Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков (решение задач)
Цели урока:
Познавательные:
- закрепить знания физических величин, их обозначение и единиц измерения; совершенствовать навыки решения задач по нахождению массы и плотности тел, а так же скорости движения тела и пройденного телом пути.
Развивающие:
- формировать навыки математического оформления результатов деятельности, мыслить логически, делать выводы; развивать речь, мышление.
Воспитательные:
- Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность исполнительской деятельности учащихся: дисциплинированности, работоспособности, воображения, эмоциональности, аккуратности, честности.
- Воспитание личностных качеств, обеспечивающих успешность творческой деятельности: увлеченности, познавательного интереса, активности, способности к самооценке, оценке хода и результата деятельности.
- Воспитание культуры речи.
- Воспитание положительных мотивов обучения.
Оборудование к уроку: мультимедийный проектор, комплект карточек для игры на знание физических величин, их обозначения, единиц измерения и формул; дидактический материал для каждого ученик; презентация урок, которая содержит слайды с сюжетными рисунками к сказке, музыку, слайды для проверки решения задач.
План урока
№ п/п | Этап урока | Приемы и методы | Время, мин |
1. | Актуализация внимания. Взаимное приветствие. |
Устное сообщение учителя. | 2 |
2. | Проверка отсутствующих. | 1 | |
3. | Тема урока. Постановка цели урока |
Наглядно-словесные (слайд презентации). | 2 |
4. | Повторение и закрепление знаний физических величин, их обозначения и единиц измерения; проверка знания формул. | Игра “Правильные ряды” по командам. | 10 |
5. | Решение задач | Самостоятельное решение. Проверка поэтапного решения задач с помощью слайдов презентации в сочетании со словесным методом. |
24 |
- задача №1 | 5 | ||
- задача №2 | 6 | ||
- задача №3 | 6 | ||
- задача №4 | 7 | ||
6. | Выставление оценок | Самооценка. | 4 |
7. | Отгадай слово | Мотивация к следующему уроку. | 1 |
8. | Домашнее задание | Устное сообщение учителя. Консультация. |
1 |
Ход урока
1. Актуализация внимания.
Взаимное приветствие.
2. Проверка отсутствующих.
3. Тема урока. Постановка цели урока.
4. Для повторения и закрепления знаний физических величин, их обозначения и единиц измерения; класс разбивается на 3 команды (по рядам) и проводится игра. Учащимся каждой группы раздается комплект карточек. По команде учителя, учащиеся по очереди выходят к доске и ставят свою карточку в соответствующую ячейку. В результате выполнения задания получается таблица.
Побеждает команда, которая быстро и правильно выполнит задание.
Физическая величина | Обозначение | Единица измерения | Формула |
Путь | s | м | |
Масса | m | кг | |
Скорость | м/с | ||
Объем | V | ||
Время | t | с | |
Плотность |
5. Решение задач. Для создания благоприятной эмоциональной обстановки в классе, все задачи между собой связаны сюжетом знакомой всем с детства сказки “Царевна-Лягушка”.
В стародавние времена жил-был царь, и было у него три сына. Выросли сыновья, стали взрослыми. Вот призвал их царь к себе и говорит:
- Дети мои, покуда я еще не стар, хочу я вас женить, посмотреть на ваших деточек – моих внучат. Возьмите-ка вы луки, выходите в чисто поле и пустите по стреле: куда стрелы упадут, там и судьба ваша.
Утром царевичи взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули тугие луки и пустили свои стрелы в разные стороны. У старшего сына стрела упала на боярский двор, подняла стрелу боярская дочь. У среднего сына упала стрела на купеческий двор, подняла ее купеческая дочь.
А у младшего, Ивана-царевича, стрела улетела неведомо куда.
Вопросы:
- Поднимите руки: кто выбрал решение №3, кто №2, кто №1.
- Объясните: почему вы выбрали такое решение?
- Рассмотрим подробнее 2-ой и 3-ий варианты решения этой задачи. Почему они не верны? Где скрыты ошибки?
- Если вы выбрали решение №1, поставьте на полях себе “+”.
Пошел царевич искать стрелу и забрел в чащу лесную. Ни дорог, ни тропинок. Не ступала здесь нога человеческая.
Проверяем решение задачи (проверка происходит поэтапно по слайдам презентации).
- Если вы заметили, что не все физические величины переведены в систему СИ и правильно сделали это – поставьте на полях “+”.
- Если вы правильно решили задачу в символьном виде - поставьте на полях “+”.
- Если вы правильно сделали проверку размерности - поставьте на полях “+”.
- Если вы правильно произвели вычисления - поставьте на полях “+”.
Ничего не поделаешь, пришлось Ивану-царевичу жениться на лягушке. Уговор есть уговор.
Вот зовет царь сыновей:
- Хочу знать, которая из ваших жен лучше стряпает, пусть по хлебу испекут.
Рассказал Иван-царевич про то лягушке.
Утро вечера мудренее. Иван-царевич лег спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушачью кожу, обернулась Василисой Премудрой и принялась за стряпню.
Проверяем решение задачи (проверка происходит поэтапно по слайдам презентации).
- Если вы правильно перевели все физические величины в систему СИ – поставьте на полях “+”.
- Если вы правильно решили задачу в символьном виде - поставьте на полях “+”.
- Если вы правильно сделали проверку размерности - поставьте на полях “+”.
- Если вы правильно произвели вычисления - поставьте на полях “+”.
Бросил Иван-царевич лягушачью кожу в печь. Она и сгорела. Обернулась Василиса Премудрая Птицей-Жар и улетела в окно.
Иван-царевич поплакал, поплакал и пошел, куда глаза глядят – искать жену, Василису премудрую.
Шел он, близко ли, далеко ли, долго ли, коротко ли, - много опасностей встречал на пути и, наконец, вышел к избушке на курьих ножках, где Баба-Яга жила. Баба-Яга в то время с Кощеем в ссоре была и отомстить ему хотела. Потому и рассказала Ивану-царевичу, что жена его теперь у Кощея Бессмертного.
Трудно ее будет вызволить, но есть один секрет.
На морском берегу стоит дуб высокий, на дубу сундук каменный, в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце игла, а в ней то и хранится смерть Кощеева.
Проверяем решение задачи (проверка происходит поэтапно по слайдам презентации).
- Если вы правильно записали то, что дано в задаче - поставьте на полях “+”.
- Если вы правильно перевели все физические величины в систему СИ – поставьте на полях “+”.
- Если вы правильно решили задачу в символьном виде - поставьте на полях “+”.
- Если вы правильно сделали проверку размерности - поставьте на полях “+”.
- Если вы правильно произвели вычисления - поставьте на полях “+”.
6. Выставление оценок
Ребята самостоятельно подсчитывают количество “+” и записывают на титульном листе. Дополнительный “+” ставят себе ребята, которые выиграли в первой игре, а так же можно поощрить дополнительным “+” ребят, которые активно работали на уроке.
- Если вы набрали 11 “+” и больше – поставьте себе оценку “5”.
- Если вы набрали от 8 до 10 “+” – поставьте себе оценку “4”.
- Если вы набрали меньше 8 “+” – поставьте себе оценку “3”.
Оценки выставляются в дневник. Учитель проходит и расписывается в дневниках, а ребята тем временем выполняют следующее задание, которое поможет узнать тему следующего урока.
7. Отгадай слово
1 | 2 | 3 | 4 | |
Расположите ответы (числовые значение) в порядке возрастания вместе с буквой, которая находится в левом верхнем углу карточки-задачи |
Какое слово получилось?
8. Домашнее задание. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. А вот чем закончилась наша сказка, вы узнаете дома. Для этого достаточно решить следующую задачу. Задача № 5