Цели:
- знакомство учащихся с произведением Н. Сладкова;
- формирование умения представлять и характеризовать персонажей, выявлять их мотивацию;
- формировать умения выразительного чтения;
- развивать речь учащихся, учить выражать мысли, чувства, появившиеся в ходе наблюдения за весенней природой;
- научить изготовлять симметричную фигуру летящей птицы;
- воспитывать любовь к окружающему миру, умение работать в коллективе.
1. Оргмомент.
Издавна человек придумывает различные способы передачи информации другим людям. Скажите мне как, с помощью чего можно передать информацию? (Голуби, книги, энциклопедии, компьютер, письма, Интернет).
Но как приятно заглянуть в почтовый ящик и найти там конверт!
- Так вот сегодня, когда я пришла в школу, то увидела, что для вас, ребята, пришло письмо. Его прислал наш зарубежный друг.
Как вы думаете, чем мы займемся сегодня на уроке? (Прочитаем письмо, обсудим содержание и дадим ответ. )
- Давайте посмотрим на конверт, ведь даже просто разглядывая его, можно получить много сведений о человеке, отправившем письмо. Какие?
- Кто сможет прочитать название страны, где живет Чарли? (слайд 1) Это Англия или Великобритания.
- На конверте могут быть изображены и символы страны, из которой отправлено письмо. Вот как выглядит флаг страны, где живет Чарли? (слайд 1)
- Кто находится во главе Великобритании. В Англии до сих пор во главе страны стоит королева. А около ее дворца встречает нас королевский гвардеец. (слайд 1)
- Давайте посмотрим на другую сторону конверта. Что же мы видим здесь? (слайд 2)
Это еще один символ Великобритании. Другое название Англии – это Туманный Альбион. Давайте подумаем, почему люди так назвали эту страну?
Альбион – это название британских островов. Так их называли еще древние греки. А почему же он туманный, а, например, не снежный?
2. Чтение письма.
- Давайте вскроем конверт (слайд 2) и прочитаем письмо. (слайд 3)
Здравствуйте, дорогие друзья!
Недавно я прочитал сказку Н. Сладкова “Медведь и солнце” и призадумался…
Я никогда не видел снега. Почему снек тает? Это харошо или плохо?
Какие еще изменения происходят у вас в природе висной?
Какие чувства вы испытываете, когда видите пробуждение природы?
Ваш друг Чарли.
– Верно ли написано письмо? Какие правила надо помнить при написании писем? Что должно быть сначала, потом и в завершении? Какие замечания можете сделать Чарли?
Давайте исправим ошибки. (слайд 3)
- Молодцы. Теперь, когда в письме нет ошибок, мы можем ответить на вопросы, которые задает Чарли, т. е. поговорить о сказке Н. Сладкова, поговорить о весне. Мы много времени уделили наблюдению за изменениями в природе весной и сегодня мы подведем итог нашей работе.
- Вы знаете, кто такой Н. Сладков? (слайд 4)
Это детский писатель. Он очень любил природу, много путешествовал, заносил свои наблюдения в записную книжку, а потом писал рассказы, которые получили большую известность. Он сам фотографировал животных, рисовал их и помещал эти фотографии и рисунки в свои книги. (слайд5)
- Чарли в письме спрашивает вас: “Почему тает снег? Это хорошо или плохо?”
Игра “Хорошо - плохо”.
Тает снег. Чем это хорошо?
Тает снег. Чем это плохо?
- Какие еще изменения происходят у нас в природе весной? (слайд 6)
- Какие чувства вы испытываете весной?
- Ребята, а вы читали сказку Н. Сладкова? А она, оказывается, есть в нашем учебнике на стр. 77 – 78.
- Как вы думаете, о чем будет говориться в этой сказке? Какое время года будет описываться в ней? Почему это произведение названо сказкой?
3. - Давайте прочитаем сказку и узнаем, чему же удивился Чарли? Сейчас вы прослушаете запись и постарайтесь представить картины, которые описываются в сказке.
- Звучит запись в компьютере.
- Назовите героев этой сказки?
- Что в ней удивило Чарли?
- Что произошло в берлоге?
- Каким вы представили себе медведя? (Лохматый, большой, сердитый, косолапый, голодный, грязный, с большими зубами и когтями. )
- Какими вы представляете штаны медведя? (Слово в переносном смысле. )
- Почему медведь повел себя именно таким образом? (Стало мокро, неуютно, неприятно и он рассердился. )
- Что можете сказать о характере медведя? (записи появляются на доске)
Сварливый Грубый |
Задиристый Ворчливый |
- Почему вода и снег испугались медведя? (Он большой, сердитый – может нанести вред, сделать больно).
Выборочное чтение: - Каким голосом надо читать слова медведя? Найдите, прочитайте. Кто лучше?
- Каким голосом надо читать слова воды? Найдите, прочитайте. Кто лучше?
- Каким голосом надо читать слова снега? Найдите, прочитайте. Кто лучше?
- Как будет выглядеть место, где происходят события?
- Какие слова выделены? Почему? (Они показывают, что медведь сердится все сильнее и сильнее. )
- Почему медведь ничего не сделал солнцу? Почему покорился?
Идея: Против законов природы ничего сделать нельзя! Нравится или нет, а жизнь идет своим чередом.
- Прочитайте самостоятельно и отметьте карандашом реплики действующих лиц.
- В каком порядке должны стоять картинки?
Чтение по ролям. – покажите при чтении, как герои сказки относятся к происходящему.
- А как автор относится к медведю, к снегу, воде?
- Что вам хочется сказать об этой сказке? Какие мысли и чувства она вызвала?
Вторичное чтение по ролям.
Пересказ.
4. Физминутка.
Мишка косолапый по лесу идет, Шишки собирает, песенки поет. Вдруг упала шишка Прямо мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою топ. |
Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Улыбнулся, потянулся И тихонько полетел. |
5. - Вот вышел наш Мишка из берлоги, пошел по лесу и стал наблюдать за тем, что происходило вокруг него. Что же он мог увидеть? Расскажите, что происходит в природе весной?
Солнце Небо - облака Снег |
Воздух Капель Ледоход |
Сокодвижение Прилет птиц Появление насекомых |
А каким вы представляете весенний ветер? Прочитать сказки.
- Какие народные приметы о весне вы знаете?
6. - А теперь давайте составим ответ на письмо Чарли. Мы не только напишем его, но и при помощи бумаги, ткани, пластилина, еловых иголок покажем, как же выглядит наша природа весной.
- Итак, мы должны изобразить. (слайд 7)
Что снег тает, появляются ручьи, прилетают птицы и готовят себе гнезда, набухают почки, на ольхе, березе появляются сережки, распускаются первые цветы.
- Скажите, как надо работать, чтобы работа получилась красивой, аккуратной? О чем надо помнить? (Работать надо дружно, весело, спокойно. Надо помнить о правилах работы с ножницами, клеем. )
Пока вы будете работать, я включу музыку, а на экране вы можете увидеть весенние зарисовки. Дети создают коллективную работу. Многие предметы были созданы и собраны на предыдущих уроках труда. Это подснежники (оригами), лягушки (оригами),ежик (пластилин, еловые иголки), змеи (ткань), деревья, ручьи, солнце (бумагопластика)
- Посмотрите на вашу работу. Она вам нравится? А вам не кажется, что чего-то не хватает? Мы ведь не изобразили перелетных птиц! Давайте, быстренько, исправим ошибку!
Изготовление лебедей.
- Взять приготовленный квадрат, сложить его пополам, изобразить летящую птицу, можно использовать трафареты, если есть необходимость, вырезать птичку, вывернуть на цветную сторону. Получилась симметричная фигура. Приклеить за одну половину. Получились летящие домой птицы.
- Теперь наша работа готова полностью.
2 группа детей в это же время собирала письмо, разрезанное на части – пазлы.
Чтение письма. (Во время чтения письма, повторно включаю “Весенние зарисовки”, звучит приятная музыка. )
Здравствуй, дорогой Чарли!
Мы тоже прочитали сказку Н. Сладкова “Медведь и солнце”. И она нам всем очень понравилась. Мы все очень любим весну, а медведю даже посочувствовали, ведь очень неприятно ходить мокрым.
Весна – это чудное время года. Ясных дней становится все больше. Природа просыпается после долгого зимнего сна.
Временами возвращаются морозы. Никак не хочет зима уступить дорогу весне. Но если присмотреться, то на декабрьские морозы это совсем не похоже. Пока весна прощается с зимой, на улице то приморозит, то потеплеет, то крупными клочьями повалит липкий, сырой снег.
Ослепительно светит солнце. Теперь свет у него густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо и руки. А небо – сейчас оно синее – синее, и по нему, словно белые комья ваты, раскинулись пушистые кучевые облака. Это и есть первые признаки весны.
Начинается бурное таяние снега. Он уже темный и рыхлый; из-под него вытекают веселые сверкающие водяные струйки. Они соединяются в быстрые ручейки и бегут по полям и лесам. Журчат они повсюду и стремительно бегут все дальше и дальше. В лесу много воды. Набухают почки у деревьев. Кое-где зацветает мать-и-мачеха, подснежники.
После зимнего затишья радуют простые, незатейливые песенки пернатых друзей. Через широкие моря, высокие горы летят из дальних стран птицы. Усталые прилетают они в родные места. А тут их давно ждут.
Просыпаются после зимней спячки медведи, ежи, змеи, ящерицы. Вылезают из-под коры насекомые.
Ароматом весны наполнен воздух. Начинается новая, полная, радостная, шумная жизнь.
Вот за что мы все любим весну!
Твои русские друзья, ученики 2 В класса.
Осталось только отправить наше письмо.
- Теперь мы должны подписать конверт, чтобы наш почтальон отправил письмо по адресу.
(слайд 8)
- Скажите, правильно ли будет подписать адрес так: (слайд 8)
- Надо сделать так, чтобы адрес соответствовал международным нормам!
И как надо его изменить?
- Наше письмо пришло к Чарли. (слайд 9) Почтальон доставил его и отдал прямо в руки.
7. Итог. – Что нового узнали на уроке?
– Чему научились?
- Что понравилось?
- Над чем надо поработать?
8. Д/з
1 группа – выразительное чтение сказки по ролям.
2 группа – инсценирование
3 группа – продолжение сказки.