Пропедевтический курс обучения детей дошкольного возраста французскому языку "Школа французского язычка" (образовательная программа)

Разделы: Иностранные языки, Работа с дошкольниками


Пояснительная записка.

В связи с бурным социально-техническим прогрессом, изменением социального состава общества во многих странах мира происходит интенсивный процесс реформирования школы, который затрагивает и систему начального воспитания и обучения, т.е. детский сад. Детский сад является основной базой для последующего гармоничного развития личности. Эмоциональный облик, жизненные позиции и нравственные критерии взрослого человека связаны с его опытом и атмосферой общения в раннем возрасте.

Особый вклад в формирование такой личности вносит обучение французскому языку в дошкольном возрасте. Вследствие чего происходит приобщение ребенка к новому языковому миру, лучшая его адаптация к полилингвальной и поликультурной ситуации в современном мире.

Процесс обучения дошкольников французскому языку строится с учетом психофизических особенностей детей: пластичность природного механизма усвоения речи, интенсивное формирование познавательных процессов, быстрое запоминание языковой информации, способность анализировать и синтезировать речевые потоки на разных языках, не путая эти языки и их средства выражения, особая способность к имитации, отсутствие языкового барьера. Обучение французскому языку благотворно влияет на общее психическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора.

Основной целью обучения французскому языку является личностное развитие ребёнка средствами предмета с учётом мотивов, интересов и способностей. Личностное становление ребёнка-дошкольника может происходить только в процессе общения и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. При этом ребёнок овладевает минимальными коммуникативными умениями, у него формируется представление о французском языке как средстве общения и способе познания мира, и развиваются такие личностные качества, как общительность, коммуникабельность, желание вступать в контакт с другими людьми.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Формирование навыков правильного произношения: произнесение звуков изолированно, в отдельных словах и фразах.
  2. Развитие коммуникативных навыков на французском языке.
    1. Учить устанавливать контакт с партнерами по общению в игровых ситуациях, понимать и отдавать простые указания.
    2. Формировать словарный запас французского языка.
    3. Развивать навыки говорения на французском языке: учить называть предметы, описывать их, отвечать на вопросы и задавать их.
    4. Развивать навыки аудирования с опорой на наглядность.
  3. Расширять кругозор детей, знакомя их со страной изучаемого языка. Детям дают первоначальные знания географии, знакомят их с французским фольклором, с французской детской литературой, со знаменитыми культурными памятниками Франции. Знакомство с культурой страны изучаемого языка является средством обогащения духовного мира ребёнка, развития у него способности к восприятию французского языка и интереса к родному. Таким образом, расширяется кругозор, развиваются мышление и память, воспитывается уважение к другим народам.
  4. Воспитывать желание изучать французский язык в школе.

Требования к практическому овладению дошкольником иностранным языком достаточно скромны и минимизированы, что выражается в следующем:

  • объем рецептивного усвоения языка превышает объем продуктивного, то есть умение понимать иноязычную речь на слух должно быть приоритетным положение по отношению к умению высказываться на изучаемом языке;
  • в области устной речи развиваются преимущественно репродуктивные умения ребенка, то есть умения воспроизводить выученный материал (стихи, песни и т.д.) и высказываться с опорой на образец;
  • требования к устно-речевым высказываниям ребенка на иностранном языке ограничиваются преимущественно умением пользоваться ответными репликами.

Основой данной программы послужили: базисная программа развития ребенка-дошкольника “Истоки” и московская программа обучения иностранному языку детей дошкольного возраста “Первая встреча”. А также материалы, изложенные в различных методических рекомендациях и статьях, посвященных раннему обучению французскому языку в начальной школе. Эта программа является программой по подготовке детей 3,5 – 6,5 лет к дальнейшему изучению французского языка в школе с первого класса. Она рассчитана на обучение детей в течение трёх лет по два занятия в неделю. Длительность занятий определена программой “Истоки”: 15 - 20 минут для детей в возрасте 3,5 – 4,5 лет, 20 – 25 минут для детей в возрасте 4,5 – 5,5 лет и 25 - 30 минут для детей в возрасте 5,5 – 6,5 лет. В каждой группе не более12 детей.

На первом году обучения основной задачей является постепенное ознакомление с французским языком, его фонетикой. Это осуществляется в результате разучивания на занятиях небольших стихов, песенок, считалок, игр. На втором году представления детей о французском языке постепенно расширяются, в основном за счет знакомства с детской литературой Франции. У детей начинает формироваться пассивный лексический запас. На третьем году обучения основной задачей является подготовка детей к обучению в начальной школе. Продолжается знакомство с фонетикой французского языка, пополняется пассивный лексический запас, начинает накапливаться активный франкоязычный словарь, расширяются страноведческие знания в результате знакомства с культурой и традициями Франции.

Результатом трехлетнего пропедевтического курса является формирование у ребенка желания учить французский язык. К концу пропедевтического курса ребенок должен уметь:

1. Выполнять распоряжения по ходу действия игровой ситуации или другой деятельности.

2. Ситуативное понимание речи взрослого или другого ребенка.

3. Ответить на вопрос участников общения и задать свой.

4. Дать краткое описание предмета.

5. Удерживать в памяти и повторять небольшие фразы, стихи, песни.

6. Иметь первоначальные знания о стране изучаемого языка.

Т.е. осмысленно осуществлять речевые действия и пользоваться французским языком как реальным средством общения в доступном его пониманию объеме.

Из всего выше сказанного следует, что основным содержанием программы является:

– развитие языковых способностей ребенка (памяти, речевого слуха, вероятностного прогнозирования, внимания и др.), которые являются основой для дальнейшего изучения французского языка в школе;

– приобщение ребенка к языку и культуре другого народа и формирование
позитивного отношения к ним; осознание детьми родной культуры;

– воспитание у ребенка чувства осознания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу;

– развитие психических, эмоциональных, творческих качеств ребенка, его фантазии, способности к социальному взаимодействию (умения играть, работать вместе, находить и устанавливать контакт с партнером, адекватно реагировать на его желания, высказывания и др.), радости познания и любознательности.

При организации занятий с детьми дошкольного возраста необходимо учитывать следующие условия:

– доступность содержания обучения возрасту детей;

– регулярность проведения занятий;

– профессионализм педагога;

– поощрение детей на занятии.

Основными методическими приёмами, используемыми на занятиях, являются:

– игра (сюжетно-ролевая, дидактическая, подвижная, театрализованная);

– сюжетный способ организации занятий, когда каждое занятие – звено сюжетной цепи. (Приложение)

Методическое обеспечение программы.

Занятия проводятся два раза в неделю. Время проведения занятия 15 – 30 минут, в зависимости от возраста детей и в соответствии с базисной программой развития ребёнка-дошкольника “Истоки”. Рекомендуемое количество детей в группе не более 12 человек.

Основным принципом построения занятий является игровая ситуация, дидактическая игра, наглядность, доступность.

Каждое занятие состоит из четырех основных частей:

  • начало, включающее в себя приветствие на французском языке и фонетическую гимнастику “Гимнастика Французского Язычка”, которая
    помогает формированию навыков правильного произношения (произнесение звуков изолированно, в отдельных словах, фразах), способствует развитию фонетико-фонематического слуха с помощью разучивания доступных детям стихов и песен, прослушивания аудиоматериалов и дидактических игр;
  • физкультминутка, во время которой детям дается возможность реализовать потребность в движении;
  • основная часть, во время которой вводятся новые лексические единицы и речевые образцы, происходит закрепление и повторение предыдущего материала;
  • конец занятия, т.е. обобщение пройденного и прощание на французском языке.

Исключение составляют занятия страноведческого цикла. В них отсутствует фонетическая гимнастика, новый материал дается сразу с перерывом на физкультминутку. Во второй части занятия детям можно предлагать творческие задания по полученной информации, такие как нарисовать, сделать аппликацию, поделку из бумаги, пластилина, или дидактические игры по данной теме.

Отбор содержания для каждого этапа обучения французскому языку дошкольников осуществляется в соответствии с их интересами, с учетом их реальных коммуникативных и возрастных особенностей. Так же при этом используется перенос знаний, умений и навыков, полученных детьми на других занятиях, так называемая интеграция. Интеграция строится с учётом взаимодействия занятия “французский язык” с содержанием других занятий детского сада (музыка, ИЗО, ознакомление с окружающим, развитие речи).

Занятия с маленькими детьми не должны быть переполнены новым незнакомым материалом. Иначе у некоторых из них может возникнуть ощущение того, что французский язык очень трудный и его невозможно выучить. А это ведёт к формированию у ребёнка нежелания учить французский язык. Педагог должен так строить свои занятия, чтобы каждому ребёнку в группе было легко и интересно учить французский язык. В работе с детьми данного возраста лучше всего придерживаться принципа “лучше меньше, да лучше”. “Гонка” в получении знаний в этом возрасте просто недопустима!

Специфика работы с детьми дошкольного возраста такова, что педагогу для занятий требуется разнообразный наглядный материал. Это должны быть игрушки разного размера и цвета (пирамидки, машинки, куклы, шарики, мячи, кубики и т.п.), наборы игрушек “Зоопарк”, “Цирк”, “Магазин”, “Семья”, муляжи овощей и фруктов, набор игрушечной посуды и т.д. Так же необходимы красочные сюжетные картинки, иллюстрации к сказкам, пейзажи времён года. Особое внимание надо уделить игрушкам-персонажам, которые являются постоянными “помощниками” педагога на каждом занятии.

Для занятий страноведческого цикла необходимы глобус, карта мира, карты Франции и России, фотографии с основными достопримечательностями наших стран и городов (Парижа и Москвы), сборники сказок и детских рассказов с иллюстрациями французских авторов.

Большое значение для развития у детей желания учить французский язык имеет музыкальное оформление занятий. Очень хорошо иметь аудиозаписи французских детских песен, особенно в исполнении детей, а так же музыкальные фонограммы тех песен, которые дети поют на занятиях, в том случае если педагог не может сам их подыграть на каком-либо инструменте.

Занятия с дошкольниками очень трудно разделить на практические и теоретические. Как правило, занятия представляют собой комбинирование теории и практики, т.е. любое объяснение тут же закрепляется практическими действиями детей. Это связано со спецификой работы с детьми дошкольного возраста. К теоретическим занятиям можно отнести вводные занятия в начале каждого учебного года, занятия по ознакомлению детей со страной изучаемого языка и первые занятия каждой новой темы. В количественном соотношении теоретических занятий намного меньше, чем практических или комбинированных.

На вводных занятиях начала учебного года происходит знакомство детей с преподавателем и преподавателя с детьми (вначале 1-ого года обучения), а так же детей знакомят с тем, чем они будут заниматься в течение года.

На первом занятии каждой темы детей знакомят с тем, что они узнают на следующих занятиях, выясняют, что они знают по этой теме, обобщают их знания и знакомят с французскими реалиями по данной теме.

На занятиях по ознакомлению со страной изучаемого языка (“Мир, в котором мы живем”) детей знакомят с многообразием мира и языков, на которых говорят люди, глобусом, картой, названиями стран. Дают понятия страна, город и деревня, столица, государство, правительство, символы государства (флаг, гимн, герб); знакомят с культурным наследием: сказки, стихи, знаменитые архитектурные памятники и др.

На занятиях с детьми дошкольного возраста используются игровые, сказочные ситуации с забавными персонажами, наглядный материал (игрушки, иллюстрации), различные виды театрализованной деятельности (кукольный театр, настольный, фланелеграф, игры-драматизации), дидактические и подвижные игры.

На первом году обучения происходит первая встреча детей с французским языком. В возрасте 3,5 – 4,5 лет детям сложно воспринимать страноведческую информацию, поэтому знакомство со страной изучаемого языка проходит в рамках темы “Сказка о Французском Язычке”, как констатация факта (“Французский Язычок живёт во Франции”).

В течение года детей в занимательной форме знакомят с французской фонетикой и начинают формировать у них навыки правильного произношения. Постепенно по сюжету сказки начинают вводить отдельные французские слова и простые фразы, рифмовки. Так формируют начальные навыки говорения.

Для формирования начальных навыков аудирования с детьми проводят игры, как словесные, так и музыкальные, на различение и понимание французских слов. С первых занятий можно проводить игру “Солнышко и дождик” - “Le soleil et la pluie”. Правила этой игры достаточно просты и знакомы детям. Услышав слово le soleil (солнышко), дети “гуляют”, а, услышав слово la pluie (дождик), дети прячутся в “домик”. Постепенно игра усложняется введением фраз-команд, которые дети выполняют только тогда, когда “светит солнце”. Очень хорошо детьми воспринимаются игры-хороводы, в которых есть звукоподражание. Например, хоровод “La promenade” (“Прогулка”), в котором дети по ходу песни выполняют движения и произносят звуки, характеризующие животных, о которых поют.

Особенностью проведения занятий с детьми первого года обучения (3,5 - 4,5 лет) является постепенное увеличение французской речи в ходе занятия и обязательный перевод каждого иноязычного слова и каждой фразы, до тех пор, пока дети к ним не привыкнут и не запомнят их значения. Кроме этого детям данного возраста необходимо, чтобы основной сюжет занятий не менялся и повторялся из занятия в занятие. Поэтому в течение всего 1-ого года сохраняется одна общая тема “Сказка о Французском Язычке”.

На втором и третьем году обучения детей уже непосредственно знакомят со страной изучаемого языка. Детям даются элементарные географические понятия: планета Земля, глобус, страны, города и т.д. Во время этих занятий дети, опираясь на свой опыт, свои наблюдения, стараются самостоятельно делать выводы, а педагог обобщает и формулирует понятия, используя объяснения детей.

Так же детей знакомят с культурным наследием Франции доступном детскому пониманию. Это в первую очередь сказки, детские стихи французских поэтов. В этом возрасте уже можно познакомить детей с некоторыми достопримечательностями Парижа (Собор Парижской Богоматери, Эйфелева башня, Новый мост, остров Сите), традициями проведения праздников (Рождество и Новый год, Праздник ландышей, Праздник мам). Такое знакомство лучше проводить в сравнении с родной страной и городом, в нашем случае Москвой. Это помогает воспитывать у детей чувство терпимости к культуре другого народа и чувство любви к своей стране. Для более эмоционального восприятия детьми этой темы целесообразно использовать на занятиях задания, во время которых дети рисуют, лепят, делают аппликации, играют. К ним относятся следующие темы: “Волшебная страна. Сказки Ш.Перро”, “Давайте играть!”, “Города и страны”.

В течение второго и третьего года обучения у детей продолжают формировать навыки правильного произношения и уже целенаправленно начинают формировать словарный запас на французском языке, начальные навыки говорения и аудирования. В этой работе помогают игрушки-персонажи, постоянные герои занятий, игровые ситуации и различные игры.

Для закрепления лексических единиц и речевых образцов очень хорошо использовать игру “Jouons a la balle” (“Играем в мяч”). Дети стоят или сидят на ковре по кругу и передают друг другу мяч. При этом ребенок, отдающий мяч задаёт вопрос, а берущий на него отвечает. Например:

  1. – Je suis Nina. Et toi, qui es-tu ?
  2. – Moi, je suis Sacha.
  3. – Moi, je suis Sacha. Et toi, qui es-tu ?
  4. – Moi, je suis Anna.
  5. – Moi, je suis Anna. Et toi, qui es-tu ?
  6. и т.д.

Вариант этой игры: вместо мяча передаётся игрушка или какой-либо предмет, обозначающий новое слово. Во время этой игры не только запоминаются новые слова, но и формируются навыки диалоговой речи.

Постоянные игрушки-персонажи необходимы на каждом занятии как связующее звено между занятиями, как продолжение одной сюжетной линии. В дошкольном возрасте детям необходима так называемая “ритуальность”, т.е. повторяемость действий и событий изо дня в день, из занятия в занятие. Это создаёт у детей чувство комфорта, спокойствия и уверенности.

Особое внимание надо обратить на итоговые занятия. В отличие от школьников у дошкольников они проводятся не как проверка усвоенных знаний, а скорее как демонстрация того чему научились дети, что они уже умеют. Поэтому лучше всего эти занятия проводить в форме концерта, спектакля для детей других групп и родителей. Очень хорошо проводить в конце учебного года “Праздник ландышей”, который во Франции проходит 1 мая, и включать в него инсценировки различных сказок. При организации такого праздничного итогового занятия необходимо следить, чтобы каждый ребенок, принимающий участие в нем, имел возможность показать, как он умеет “говорить по-французски”.

Проведение итоговых занятий в такой форме служит не только “отчетом о проделанной работе” для родителей, но и является сильным эмоциональным стимулом в изучении детьми иностранного языка. Концерт в конце года помогает детям увидеть конкретный результат своих усилий, т.к. они ещё не осознают отдаленных целей изучения иностранного языка, а так же поупражняться в диалогической и монологической речи.

Чтобы иметь возможность следить за формированием речевых навыков у каждого ребенка и корректировать содержание занятий, необходимо регулярно проводить диагностику речевого развития детей на французском языке. Ее целесообразно проводить два раза в год, в конце первого и второго полугодий, с детьми второго и третьего годов обучения. У детей первого года обучения результаты первой диагностики, основываются на наблюдении за детьми на занятиях.

Для воспитания положительного эмоционального отношения к французскому языку, желания изучать его в школе, на каждом занятии необходимо создавать доброжелательную атмосферу. Оценка деятельности детей всегда только положительная.

Приложение. Учебно-тематический план.