Урок литературного чтения в 3-м классе на тему: "И.С. Тургенев. Лес и степь"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Образовательные:

  1. Учить составлять картинный план и план с помощью опорных слов.
  2. Работать над выразительным чтением учащихся.
  3. Формировать понятия об описании, рассказе, рассказе-повествовании.
  4.  

Развивающие:

  1. Находить сравнения и эпитеты в тексте.
  2. Работать над устной связной речью учащихся.
  3. Определять свою точку зрения и выявлять (понимать) точку зрения автора;

Воспитательная:

  1. Воспитывать любовь к Родине, к русской природе, к красоте русской речи.

Ход урока.

1. ОРГМОМЕНТ.

2. РАЗМИНКА.

а) Сядьте ровно, руки опустите на колени:

– вдох носом, выдох через рот;
– вдох, задержка дыхания, выдох;
– вдох, задержка дыхания, выдох порциями.

3. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

У: – Сегодня на уроке мы работаем с отрывком из рассказа “Лес и степь”, который вошел в сборник рассказов под названием “Записки охотника” (показ книги).

На доске: табл 1 портрет Тургенева , табл2 надпись годы жизни 1818-1883

(Учитель читает):

Великий мастер пейзажа. Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную, русскую природу.

В.Г.Белинский

У: – Эти слова сказаны о великом русском писателе Иване Сергеевиче Тургеневе (перевернуть табл. 1), жившем в 19 веке (перевернуть табл. 2), который очень любил природу во все времена года.

У: – С произведениями Тургенева вы ближе познакомитесь в средней школе.

А сейчас послушайте запись.

СЛУШАНИЕ.

Вопросы: 1) Какие чувства вы испытали, слушая эту запись?

Ответы: – Мне было приятно слушать о красоте русской природы.

– Я восхищалась красотой природы, её временами года.

– Восторг и уважение к автору.

– На душе становится легко.

У: – Молодцы! Я тоже с удовольствием слушала описание русской природы и красоту русской речи.

Словарная работа.

У: – Вы уже знакомы с отрывком. Все ли вам было понятно в тексте?

Д: – Да, понятно.

У: – Откройте учебник на с.91

У: – Тогда у меня есть к вам вопросы. Объясните, пожалуйста, значения слов:

Багровый(багровое солнце) – тёмно-красный
Верста (версты 3 осталось) – 1,06 км
Чибис небольшая птица, родственница кулику
Отрадно бродитьприятно, радостно
Косарьчеловек, который косит траву
Вальдшнеп птица
Свиток – свернутая трубкой бумага

Работа с текстом произведения: выборочное чтение, деление на смысловые части, составление плана.

У: – Сейчас мы работаем с текстом, будем:

– составлять картинный план и план с опорными словами,
– читать текст выборочно,
– вспомним, что такое сравнение и эпитеты.

У: – Начинаем читать с 1 части, 1 описание. (1 человек)

У:О чем это описание?

О: – Это описание рассвета, начала дня.

У: – Как мы назовем эту часть?

О: – Рассвет.

У:Докажите словами из текста, что вы правы.

Ответы:

  1. …А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу…
  2. …предрассветный ветер подул…
  3. …Солнце быстро поднимается; небо чисто…

4)…Свет так и хлынет потоком…

5)…тихо всплывает багровое солнце.

У: Читаем 2 часть.

(2 чел.)

У: – А теперь представьте себе, что вы художники. Вам надо нарисовать картины по прочитанному отрывку с помощью слов. Какие картины вы нарисуете?

Ответы:…………

У: – Вы составили …картины. А у меня 1 картина на доске для 2 части. Как вы думаете, что на ней изображено?

О: – Летний пейзаж!

У: – А как можно озаглавить эту часть?

О: – Летняя пора.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.

У: – А теперь мы немного отдохнем. Сядьте удобно, слушаем музыку.

 У: – Переходим к 3 части. Начинает читать (имя)_________.

(2 чел.)

У: – Что описал Тургенев в этом отрывке?

О: – Лес.

У: – Правильно, лес.

У: – Как мы озаглавим эту часть?

О: – Лес осенью.

У: – С чем сравнивает писатель березу? Найдите в тексте.

О: – Береза, словно сказочное дерево.

У: – Правильно. Это сравнение. Найдите еще сравнения в этой части.

Ответы:

-последние золотые листья;

– воображение реет и носится, как птица;

– жизнь развертывается, как свиток.

ИТОГ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНА.

У:Ребята, на доске вы составили 2 вида плана.

1 план с помощью чего мы составили?

О: – С помощью картин.

У: – Правильно. Это картинный план. Во 2 случае мы пользовались опорными словами.

РАБОТА В ТЕТРАДИ.

У: – Теперь работаем в печатных тетрадях. Откройте тетради на с.32, выполняем задание №2.

В этом задании мы встретимся с эпитетами образным художественным определением.

Прочитайте абзац. Как описаны утро, береза, роща? Подчеркните эпитеты.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Проверка.

У: – Какие слова вы подчеркнули? Молодцы. Закрываем тетради.

4. МОДЕЛИРОВАНИЕ ОБЛОЖКИ.

У: – Приготовьте чистые листочки. Смоделируйте, пожалуйста, обложку к произведению “Лес и степь”,

( По мере готовности модели вывешиваются на доску)

У: – Проверяем.

/ Если детьми найдены ошибки, разобрать их. После разбора снять с доски /

5. ОЦЕНКИ.

Сегодня на уроке вы работали очень хорошо. Особенно хочу отметить:

– за выразительное чтение – ….( Ф.И.)

– за активную работу на уроке и полные правильные ответы на вопросы……. ( Ф. И.)

6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

У: Выполните в тетради задание №1, 3.