Тема четверти: “Романтизм в музыке”.
Тема урока: “Фридерик Шопен – величайший мелодист мира”.
Цели:
- Формировать знания о романтизме, как музыкальном направлении; о представлениях данного направления.
- Развивать представления о танцевальном жанре.
- Повышать уровень музыкальной культурой учащихся.
- Продолжать нравственное воспитание учащихся на примере музыки Ф. Шопена.
- Развивать певческие способности учащихся.
Технические средства: магнитофон, кассета с музыкой Ф. Шопена, музыкальный инструмент.
Приемы: беседа, слушание музыки, творческие задания, исполнение песенного материала, использование наглядного материала.
Ход урока
Урок начинается с музыкального произведения. Звучит ноктюрн Ф. Шопена.
Учитель:
- Это дивная, чудная музыка, написанная великим композитором, и музыкантом.
- Он воспевал душу своего народа, создавал прекрасные мелодии и танцы.
- Он ограничил свое творчество рамками фортепианной музыки.
- Он классик польской музыки. Его имя стоит в ряду с именами гениальных композиторов, как (на доске портреты композиторов) Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский.
- Творчество Ф. Шопена – это огромный мир необыкновенной красоты. (Рисунок 1)
Актуализация знаний.
Вопросы для учащихся.
1. В какие годы жил Ф. Шопен?
(на доске учащийся делает запись)
Фридерик Шопен (1810-1849)
2. Заполните таблицу. (Работа выполняется учащимися устно, в графе “ответ” краткие пояснения записывает учитель).
Вопрос | Ответ |
1. Национальность | Поляк (без ответа) |
2. Семья | Мать, отец, 3 сестры |
3. Первый учитель (фортепиано) | Войцех Живный |
4. Первое сочинение, выступление | В 7 лет, полонез |
5. Кем стал | Великим композитором, музыкантом |
Ответы учащихся:
1. Поляк. Родился блиц Варшавы в имении Желязова Воля.
2. Отец – француз, сын крестьянина.
Мать – полячка, была музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом.
Именно она привила сыну любовь к народным мелодиям.
Три сестры – разносторонне развиты.
3. С 6 лет систематические занятия на фортепиано с Войцехом Живным.
4. Почти одновременно с началом серьезного музыкального обучения появляется и первое сочинение. Полонез g-moll.
5. А в 8 лет состоялось первое публичное выступление.
6. Он стал великим музыкантом и композитором.
Таблица (с ответом).
Новый материал.
Учитель:
- Фридерик Шопен – величайший мелодист мира.
- Он жил в трудную, но интересную эпоху.
- Как поляк (по матери) он всем сердцем принадлежал польской культуре, как француз (по отцу) он обладал пылким темпераментом.
- Слияние 2-х культур обогатило музыкальную палитру композитора.
- Когда Шопена спросили, каким словом можно определить основное настроение его музыки, он ответил “жаль” zal, “жалость”.
- По словам Листа, слово “жаль” - окрашивает все творения Шопена то в серебристые, то в огненно – пылающие тона.
Творческое домашнее задание.
- Ребята! Я вам предложила дома нарисовать рисунок, который возник в вашем воображении при восприятии музыки.
Как вы представили музыку Шопена?
“Ноктюрн”
(идет беседа по рисункам учащихся, рисунки 2-7)
Продолжение нового материала.
- Одно из замечательных свойств музыки – ее доходчивость, она словно бы идет от “сердца к сердцу”.
- 30-40 г. – самые плодотворные. Это пара создания наиболее значительных произведений танцевальной музыки.
Стихотворение (фрагмент).
…Под звуки прошлое встает
И близким кажется и ясным:
То для меня мечта поет,
То веет таинством прекрасным… (Александр Блок)
Вальс. (Рисунок 8,9).
- Певучесть, мелодичность, протяженность, трехдольность в сочетании с непрерывностью “кружащегося” ритма – заставляют нас поверить, что это вальс. Эту музыку нужно слушать.
Слушаем музыку.
Ф. Шопен вальс № 10, сочинение 69.
Пояснение. Поэтично и нежно звучат вальсы Шопена, напевающие образ столь тонкий и мечтательный, что порой даже стирается ощущение танцевальности.
Мазурка (рисунок 10,11)
- Размер 3/4 является обязательным как для вальса, так и для мазурки. Эти жанры очень трудно спутать друг с другом.
- Ритмический рисунок мазурки далек от размеренной плавности, полон острых и угловатых интонаций, резких акцентов, иногда на слабой доле такта.
Слушаем музыку.
Ф. Шопен мазурка си – бемоль мажор.
Полонез (рисунок 12)
- Существует легенда о том, что Шопен, сочиняя полонез, увидел вокруг себя торжественное шествие кавалеров и дам былых времен. Полонез.
- Торжественный бальный танец – шествие.
Полонез – это церемонная поступь придворных дам и их кавалеров – полузабытая картина давно ушедших времен.
Слушаем музыку.
Ф. Шопен полонез №6, сочинение 53.
Обобщение: именно в танцевальной музыке Шопена выражен музыкальный стиль композитора, представленного как “поющей”, “говорящей” мелодикой.
- Работа над песенным репертуаром: урок будет не полным, если мы с вами не споем лирическую песню. Композитор-романтик Роберт Шуман, слова Родионова - “Вечерняя звезда”.
Текст песни:
I куплет.
Далекий мой друг, твой радостный свет
Мне с неба приносит вечерний привет.
II куплет.
Люблю я тебя, всем сердцем люблю,
И луч твой волшебный я жадно ловлю.
III куплет.
И где б ни был я, всегда передо мной
Ласкающий свет твой, твой луч золотой.
IV куплет.
О, как бы хотел я вместе с тобой
Сиять над землею вечерей звездой.
Итог:
Кроссворд: “Шопен” - по вертикали. (Вопросы для закрепления материала).
- Композитор-романтик XIX века, написавший музыку к песне “Вечерняя звезда”.
- Какой титул получил Шопен благодаря своей музыке?
- Любимый инструмент Шопена.
- О каком танце идет речь: “Торжественный бальный танец – шествие”?
- Музыка какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена?
Рисунок 13.