Конспект урока математики по учебнику Л.Г. Петерсон "Математика. 4-й класс" по теме: "Вычитание дробей"

Разделы: Математика, Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Учить вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, вывести правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
  • Совершенствовать умение сравнивать дроби, решать задачи с дробями, решать уравнения.
  • Развивать речь, внимание, память и логическое мышление учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, тест на листе у каждого ребенка, карточки с числами и буквами, учебная карта “Действия с дробями”.

Ход урока

1. Оргмомент.

Рефлексия настроения: на первом слайде презентации появляются три лица (веселое, грустное, нейтральное). Приложение 1

- Ребята, выберите и нарисуйте на полях своих тетрадей то лицо, которое соответствует вашему настроению в начале урока.

Давайте, ребята,
Учиться считать,
Делить, умножать,
Прибавлять, вычитать.
Запомните все,
Что без точного счета,
Не сдвинется с места
Любая работа.

2. Актуализация знаний.

1) Математическая “цепочка”.

На экране появляются две “цепочки” для устного счета (Приложение 1), такие же “цепочки” на листах лежат у детей в группах.

- Ребята, восстановите в группах “цепочки” вычислений. В чем особенность этих “цепочек”? (Чтобы их восстановить, надо выполнить обратные действия).

Проверка: Дети называют обратное действие и ответ, который появляется на экране.

2) Продолжи закономерность.

- Продолжим нашу математическую разминку. У меня на доске записан ряд чисел:

2/25, 4/24, 8/23, 5, 16/22…

- Какое число лишнее в этом ряду? (5 - это натуральное число, а остальные дробные). Установите закономерность образования получившегося ряда и продолжите его на три числа. (Числители удваиваются, а знаменатели уменьшаются на 1. 32/21, 64/20, 128/19).

3) Тест.

- Мы вспомнили, как записываются дроби, а теперь проверим ваши теоретические знания о дробях. У каждого на столе лежит тест, в течение одной минуты ответьте на вопросы теста, выбрав и обведя правильный ответ.

Вопрос Ответ
1. Одну или несколько долей целого называют: a) Долей,
b) Дробью,
c) Целым числом.
2. Черту дроби понимают как знак действия: a) Умножения,
b) Деления.
c) Вычитания.
d) Сложения.
3. Число, записанное над чертой дроби называется: a) Числитель.
b) Знаменатель.
4. Знаменатель дроби показывает: a) На сколько частей разделили целое.
b) Сколько частей взяли.
5. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой: a) Числитель больше,
b) Числитель меньше,
c) Числители равны.
6. Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой: a) Знаменатели равны,
b) Знаменатель меньше,
c) Знаменатель больше.

- Проведем взаимопроверку ваших тестов по образцу на экране. Приложение 1. (Дети проверяют тест своего соседа и оценивают его по пятибалльной системе)

- Теперь давайте узнаем, зачем нам все эти знания о дробях, выполнив задание на стр. 11 №11.

4) Сравнение дробей.

- Вспомним, как нужно сравнивать дроби. На доске два ряда карточек с одной стороны, которых напечатаны дроби, а с другой стороны буквы. Ученики I варианта должны расположить числа в порядке возрастания, а II варианта в порядке убывания, если задание, выполнено верно, то перевернув карточки мы получим слова.

1/89, 12/89, 35/89, 44/89, 54/80, 54/73, 54/68, 54/54 I вариант
Д Е Й С Т В И Я
65/65, 65/70, 65/78, 65/131, 60/131, 51/131, 20/131, 1/131 II вариант
С Д Р О Б Я М И

- Какое действие с дробями мы научились выполнять на предыдущем уроке? (Действие сложение).

5) Решение задач и постановка проблемы.

- Что нужно сделать, чтобы сложить две дроби с одинаковыми знаменателями? (Дети рассказывают алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями, на экране появляется учебная карта “Алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями”). Приложение 1.

- Я буду читать задачу, а вы будите записывать только ее решение:

  1. В первый день посадили деревья на 3/7 участка сада, во второй день – на 2/7 участка сада. Какая часть сада засажена деревьями? (3/7 + 2/7 = 5/7 сада)
  2. В декабре израсходовали 20% картофеля, в январе 25/100 картофеля. Сколько картофеля израсходовали? (20% + 25/100 = 20/100 + 25/100 = =45/100 = 45%)
  3. За два дня засеяли 5/8 поля. В первый день засеяли 3/8 поля. Сколько засеяли во второй день? (У детей возникает проблема, хотя некоторые из них могут и догадаться, как записать решение задачи).

- Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Мы будем изучать вычитание дробей).

Тема нашего урока: Вычитание дробей.

3. Изучение нового материала. Составление ориентировочной схемы действий.

  1. – Как же нам узнать, какую часть поля засеяли? (Нужно из целого вычесть часть). Каким действием мы это можем узнать? (Действием вычитания). Как записать решение задачи? (5/8 – 3/8 = 2/8 поля) Как же вычесть дроби с одинаковыми знаменателями? (Мнения детей). Решим задачу практически, проиллюстрируем решение. (Дети вырезают 5/8 и от них отрезают 3/8) Какой вывод мы можем сделать? (Чтобы выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, нужно из числителя одной дроби вычесть числитель другой дроби, а знаменатель оставить без изменений). Приложение 1
  2. – Как записать этот вывод для любых дробей, т,е. в общем виде? (a\n – b\n = a-b\n) Приложение 1.
  3. – Запишем опорную схему и пример в учебную карту.

4. Первичное закрепление.

Работа в учебнике.

  1. Стр. 10 №2 (дети выполняют в тетрадях); стр. 10 №3 (один ученик выполняет задание у доски с комментированием, а остальные дети в тетрадях).
  2. Стр.10 №4 (ученики выполняют самостоятельно с самопроверкой по образцу); стр.10 №5 (коллективное обсуждение особенностей, решение самостоятельное).
  3. Решение уравнений стр.11 №9 (первое и второе уравнение решают по одному ученику у доски с комментированием, а третье и четвертое – по вариантам самостоятельно в тетрадях).
  4. Решение задач стр. 11 №6(а) (Анализ условия, составление краткой записи и плана решения коллективно, запись решения и ответа самостоятельно).

5. Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа в тетрадях для самостоятельных и контрольных работ по данной теме.

6. Итог и рефлексия урока.

- Что нового мы узнали сегодня на уроке? (Мы познакомились с вычитанием дробей).

- Как выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями?

- Кому мы можем сказать спасибо сегодня на уроке?

- Оцените свою работу на уроке шкалой правильности и отметьте, с каким настроением вы заканчиваете сегодня урок.

7. Домашнее задание.

Стр. 11 №8, стр. 12 №12, №14.