколько ответов в конце урока ученику можно поставить оценку. После такого небольшого обсуждения участники второго тура, правильно ответившие на вопрос, т.е. поднявшие цифру 4, делают шаг вперед через одну линию. Ответившие неправильно остаются на месте. И т.д. Задается следующий вопрос:
- Кто из русских исследователей путешествовал по Центральной и Восточной Африке в конце XIX в., собрал интересные сведения о природе и жизни населения этих районов материка?
- Кто из путешественников исследовал р. Замбези и открыл на ней водопад Виктория, мечтавший найти истоки Великой африканской реки Нил?
- Кто из перечисленных исследователей впервые в 1498 г. обогнул Южную Африку, определил очертания материка на юге и открыл морской путь в Индию?
- Кто из российских ученых в 1926 – 1927 гг. исследовал северо-восточную часть материка, в ходе которой было собрано более 6 тысяч образцов культурных растений и установил, что Эфиопия является родиной твердых сортов пшеницы?
Далее идет третий блок вопросов по теме “Рельеф Африки’’ (рис.3.)
|
Рис. 3
- Самая высокая вершина Африки?
- Самая высокая вершина Атласских гор?
- Самая высокая вершина Эфиопского нагорья?
- Самый высокий вулкан Африки?
- Вторая по высоте вершина Африки, вулкан Восточно – Африканского плоскогорья?
Четвертый блок вопросов по теме "Реки Африки" (рис.4.)
|
Рис.4
- Самая длинная река мира и Африки?
- Самая полноводная и вторая по длине река Африки?
- Третья по длине и площади бассейна река Африки?
- Самая крупная из рек Африки, бассейна Индийского океана, на которой находится один из крупнейших водопадов мира – Виктория?
- Какая из перечисленных рек является одновременно истоком самой крупной реки мира – Нил?
Пятый блок вопросов по теме "Озера Африки" (рис.5).
|
Рис.5
- Самое длинное из всех пресноводных озер мира и второе по глубине, уступает лишь Байкалу?
- Самое большое озеро Африки по площади?
- Какое из перечисленных озер является самым мелководным, площадь которого резко изменяется в зависимости от осадков?
- Какое из перечисленных озер является истоком Голубого Нила?
Шестой блок вопросов по теме "Природные зоны" (рис.6).
Здесь и далее можно предложить играющим отвечать не по сигналу учителя, а кто первый правильно ответит на вопрос, т.е. поднимет соответствующую карточку.
|
Рис.6.
- Зачитывается описание дерева баобаб.
- Зачитывается отрывок из описания экваториальных лесов Африки.
- Зачитывается отрывок о песчаном урагане – самум.
Седьмой блок вопросов по теме “Народы Африки’’ (рис.7).
|
Рис.7.
- Народ, произошедший от смешения монголоидной и негроидной рас, живущий на о. Мадагаскар.
- Народ экваториальных лесов, малорослый (до 150 см), цвет кожи менее темный, чем у других негроидов, губы тонкие, широкий нос, коренастые.
- Народ европеоидной расы, смуглая кожа, темный цвет волос, удлиненный череп, узкий нос и овальное лицо. Проживают в горах Атлас.
- Народ европейского происхождения, живущий на крайнем юге материка, потомки переселенцев из Нидерландов.
Восьмой блок вопросов по теме “Страны Африки’’ (рис.8).
|
Рис.8.
- Страна Восточной Африки, расположена на нагорье, родина ценных сортов пшеницы, ржи, проса, а также кофе?
- Страна, находящаяся на северо-западе Африки, коренное население арабы и берберы. Большая часть страны занята каменистыми и песчаными пустынями Сахары. Страна богата полезными ископаемыми – железной рудой, марганцевыми рудами, фосфоритами, но основным богатством является нефть и газ.
- Самая большая по населению страна Африки. Одна из самых многонациональных стран мира, население относится к негроидной расе. Страна находится в бассейне реки Нигер.
- Страна, находящаяся на южной оконечности материка, столица г.Претория. Большинство населения составляют коренные жители – банту, высока доля населения европейского происхождения. Эту страну называют геологическим чудом. Занимает одно из первых мест в мире по запасам и добычи алмазов, золота, платины, урановых руд.
В третий тур – финальный выходят два лучших игрока, которым предлагается поочередно называть животных африканской саванны. Первым начинает тот, кто пришел к финалу вторым. Выигрывает тот, кто называет животное последним. Для подготовки к финальному заданию можно дать играющим 2-3 минуты. В это время можно провести "игру со зрителями", т.е. с остальными учениками класса, которые должны по описанию угадать название растения. Например, такое задание: невысокая раскидистое дерево с короткими искривленными стволами, его часто называют "африканская аптека". Крупные сладкие плоды его вкусом и ароматом напоминают землянику. Это любимое лакомство местных жителей. Из коры деревьев добывается желтая краска для выделки кожи. Густой желтоватый настой из коры употребляют как лекарство от многих болезней. Высушенные, а затем растертые кора и корни обладают дезинфицирующим свойством, ими присыпают раны. Ответ – саркоцифалюс.
Если ученики не могут сразу дать правильного ответа, можно предложить найти его по буквам, как в игре "Поле чудес".
Можно предложить и другой вариант этой игры, когда играют не четыре человека, а весь класс. Предварительно каждый ученик готовит для себя карточки с цифрами от I до 5. И на вопрос учителя отвечает сразу все ученики в классе, поднимая соответствующую цифру, а учет правильности ответов ведут сами ученики. В конце урока они выставляют оценки друг другу. Следующую игру можно предложить подготовить двум-трем ученикам самостоятельно и провести ее в конце изучения новой темы, т.е. ученики включаются в активную самостоятельную работу.
В.А. Щенёв [6] рассматривает самостоятельную работу ученика как главное средство личностного развития. Современная педагогическая теория ориентирует учителя на использование поисковых, исследовательских методов обучения, достоинства которых состоят в активном, творческом характере учебной деятельности учащихся и в необходимости принятия ими собственных решений. При подготовке к игре, игровой деятельности используются поисковые методы работа в малых группах.
Как правило, игра проходит в хорошем, быстром темпе. Наблюдается высокая активность учащихся на уроке. Так решается одна из главных задач образования – пробуждение интереса учащихся к познанию, к более глубокому изучению предмета. Все это можно рассматривать как целостную систему изучения курса ,,Географии материков и океанов”.
Таким образом, игра на уроке выступает как метод повышения эффективности и активизации познавательного процесса. Игровой урок занимает важное место в современной системе личностно ориентированного и развивающегося обучения.
Литература.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития, инновационный курс. Книга №2. Казань: Казанский университет. 1998. 320с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: 1994. – 223с.
- Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа, 1994. – 240с.
- Аникеева Н. П. Воспитание игрой. М. Просвещение, 1987. – 144с.
- Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. М.,1995. – 135с.
- Щенёв В.А Урок географии в системе личностно ориентированного обучения. “География в школе” 2005, №5.