Цели урока:
- Познакомить учащихся с приемом сложения и вычитания двузначных чисел в столбик без перехода через десяток с использованием математических моделей.
- Совершенствовать умение решать задачи изученных видов.
- Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Прививать интерес к предмету.
Оборудование урока: математические модели, записи примеров на листах (тесты), опорные слова, решение задач – опоры. Сигнальные карточки
- “правильно”
Рисунок 1.
- “не согласен”.
Рисунок 2.
Модели (разноцветные прямоугольники, треугольники), учебник “Математика”, автор Аргинская.
I. Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
б) Скоро у нас праздник Новый год. Мы получим подарки, новогодние поздравления. Но, наверное, самый лучший подарок - это компьютер. Представьте себе, что наша доска – это экран компьютера.
Попробуем включить.
- Ты любишь Новый год?
Компьютер ответил 1, а мы да.
Доска
Рисунок 3.
- А вы хотите остаться без подарка?
Компьютер ответил 0, а мы нет.
Доска
Рисунок 4.
Мы теперь знаем, как отвечает компьютер. А теперь вы попробуйте отвечать на мои вопросы языком компьютера.
II. Актуализация знаний.
Я называю числа и указываю, сколько в этом числе десятков. Ваша задача – определить правильно ли я называю это количество (?)
1 учащийся у доски.
- 0 –нет
- 1- да
- В числе 25 – 5 десятков? 0
- В числе 13 – 1 десяток? 1
- В числе 54 – 5 десятков? 1
Я называю числа и указываю, сколько в этом числе единиц. Ваша задача – определить правильно ли я называю это количество (?)
- В числе 18 – 8 единиц? 1
- В числе 37 – 3 единицы? 0
- В числе 26 – 6 единиц? 1
А теперь речь пойдет и 0 десятков и о 0 единиц. Будь внимателен класс!
- В числе 35 – 5 десятков? 0
- В числе 17 – 1 единица? 0
- В числе 45 – 4 десятка? 1
- В числе 54 – 4 единицы? 1
Рисунок 5.
Проверим. Сообщите свое мнение (сигнал). Если вы правильно дадите характеристику этому числу, то узнаете , кто пришел в гости к вам. (1 учащийся – отвечает, а остальные - помогают)
Сегодня к вам в гости пришли… (переворачиваем лист с “54”)
Рисунок 6.
Гости приходят с подарками. Как вы думаете, что они могли принести в подарок? (треугольник и прямоугольник)
Рисунок 7.
- Каждому мешку они дали свое название.
- Какое?
Значит, каждый прямоугольник – это какое-то количество десятков, а каждый треугольник, это сколько-то единиц.
А третий мешок я приготовила
Рисунок 8.
- Когда получаем правильный ответ, мы улыбаемся, поэтому я выбрала такой символ.
Я высыпала подарки на подставку. Пусть нас порадуют.
III. Открытие нового знания.
Ребята, компьютер выдал нам информацию.
Доска.
Рисунок 9.
Запишите эти выражения в тетрадь, и найти их значение. (можно совещаться в паре).
Цифры вспомнили, что они не сделали нам подарка и убежали. Как быть?
(Есть два мешочка с разрядом единиц и десятков. Как мы можем использовать эти модели?)
8 человек к доске (пары). (Учитель)
Рисунок 10.
Рисунок 11.
Рисунок 12.
Рисунок 13.
- Каждое правило мы использовали для сложения этих чисел?
- А для вычитания?
- Почему мы делаем разные действия, а связал их компьютер веревочкой одного цвета?
(действия выполняются с единицами, действия выполняются с десятками)
- А вот и цифры вернулись.
На доске карточка
Рисунок 14.
- Один ученик решает пример с подробной записью.
Класс.
- Посмотрим модель решения этого примера. (1 учащийся – отвечает, а остальные - помогают)
Рисунок 15.
- Какое действие выполняли?
- Как складывали? (1 учащийся – отвечает, а остальные - помогают)
в) Вы любите урок физкультуры? К доске вызываются 2 мальчика и 2 девочки, подводим к моделям.
Рисунок 16.
- Что общего есть в математике, и как они стоят?
- Возьмите свои модели
- … и … - вы число 45
… и … - вы число 54
Дети, кого мы объединили? (М с М и Д с Д)
На первый – второй рассчитайся!
В две шеренги стройся.
Зафиксируем их положение с помощью моделей.
Рисунок 17.
Мы находим сумму чисел как? (в строчку) А теперь, как дети стоят? Также? (по – другому, в шеренгу, в рядах, следовательно, в столбик)
- Чего у нас не хватает в записи? (результата, +, =)
Если мы продолжим ряды, то к мальчикам кого надо поставить? (А это у нас десятки)
- А к девочкам? (А это у нас единицы)
Где удобнее поставить “+”, а где “=”, в математике “=” заменяется одной чертой.
Доска
Рисунок 18.
Дети стояли в шеренге, и мы нашли сумму этих чисел, как (Сергей, Петя….?)
- А теперь мы расставили числа по-другому. Как? (в столбик).
Значит, можно ли числа 45 и 54 сложить в столбик? (да)
Доска
Рисунок 19.
Запишем в тетрадь.
- Как записаны числа?
- Уточните (единицы под единицами)
(десятки под десятками)
- Где поставили “+”?
- Где заменили “=”?
С чего начинаем сложение? (Правило: девочек пропускаем вперед)
Что получим?
Где запишем?
Сравним новую запись с записью старой. (отличается только расположением чисел)
Вспомните, мы складывали при сложении и вычитании единицы веревочкой одного цвета, а десятки – другого.
- Можем ли мы воспользоваться этим для построения модели на вычитание двух чисел в столбик?
- Что изменим? (“+” на “-”)
Рисунок 20.
Заменим наши модели цифрами.
Рисунок 21.
- Как записаны числа?
- Уточните (единицы под единицами)
(десятки под десятками)
- Где поставили “-”?
- Где заменили “=”?
С какого разряда начинаем считать?
Итог:
Как мы вспомнили сложение и вычитание? (по - разрядно)
С чего начинаем счет.
Запишем в столбик
Сумму, разность по-разрядно
Рационально и наглядно.
Считать не ленись
Начинай счет с единиц.
- Дети вы догадались, какая тема нашего урока?
Открываем доску: “Сложение и вычитание в столбик двузначных чисел”
IV. Закрепление изученного материала (работа в группах на листах).
Обведи нужный объект кружком. (Приложение1 и Приложение 2.)
А) Какие ошибки нашли?
Б) Правильный ответ?
Учитель пишет на доске, а дети в тетрадь
Рисунок 23.
Рисунок 24.
Домашнее задание: №160(5) – Что будем делать?
А теперь №162. Что здесь написаны? (Задачи)
1в,1з, 2в-2з.
Мы ее не будем решать в классе. Но, если вы будете внимательны при выполнении моего задания, то домашняя работа не вызовет у вас затруднения.
V. Решение задачи
Белка запасла в одном дупле 12 орехов, а в другом 27 орехов.
Можно ли эту запись назвать задачей? Что нужно сделать, чтобы текст стал задачей?
- Составьте с каждой из этих записей вопрос. (В паре)
Рисунок 25.
Почему не использовалось слово “Осталось”?
“Сколько всего запасла орехов белка?”
“На сколько меньше орехов в 1 дупле, чем во 2?”
“На сколько больше орехов в 2 дупле, чем во 1?”
Тот, кто первый решил задание, выбирает действие на дополнительном столике и прикрепляет его к доске.(Приложение 3, Приложение 4, Приложение 5, Приложение 6)
- Ваше мнение.
Мы записали это действие в строку, а есть запись сложения и вычитания в столбик.
Математики договорились, что решение задач будем писать в строку, а если необходимо произвести с этими числами действие, то их можно будет записать ниже в столбик.
Итог урока
Рефлексия:
- Какую цель поставили?
- Достигли ее?
- Ч то нового узнали на уроке?
- С каким настроением уходим. (Дети показывают карточки)
или
Рисунок 26.