Тема урока: "Диета и рациональное питание: стоит ли ставить знак равенства?

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Форма проведения: урок-дискуссия

Образовательные цели:

  1. Ученики должны составить четкое представление об основных и современных видах диет и их главных особенностях.
  2. Анализ диет с точки зрения принципов рационального питания.

Развивающие цели:

  1. Развитие умения критически мыслить.
  2. Развитие умения работы с дополнительной литературой (в ходе предварительной подготовки к уроку).
  3. Развитие умения четко и обоснованно выражать свои мысли по данному вопросу.
  4. Развитие умения вести дискуссию.
  5. Развитие умения обобщить материал по данному вопросу.

Воспитательные цели:

  1. Воспитания уважительного отношения к мнению товарищей и их аргументам.
  2. Формирования культуры полемики и ведения аргументированной доброжелательной дискуссии.
  3. Формирования культуры работы в группе.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал – справочные материалы, (готовится учителем на каждую группу).
  2. Оформление доски – Проблемный вопрос (Диета? Рациональное питание) – готовит учитель перед началом урока – тема на доске, но закрыта; схемы по особенностям диет (готовится учащимися по материалу вопросов); учетная карта принципов питания; сводная ведомость для ассистента; карточки для доски с особенностями диет и принципами питания.

Предварительная подготовка:

Группами (по 5 учеников) заранее был выбран вопрос – кратко охарактеризовать какую-либо популярную диету или направление диет и составить опорную схему по изученному вопросу.

Данный урок следует за уроком “Рациональное питание и здоровье человека”, на котором у учеников освежается материал о роли питательных веществ, витаминов, энергетической ценности пищи и создается четкое представление о принципах рационального питания.

Ход урока:

1. Организационный момент (стадия ориентации)

А) Учитель приветствует класс, говорит, что на прошлом уроке изучалось рациональное питание и предлагает кратко вспомнить его основные принципы.

Один из учеников называет 5 принципов. Учащиеся по необходимости дополняют, учитель оценивает ответ. Ассистент раздает учащимся учетные карты, а учитель открывает на доске один из столбцов с перечисленными принципами.

Б) Далее учитель говорит, что существует особый тип питания – диета. Определение диеты мы знаем (один учащийся дает определение). Откуда берет корни диетическое питание и почему люди прибегают к диетам – следует краткий рассказ учителя. Но для нас, – говорит учитель, все еще остаются неизвестными принципы диет и их обоснованность. Отвечают ли диеты всем принципам рационального питания? Мы пока не можем сказать. Посмотрите на доску – на доске открывается тема: Диета? Рациональное питание.

Б) Учитель говорит о форме работы на уроке, о цели урока (сравнить диеты с точки зрения рационального питания и постараться выработать общее, четко аргументированное мнение – что ставить между ними – знак равенства или нет), о группах, о роли ассистента (он учитывает мнения всех сторон и помогает координировать мнения всех сторон).

2. Стадия оценки.

А) Первая группа выступает с сообщением о раздельном питании, предъявляет свою схему. Возможные вопросы этой группе:

  • Возможно ли четкое разделение продуктов по составу питательных веществ?
  • Обосновано ли мнение о том, что вещества “мешают” друг другу перевариваться?
  • Нет ли противопоказаний?
  • Почему на протяжении истории неправильное питание не вредило человечеству?

Группа отвечает, а затем каждая из групп-слушателей выставляет баллы в специальной учетной карте – скольким принципам отвечает данная диета – и озвучивают результат с кратким комментарием. Ассистент записывает все баллы в сводную ведомость.

Б) Вторая группа выступает с сообщением о сыроядении, предъявляет свою схему. Возможные вопросы этой группе:

  • Не опасна ли такая диета?
  • Имеются ли противопоказания?
  • Не слишком ли беден рацион питания при сыроядении?

Группа отвечает, а затем каждая из групп-слушателей выставляет баллы в специальной учетной карте – скольким принципам отвечает данная диета – и озвучивают результат с кратким комментарием. Ассистент записывает все баллы в сводную ведомость.

В) Третья группа выступает с сообщением о вегетарианстве и предъявляет свою схему. Возможные вопросы этой группе:

  • Какой тип диеты предпочтителен?
  • Кому нельзя придерживаться вегетарианства?
  • Как организм может восполнить недостаток жизненно необходимых веществ?

Группа отвечает, а затем каждая из групп-слушателей выставляет баллы в специальной учетной карте – скольким принципам отвечает данная диета – и озвучивают результат с кратким комментарием. Ассистент записывает все баллы в сводную ведомость.

Г) Четвертая группа выступает с сообщением о средиземноморской диете и предъявляет свою схему. Возможные вопросы этой группе:

  • Можно ли вообще считать это питание диетой?
  • Какие имеются противопоказания?
  • Не слишком ли мал эффект от этой диеты?
  • Не ориентирована ли диета лишь на жителей южных регионов?

Группа отвечает, а затем каждая из групп-слушателей выставляет баллы в специальной учетной карте – скольким принципам отвечает данная диета – и озвучивают результат с кратким комментарием. Ассистент записывает все баллы в сводную ведомость.

Д) Пятая группа выступает с сообщением о диете на основе групп крови и предъявляет свою схему. Возможные вопросы этой группе:

  • Насколько возможна связь между группами крови и питанием?
  • Насколько аргументировано отнесение людей с разной группой крови к различным категориям населения?
  • Почему иногда выбор продуктов по группе крови не совпадает с привычками человека?

Группа отвечает, а затем каждая из групп-слушателей выставляет баллы в специальной учетной карте – скольким принципам отвечает данная диета – и озвучивают результат с кратким комментарием. Ассистент записывает все баллы в сводную ведомость.

3. Стадия консолидации.

Ассистент на основании оценок, данных группами, подсчитывает баллы, вывешивает сводную ведомость на доску и также крепит на доске рядом с принципами рационального питания (которые все имеют положительное влияние) отрицательные и положительные стороны диет.

Учитель спрашивает учащихся – теряет ли что-то человек, увлекаясь диетами. (Отвечают 1-2 учащихся).

Учитель спрашивает, какой вывод в итоге можно сделать. Можно ли ставить знак равенства. – Нет, нельзя. Учитель просит кого-то из учащихся (1 ученик. Это может быть способный человек из групп или ассистент)

Итоговое общее мнение может звучать примерно так: Ни одна из существующих диет не отвечает всем требованиям рационального питания (страдает рацион, отсутствуют некоторые необходимые вещества, нет лечебного эффекта). Поэтому стоит задуматься о применении диет, если только они не назначены врачом. Последствия неразумного применения диет могут быть отрицательными.

В заключении учитель задает домашнее задание – самим выступить в роли диетологов и составить дневной рацион питания по принципам рационального питания. Оформить на отдельном листке с указанием, для кого разработан рацион (возраст и род занятий).