Урок физики в 10-м классе по теме: " Характер магнитного поля. Закон Ампера"

Разделы: Физика


Цели урока

1. Образовательная - добиваться усвоения следующих знаний:

  1. Определение направления силы Ампера
  2. Закон Ампера.

2. Воспитательная:

  1. В каждом знании есть то, что не зависит от познающего субъекта.
  2. Истина конкретна: каждое научное положение справедливо лишь для определенного круга явлений, для определенных условий, т. е. имеет определенные границы применимости.

Ход урока:

I. Актуализация знаний. (10 минут)

I. На лекции мы познакомились с характером магнитного поля и законом Ампера. Давайте составим вопросы, на которые мы можем ответить, изучая эту тему.

1. Каким является магнитное поле?

Какие из этих полей являются вихревыми?

Рисунок 1. Рисунок2.Рисунок 3.

Рисунок 4. Рисунок 5.

2. В каком случае поля можно считать однородными?

Рисунок 6. Рисунок 7.Рисунок 8.

Рисунок 9. Рисунок 10. Рисунок 11.

3. Как направлены силовые линии магнитного поля?

Верно, ли указаны силовые линии?

Рисунок 12.Рисунок 13Рисунок 14.

4. Сформулируйте правило правой руки. Определите направление силовых линий поля по правилу правой руки.

Рисунок 15. Рисунок16. Рисунок 17.

5. Сформулируйте правило левой руки

Руку левую возьми,
Большой палец отогни,
Поле пусть войдет в ладошку,
Поклюет ее немножко,
Пальцы вытяни далеко,
Пусть покажут силу тока.
Вдоль большого пальца смело
Нарисуй силу Ампера.

6. Как читается закон Ампера?

Оценка:

За каждое правильное задание 1 балл.

Итак, мы вспомнили материал, изученный в 9 классе и прошлой лекции.

Цель сегодняшнего урока – научиться находить силу Ампера и величины, входящие в закон Ампера.

2. Организация деятельности учащихся по усвоению знаний (закон Ампера). (25-30 минут)

Исходя из закона Ампера, определяем возможный порядок действий и запишем их на доске. Т.к. - векторная величина.

  1. Определим направление силы Ампера.
  2. Определим силу тока.
  3. Определим вектор .
  4. Определим l
  5. Определим угол между I и .
  6. Переведем единицы в систему Си.
  7. Запишем формулу закона Ампера.
  8. Подставим значения и вычислим.
  9. Запишем ответ.

Уточняем, меняем местами пункты. Доску с записями закрываю.

Возьмите лист рабочей тетради и восстановите порядок действий.

Опираясь на порядок действий первое задание, выполним вместе.

Для этого воспользуемся учебной картой (Приложение 1) и моделью руки.

Задание 1.

Рисунок 18.

I=2A, l=20 см, B=0.5 Тл, =900.

l=20см=0,2 м.

FA=BIlsin.

FA=0.5 Тл*2A*0,2 м=2H.

2 и 3 задания выполните в парах. Проверка с помощью подосок – индикаторов.

4-6 задания – самостоятельно. Проверка всего листа на экране.

Оценка:

За каждое правильное задание 5 баллов.

За каждую ошибку -1 балл.

3. Работа в группах. (30-35 минут)

Мы научились находить силу Ампера, а теперь попробуйте найти величины, входящие в формулу закона Ампера.

Вы будите работать в группах. Каждой группе я даю задание. Запишите фамилии, работающих в группе, и в конце работы оцените вклад каждого в 5-бальной системе.

Проверка (на доске). За каждую правильно решенную задачу поставить 5-баллов. Если допущены 1-2 ошибки соответственно “- ” 1 балл за каждую.

Итог урока: Что нового вы узнали на уроке. Что понравилось? Чему научились?

Задание: найдите силу, действующую на проводник с током со стороны магнитного поля.

Мои действия при выполнении задания

  1. __________________________________________________________________________
  2. __________________________________________________________________________
  3. __________________________________________________________________________
  4. __________________________________________________________________________
  5. __________________________________________________________________________
  6. __________________________________________________________________________
  7. __________________________________________________________________________
  8. __________________________________________________________________________
  9. __________________________________________________________________________

Ситуации

Приложение 2