Урок музыки в 6-м классе по теме: "Фредерик Шопен – величайший мелодист мира"

Разделы: Музыка


Тема четверти: “Романтизм в музыке”.

Тема урока: “Фридерик Шопен – величайший мелодист мира”.

Цели:

  1. Формировать знания о романтизме, как музыкальном направлении; о представлениях данного направления.
  2. Развивать представления о танцевальном жанре.
  3. Повышать уровень музыкальной культурой учащихся.
  4. Продолжать нравственное воспитание учащихся на примере музыки Ф. Шопена.
  5. Развивать певческие способности учащихся.

Технические средства: магнитофон, кассета с музыкой Ф. Шопена, музыкальный инструмент.

Приемы: беседа, слушание музыки, творческие задания, исполнение песенного материала, использование наглядного материала.

Ход урока

Урок начинается с музыкального произведения. Звучит ноктюрн Ф. Шопена.

Учитель:

- Это дивная, чудная музыка, написанная великим композитором, и музыкантом.

- Он воспевал душу своего народа, создавал прекрасные мелодии и танцы.

- Он ограничил свое творчество рамками фортепианной музыки.

- Он классик польской музыки. Его имя стоит в ряду с именами гениальных композиторов, как (на доске портреты композиторов) Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский.

- Творчество Ф. Шопена – это огромный мир необыкновенной красоты. (Рисунок 1)

Актуализация знаний.

Вопросы для учащихся.

1. В какие годы жил Ф. Шопен?

(на доске учащийся делает запись)

Фридерик Шопен (1810-1849)

2. Заполните таблицу. (Работа выполняется учащимися устно, в графе “ответ” краткие пояснения записывает учитель).

Вопрос Ответ
1. Национальность Поляк (без ответа)
2. Семья Мать, отец, 3 сестры
3. Первый учитель (фортепиано) Войцех Живный
4. Первое сочинение, выступление В 7 лет, полонез
5. Кем стал Великим композитором, музыкантом

Ответы учащихся:

1. Поляк. Родился блиц Варшавы в имении Желязова Воля.

2. Отец – француз, сын крестьянина.

Мать – полячка, была музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом.

Именно она привила сыну любовь к народным мелодиям.

Три сестры – разносторонне развиты.

3. С 6 лет систематические занятия на фортепиано с Войцехом Живным.

4. Почти одновременно с началом серьезного музыкального обучения появляется и первое сочинение. Полонез g-moll.

5. А в 8 лет состоялось первое публичное выступление.

6. Он стал великим музыкантом и композитором.

Таблица (с ответом).

Новый материал.

Учитель:

- Фридерик Шопен – величайший мелодист мира.

- Он жил в трудную, но интересную эпоху.

- Как поляк (по матери) он всем сердцем принадлежал польской культуре, как француз (по отцу) он обладал пылким темпераментом.

- Слияние 2-х культур обогатило музыкальную палитру композитора.

- Когда Шопена спросили, каким словом можно определить основное настроение его музыки, он ответил “жаль” zal, “жалость”.

- По словам Листа, слово “жаль” - окрашивает все творения Шопена то в серебристые, то в огненно – пылающие тона.

Творческое домашнее задание.

- Ребята! Я вам предложила дома нарисовать рисунок, который возник в вашем воображении при восприятии музыки.

Как вы представили музыку Шопена?

“Ноктюрн”

(идет беседа по рисункам учащихся, рисунки 2-7)

Продолжение нового материала.

- Одно из замечательных свойств музыки – ее доходчивость, она словно бы идет от “сердца к сердцу”.

- 30-40 г. – самые плодотворные. Это пара создания наиболее значительных произведений танцевальной музыки.

Стихотворение (фрагмент).

…Под звуки прошлое встает
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поет,
То веет таинством прекрасным… (Александр Блок)

Вальс. (Рисунок 8,9).

- Певучесть, мелодичность, протяженность, трехдольность в сочетании с непрерывностью “кружащегося” ритма – заставляют нас поверить, что это вальс. Эту музыку нужно слушать.

Слушаем музыку.

Ф. Шопен вальс № 10, сочинение 69.

Пояснение. Поэтично и нежно звучат вальсы Шопена, напевающие образ столь тонкий и мечтательный, что порой даже стирается ощущение танцевальности.

Мазурка (рисунок 10,11)

- Размер 3/4 является обязательным как для вальса, так и для мазурки. Эти жанры очень трудно спутать друг с другом.

- Ритмический рисунок мазурки далек от размеренной плавности, полон острых и угловатых интонаций, резких акцентов, иногда на слабой доле такта.

Слушаем музыку.

Ф. Шопен мазурка си – бемоль мажор.

Полонез (рисунок 12)

- Существует легенда о том, что Шопен, сочиняя полонез, увидел вокруг себя торжественное шествие кавалеров и дам былых времен. Полонез.

- Торжественный бальный танец – шествие.

Полонез – это церемонная поступь придворных дам и их кавалеров – полузабытая картина давно ушедших времен.

Слушаем музыку.

Ф. Шопен полонез №6, сочинение 53.

Обобщение: именно в танцевальной музыке Шопена выражен музыкальный стиль композитора, представленного как “поющей”, “говорящей” мелодикой.

- Работа над песенным репертуаром: урок будет не полным, если мы с вами не споем лирическую песню. Композитор-романтик Роберт Шуман, слова Родионова - “Вечерняя звезда”.

Текст песни:

I куплет.

Далекий мой друг, твой радостный свет
Мне с неба приносит вечерний привет.

II куплет.

Люблю я тебя, всем сердцем люблю,
И луч твой волшебный я жадно ловлю.

III куплет.

И где б ни был я, всегда передо мной
Ласкающий свет твой, твой луч золотой.

IV куплет.

О, как бы хотел я вместе с тобой
Сиять над землею вечерей звездой.

Итог:

Кроссворд: “Шопен” - по вертикали. (Вопросы для закрепления материала).

  1. Композитор-романтик XIX века, написавший музыку к песне “Вечерняя звезда”.
  2. Какой титул получил Шопен благодаря своей музыке?
  3. Любимый инструмент Шопена.
  4. О каком танце идет речь: “Торжественный бальный танец – шествие”?
  5. Музыка какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена?

 

Рисунок 13.