Преподавание английского языка на начальном этапе

Разделы: Иностранные языки


Развитие межкультурной компетенции составляет общеобразовательный аспект стратегической цели начального языкового образования. Формирования межкультурной компетенции предполагает:

  1. Воспитание у младших школьников уважения к своей и чужой культуре, открытости для других культур и чувствительности к восприятию привычного и чужого.
  2. Формирование у детей положительного отношения и готовности к общению на новом для них языке.
  3. Понимание чужого образа жизни поведения с тем, чтобы у детей не вырабатывались ложные стереотипы в восприятии другой культуры (когнитивное развитие личности).
  4. Расширение индивидуальной картины мира за счет приобщения к языковой картине мира, носителей изучаемого языка (социокультурное развитие).
  5. Развитие способности употреблять язык в аутентичных ситуациях межкультурного общения (коммуникативное развитие личности). Таким образом процесс формирования межкультурной компетенции оказывает развивающее и воспитательное воздействие на личность младшего школьника. Развитие детей, их воспитание, познание ими нового является приоритетным в начальной школе.

Цели обучения предмету представлены в виде задач обучения по каждому из видов речевой деятельности (говорению, чтению, аудированию, письму).

Обучение говорению.

Обучаясь говорить на иностранном языке, учащиеся должны уметь представить себя, обменяться информацией, описать человека, поздравить с праздником, высказать свое отношение к чему-либо, найти информацию, пересказать историю, спросить разрешения, дать указание, использовать коммуникативные стратегии в классе, сравнивать вещи.

Научить этому мы можем опираясь на то, как родители обучают маленького ребенка разговаривать:

  • естественная речь;
  • смена интонации, голоса, тона;
  • песни, стихи, рифмы;
  • чтение книг и показ картинок;
  • жесты;
  • игры, музыка;

Это и есть основные приемы, помогающие педагогам при обучении младших школьников говорению.

Обучение аудированию.

Как правильно организовать обучение аудированию? Какие виды деятельности использовать, что развивать? Необходимо учитывать важные, на мой взгляд, моменты при отборе заданий для аудирования:

  • возраст ребенка;
  • уровень владения языком;
  • интерес;
  • словарный запас;
  • наглядный материал (использование мультимедийных средств);
  • песни;
  • новые слова и выражения;
  • естественная речь;
  • звуковая запись на кассете или диске, с условием высокого качества, учитывая при этом оптимальное время.

Аудирование можно использовать на разных этапах урока, например, разминка в начале урока для проверки словарного запаса, презентация, как представление нового материала, а также практика для вовлечения в непосредственное общение. Предлагаю использовать следующие виды заданий:

  • Listen and describe the emotions of the character
  • Listen and repeat if it is true
  • Listen and say where the conversation took place
  • Listen to a conversation and decide what the people are talking about
  • Listen to the text and answer the questions
  • Listen to a sentence describing a picture and select the correct picture
  • True or false
  • Listen and fill in gaps
  • Listen and imagine
  • Listen to a story and put the pictures in order
  • Listen and predict
  • Listen and complete the punctuation
  • Listen and match
  • Listen and sequence
  • Listen and circle the words with the sound
  • Match a word that you hear with its picture
  • Listen and colour
  • Listen and draw
  • Listen and guess
  • Listen and repeat . Listen and classify
  • Using chants
  • Listen and point
  • Listen and tick . Listen and do

Перед аудированием необходимо быть уверенным в том, что детям понятно задание, как его выполнить, что текст был услышан (высокое качество записи, голос и интонация учителя). Необходимо также произвести предварительную работу.

Pre-listening activities

  • Looking at pictures and talking about them
  • Looking at list of items/thoughts /etc
  • Making lists of possibilities/ideas/suggestions/etc
  • Reading a text
  • Reading through questions
  • Labelling
  • Completing part of a chart
  • Predicting/speculating

While-listening activities

  • Marking/checking items in pictures
  • Matching pictures with what is heard
  • Storyline picture sets
  • Putting pictures in order
  • Completing pictures
  • Picture drawing
  • Carrying out actions
  • Making models/arranging items in patterns
  • Following a route
  • Completing grids
  • Form/chart completion
  • Using lists
  • True/false
  • Multiple-choice questions
  • Text completion(gap-filling)
  • Spotting mistakes
  • Predicting

Post-listening activities

  • Form/chart completion
  • Extending lists
  • Matching with a reading text
  • Summarizing
  • Identifying relationships between speakers
  • Establishing the mood/attitude/behavior of the speaker
  • Dictation
  • Role-play/simulation

Обучение чтению.

Для прочтения мы предлагаем младшим школьникам сказки, маленькие истории, рифмы, пословицы, диалоги, поэмы, стихи. Представляю стадии становления компетентным читателем.

  • Preparing to read (На этой стадии учитель объясняет детям из чего состоит книга, часто читает вслух, комментирует).
  • Beginning to read (Учитель предлагает читать детям вместе. Пока учитель читает простые книги, дети смотрят на картинки, следят за сюжетом, задают вопросы. Этот процесс напоминает чтение книг на родном языке).
  • Becoming a reader (Учащиеся начинают читать сами с пониманием текста и последующей проверкой понятого. Чтение вслух не очень эффективно, так как учащиеся могут уделять больше внимания произносительной стороне, но не пониманию написанного).
  • Towards independence (На этой стадии учащиеся думают с какой целью и как читать, используя словарь, страноведческие материалы).
  • Independent reader (Последняя стадия не подходит для младших школьников).
  • Чтение может быть для разных целей
  • Skimming reading (текст просматривается быстро, чтобы понять главную идею).
  • Scanning reading (текст просматривается с целью найти нужную информацию - это, скорее, наглядное чтение, например TV programm, timetable)
  • Intensive reading (учащиеся читают текст, стараясь понять каждое слово).
  • Extensive reading (чтение с акцентом и правильной интонацией).

Существует два главных подхода при обучении чтению

  • Look and say – метод целых слов, визуальное распознавание слова. Учитель часто использует Look and say для обогащения словарного запаса. Таким образом, дети учатся говорить новое слово и читать. При таком подходе часто используют flashcards(word cards). То же самое может быть сделано и с фразами.
  • Phonics - применение фонетических методов при обучении чтению, буква – звук – варианты чтения. Английское произношение очень сложное. Дети должны учиться распознавать звуки и буквы. На начальном этапе нет необходимости изучать названия букв до тех пор, пока дети не начнут писать и произносить.

Другой путь поможет детям выучить звуки. Это игра со звуками, когда они повторяют слова при чтении на карточке или в книге, поют, произносят громко или быстро, медленно или шепотом. Это научит правильно произносить и запоминать слова.

Многие учителя используют оба подхода Look and say и Phonics

Упражнения, помогающие связать звуки с буквами. Игра с алфавитом.

  • Memory games-using letter cards
  • Initial letter games-children recognize and collect the first letter of different words

Eg: What letter does mango begin with?

  • Feel the letter-children close their eyes and touch cut-out sandpaper letter on a card

Eg: Find the “t” for tiger

  • Make an alphabet frieze with card spaces underneath for lots of extra words that children can recognize and read

Упражнения, помогающие связать звуки с группой написанных букв

  • Make children aware of the pattern in
  • Final word endings what rhyme in songs and chants
  • Games and songs with a focus on beginning sounds
  • Displays or games that emphasize a particular sound
  • Help them focus on visual sound patterns

Eg: pl cluster in plant-planet-plane, st cluster in star-stamp-story

  • Talk about these patterns with the children help them to see how they can use this awareness to guess words
  • Let children point to these patterns /words when you are all reading something together
  • Colour or highlight these patterns on word cards

Обучение письму.

Лучше представлять английский язык через аудирование и говорение, затем чтение и в последнюю очередь письмо. Необходимо развивать возможности своих учеников. Для младших школьников очень важны картинки. Например, попросите ребенка сначала нарисовать, а затем написать свои мысли. Можно просить их переписать слова и небольшое предложение – практика письма. Но письмо это больше, чем механическое написание слов. Оно затрагивает творчество, орфографию, грамматику, пунктуацию, выбор подходящего слова, толкование текста.

Виды возможных упражнений:

  • Correct the facts
  • Gap-filling
  • Re-ordering words
  • Substitution, substitution stories
  • Shape-writing, guided writing activities
  • Dictation

Система оценивания младших школьников.

Если педагоги обещают воспитать у учащихся умение учиться, они тем самым обещают воспитать у детей здоровую самооценку. Чем младше ребенок, тем значительней он нуждается в оценке своих усилий. Зависимость от внешней оценки снижается, когда у человека формируется внутренняя оценочная инстанция-самооценка. Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки, в выработке ее критериев, в применении их к разным конкретным ситуациям.

Раньше или позже учащиеся младшего возраста придут к обычной школьной системе оценок. Задача учителя сделать это очень осторожно. Например, представлять оценки в виде использования прилагательных, рисования, оценочных шкал (улыбающееся лицо, нейтральное, печальное).

“5”- perfect, excellent, brilliant, great.

“4”- very good, nice, well done, good job.

“3”- not bad, try again, work more, be attentive.

Управление классом.

Оптимальное расположение учителя и учеников для выполнения разных видов деятельности.

1. Класс сидит по рядам – учитель перед классом (Lockstep):

  • представление нового материала;
  • привлечение внимания учеников;
  • тестирование;
  • самопроверка;
  • представление оперных слов;

2. Учащиеся расположены полукругом (в форме подковы, парты за учащимися, учитель в центре) (Horseshoe u-shape1):

  • зарядка, ролевые игры;
  • беседа;
  • представление опорных слов;

3. Учащиеся расположены полукругом (в форме подковы, учащиеся за партами, учитель в центре или двигается ( Horseshoe u-shape2):

  • зарядка, ролевые игры;
  • беседа;
  • представление опорных слов;

4. Круг (учитель равный член группы)(circle):

  • ролевые игры;
  • зарядка;
  • беседа;
  • языковое взаимодействие;
  • слушание музыки;

5. Работа в парах:

  • диалог;
  • языковое взаимодействие между детьми;

6. Работа в группах:

  • общение среди детей;
  • активное творчество(craft).

Эффективный урок для младших школьников – это дружелюбная атмосфера, смена различных видов деятельности, оптимальное время для упражнений (5-15 минут), вариации взаимодействия, деление по возрасту и уровню группы. Упражнения для младших школьников должны быть динамичными, интересными, соответствующими данному уровню, включающими в работу целый класс. Необходимым условием для обучения является обеспеченность наглядными пособиями (презентации, обучающие программы), создание коммуникативной ситуации.