Цели урока:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательная:
Ход урока.
1. ОРГМОМЕНТ.
2. РАЗМИНКА.
а) Сядьте ровно, руки опустите на колени:
– вдох носом, выдох через рот;
– вдох, задержка дыхания, выдох;
– вдох, задержка дыхания, выдох порциями.
3. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.
У
: – Сегодня на уроке мы работаем с отрывком из рассказа “Лес и степь”, который вошел в сборник рассказов под названием “Записки охотника” (показ книги).На доске: табл 1 портрет Тургенева , табл2 надпись годы жизни 1818-1883
(Учитель читает):
Великий мастер пейзажа. Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную, русскую природу.
В.Г.Белинский
У: – Эти слова сказаны о великом русском писателе Иване Сергеевиче Тургеневе (перевернуть табл. 1), жившем в 19 веке (перевернуть табл. 2), который очень любил природу во все времена года.
У: – С произведениями Тургенева вы ближе познакомитесь в средней школе.
А сейчас послушайте запись.
СЛУШАНИЕ.
Вопросы: 1) Какие чувства вы испытали, слушая эту запись?
Ответы: – Мне было приятно слушать о красоте русской природы.
– Я восхищалась красотой природы, её временами года.
– Восторг и уважение к автору.
– На душе становится легко.
У: – Молодцы! Я тоже с удовольствием слушала описание русской природы и красоту русской речи.
Словарная работа.
У:
– Вы уже знакомы с отрывком. Все ли вам было понятно в тексте?Д: – Да, понятно.
У: – Откройте учебник на с.91
У: – Тогда у меня есть к вам вопросы. Объясните, пожалуйста, значения слов:
Багровый – (багровое солнце) –
тёмно-красный
Верста – (версты
3 осталось) – 1,06 км
Чибис – небольшая птица,
родственница кулику
Отрадно бродить – приятно,
радостно
Косарь – человек, который
косит траву
Вальдшнеп –
птица
Свиток – свернутая трубкой
бумага
Работа с текстом произведения: выборочное чтение, деление на смысловые части, составление плана.
У
: – Сейчас мы работаем с текстом, будем:– составлять картинный план и план с опорными
словами,
– читать текст выборочно,
– вспомним, что такое сравнение и эпитеты.
У:
– Начинаем читать с 1 части, 1 описание. (1 человек)У:
– О чем это описание?О: – Это описание рассвета, начала дня.
У: – Как мы назовем эту часть?
О: – Рассвет.
У: – Докажите словами из текста, что вы правы.
Ответы:
- …А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу…
- …предрассветный ветер подул…
- …Солнце быстро поднимается; небо чисто…
4)…Свет так и хлынет потоком…
5)…тихо всплывает багровое солнце.
У
: – Читаем 2 часть.(2 чел.)
У: – А теперь представьте себе, что вы художники. Вам надо нарисовать картины по прочитанному отрывку с помощью слов. Какие картины вы нарисуете?
Ответы:…………
У: – Вы составили …картины. А у меня 1 картина на доске для 2 части. Как вы думаете, что на ней изображено?
О: – Летний пейзаж!
У: – А как можно озаглавить эту часть?
О: – Летняя пора.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.
У: – А теперь мы немного отдохнем. Сядьте удобно, слушаем музыку.
У: – Переходим к 3 части. Начинает читать (имя)_________.
(2 чел.)
У: – Что описал Тургенев в этом отрывке?
О: – Лес.
У: – Правильно, лес.
У: – Как мы озаглавим эту часть?
О: – Лес осенью.
У: – С чем сравнивает писатель березу? Найдите в тексте.
О: – Береза, словно сказочное дерево.
У: – Правильно. Это сравнение. Найдите еще сравнения в этой части.
Ответы:
-последние золотые листья;
– воображение реет и носится, как птица;
– жизнь развертывается, как свиток.
ИТОГ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА.
У: – Ребята, на доске вы составили 2 вида плана.
1 план с помощью чего мы составили?
О: – С помощью картин.
У: – Правильно. Это картинный план. Во 2 случае мы пользовались опорными словами.
РАБОТА В ТЕТРАДИ.
У
: – Теперь работаем в печатных тетрадях. Откройте тетради на с.32, выполняем задание №2.В этом задании мы встретимся с эпитетами – образным художественным определением.
Прочитайте абзац. Как описаны утро, береза, роща? Подчеркните эпитеты.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Проверка.
У: – Какие слова вы подчеркнули? Молодцы. Закрываем тетради.
4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЛОЖКИ.
У:
– Приготовьте чистые листочки. Смоделируйте, пожалуйста, обложку к произведению “Лес и степь”,( По мере готовности модели вывешиваются на доску)
У: – Проверяем.
/ Если детьми найдены ошибки, разобрать их. После разбора снять с доски /
5. ОЦЕНКИ.
Сегодня на уроке вы работали очень хорошо. Особенно хочу отметить:
– за выразительное чтение – ….( Ф.И.)
– за активную работу на уроке и полные правильные ответы на вопросы……. ( Ф. И.)
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
У: Выполните в тетради задание №1, 3.