Цели:
- Учить вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, вывести правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
- Совершенствовать умение сравнивать дроби, решать задачи с дробями, решать уравнения.
- Развивать речь, внимание, память и логическое мышление учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, тест на листе у каждого ребенка, карточки с числами и буквами, учебная карта “Действия с дробями”.
Ход урока
1. Оргмомент.
Рефлексия настроения: на первом слайде презентации появляются три лица (веселое, грустное, нейтральное). Приложение 1
- Ребята, выберите и нарисуйте на полях своих тетрадей то лицо, которое соответствует вашему настроению в начале урока.
Давайте, ребята,
Учиться считать,
Делить, умножать,
Прибавлять, вычитать.
Запомните все,
Что без точного счета,
Не сдвинется с места
Любая работа.
2. Актуализация знаний.
1) Математическая “цепочка”.
На экране появляются две “цепочки” для устного счета (Приложение 1), такие же “цепочки” на листах лежат у детей в группах.
- Ребята, восстановите в группах “цепочки” вычислений. В чем особенность этих “цепочек”? (Чтобы их восстановить, надо выполнить обратные действия).
Проверка: Дети называют обратное действие и ответ, который появляется на экране.
2) Продолжи закономерность.
- Продолжим нашу математическую разминку. У меня на доске записан ряд чисел:
2/25, 4/24, 8/23, 5, 16/22…
- Какое число лишнее в этом ряду? (5 - это натуральное число, а остальные дробные). Установите закономерность образования получившегося ряда и продолжите его на три числа. (Числители удваиваются, а знаменатели уменьшаются на 1. 32/21, 64/20, 128/19).
3) Тест.
- Мы вспомнили, как записываются дроби, а теперь проверим ваши теоретические знания о дробях. У каждого на столе лежит тест, в течение одной минуты ответьте на вопросы теста, выбрав и обведя правильный ответ.
Вопрос | Ответ |
1. Одну или несколько долей целого называют: | a) Долей, b) Дробью, c) Целым числом. |
2. Черту дроби понимают как знак действия: | a) Умножения, b) Деления. c) Вычитания. d) Сложения. |
3. Число, записанное над чертой дроби называется: | a) Числитель. b) Знаменатель. |
4. Знаменатель дроби показывает: | a) На сколько частей разделили целое. b) Сколько частей взяли. |
5. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой: | a) Числитель больше, b) Числитель меньше, c) Числители равны. |
6. Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой: | a) Знаменатели равны, b) Знаменатель меньше, c) Знаменатель больше. |
- Проведем взаимопроверку ваших тестов по образцу на экране. Приложение 1. (Дети проверяют тест своего соседа и оценивают его по пятибалльной системе)
- Теперь давайте узнаем, зачем нам все эти знания о дробях, выполнив задание на стр. 11 №11.
4) Сравнение дробей.
- Вспомним, как нужно сравнивать дроби. На доске два ряда карточек с одной стороны, которых напечатаны дроби, а с другой стороны буквы. Ученики I варианта должны расположить числа в порядке возрастания, а II варианта в порядке убывания, если задание, выполнено верно, то перевернув карточки мы получим слова.
1/89, | 12/89, | 35/89, | 44/89, | 54/80, | 54/73, | 54/68, | 54/54 | I вариант |
Д | Е | Й | С | Т | В | И | Я | |
65/65, | 65/70, | 65/78, | 65/131, | 60/131, | 51/131, | 20/131, | 1/131 | II вариант |
С | Д | Р | О | Б | Я | М | И |
- Какое действие с дробями мы научились выполнять на предыдущем уроке? (Действие сложение).
5) Решение задач и постановка проблемы.
- Что нужно сделать, чтобы сложить две дроби с одинаковыми знаменателями? (Дети рассказывают алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями, на экране появляется учебная карта “Алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями”). Приложение 1.
- Я буду читать задачу, а вы будите записывать только ее решение:
- В первый день посадили деревья на 3/7 участка сада, во второй день – на 2/7 участка сада. Какая часть сада засажена деревьями? (3/7 + 2/7 = 5/7 сада)
- В декабре израсходовали 20% картофеля, в январе 25/100 картофеля. Сколько картофеля израсходовали? (20% + 25/100 = 20/100 + 25/100 = =45/100 = 45%)
- За два дня засеяли 5/8 поля. В первый день засеяли 3/8 поля. Сколько засеяли во второй день? (У детей возникает проблема, хотя некоторые из них могут и догадаться, как записать решение задачи).
- Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Мы будем изучать вычитание дробей).
Тема нашего урока: Вычитание дробей.
3. Изучение нового материала. Составление ориентировочной схемы действий.
- – Как же нам узнать, какую часть поля засеяли? (Нужно из целого вычесть часть). Каким действием мы это можем узнать? (Действием вычитания). Как записать решение задачи? (5/8 – 3/8 = 2/8 поля) Как же вычесть дроби с одинаковыми знаменателями? (Мнения детей). Решим задачу практически, проиллюстрируем решение. (Дети вырезают 5/8 и от них отрезают 3/8) Какой вывод мы можем сделать? (Чтобы выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, нужно из числителя одной дроби вычесть числитель другой дроби, а знаменатель оставить без изменений). Приложение 1
- – Как записать этот вывод для любых дробей, т,е. в общем виде? (a\n – b\n = a-b\n) Приложение 1.
- – Запишем опорную схему и пример в учебную карту.
4. Первичное закрепление.
Работа в учебнике.
- Стр. 10 №2 (дети выполняют в тетрадях); стр. 10 №3 (один ученик выполняет задание у доски с комментированием, а остальные дети в тетрадях).
- Стр.10 №4 (ученики выполняют самостоятельно с самопроверкой по образцу); стр.10 №5 (коллективное обсуждение особенностей, решение самостоятельное).
- Решение уравнений стр.11 №9 (первое и второе уравнение решают по одному ученику у доски с комментированием, а третье и четвертое – по вариантам самостоятельно в тетрадях).
- Решение задач стр. 11 №6(а) (Анализ условия, составление краткой записи и плана решения коллективно, запись решения и ответа самостоятельно).
5. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа в тетрадях для самостоятельных и контрольных работ по данной теме.
6. Итог и рефлексия урока.
- Что нового мы узнали сегодня на уроке? (Мы познакомились с вычитанием дробей).
- Как выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями?
- Кому мы можем сказать спасибо сегодня на уроке?
- Оцените свою работу на уроке шкалой правильности и отметьте, с каким настроением вы заканчиваете сегодня урок.
7. Домашнее задание.
Стр. 11 №8, стр. 12 №12, №14.