Конспект занятия на тему: "Основы налогового механизма"

Разделы: Экономика


Цель занятия: сформировать у студентов общее представление о налоговом механизме Российской экономики.

Задачи:

  1. развивать представления о современной рыночной экономике и структуре рынка;
  2. сформировать понятия о сущности, функциях и видах налогов, принципах налогообложения;
  3. изучить структуру государственного налогообложения;
  4. информировать студентов о ставках на основные виды налогообложения.

Ход занятия

1 этап - организационный (приветствие, проверка отсутствующих).

2 этап - актуализация знаний по предыдущим темам.

В ходе беседы со студентами на доске выстраивается схема «Кругооборот денег, ресурсов, товаров и услуг с участием государства»:

  1. Какие основные вопросы решает экономика? (Что производить? Для кого производить? Каким образом производить?)
  2. Как решаются эти вопросы при рыночном типе организации экономики?

(При рыночной экономике эти вопросы решаются потребностями и спросом потребителей, которые лучше всех знают, что им нужно и за что они готовы заплатить. В свою очередь, спрос и цена на рынке заставляют производителей товаров искать наиболее эффективные способы производства, используя новую технику и технологию, повышая производительность труда и тем самым отвечая на вопрос «как производить». Ответ на вопрос «для кого производить» решается теми, кто владеет деньгами, кто может заплатить за предлагаемые товары. Решение данных вопросов происходит в условиях свободы выбора.)

Рынок в широком смысле слова – это экономические отношения в сфере производства, распределения, обмена товаров и услуг и их потребления на основе широкого использования денег и связанных с ним категорий (цена, кредит, финансы).

Рынок – есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики.

Рынок – это форма движения общественного продукта и услуг.

Реальная хозяйственная жизнь очень часто представляет собой смесь экономических систем, т.к. многие общенациональные и региональные экономические проблемы решаются государством.

Назовите участников рыночной экономики (Предприятия, фирмы и домашние хозяйства -потребители).

Взаимодействие домашних хозяйств и предприятий складывается на ресурсных и товарных рынках: потребители продают факторы производства (землю, труд, капитал), получают от продажи денежный доход и распределяют его.

Вспомните, на что домашние хозяйства распределяют деньги? (На потребление, сбережения – т.е., деньги уходят на рынок товаров и услуг).

Запускает весь круговорот «предприятие». Фирмы, предприятия покупают факторы производства, производят товары и услуги, реализуют их по рыночным ценам, получают доход, часть которого инвестируется в капитал.

Но, в реальной экономике эта схема более сложная: потребители и предприятия направляют средства не только на потребление, но и на накопление, инвестирование, уплату налогов государству. От государства получают государственные услуги (например, фирмы - сертификацию, потребители – общественные блага).

Какие понятия из выстроенной схемы мы ещё не изучали? (Налоги)

3 этап – подготовка к сознательному усвоению материала.

  • Какие налоги платит ваша семья?
  • Почему существуют обязательные платежи государству?
  • Как называется сводный план сбора доходов и использования средств на покрытие расходов Федеральных органов государственной власти? (Бюджет)
  • Какие две части существуют в бюджете любого уровня? (Доходная и расходная)
  • Как формируется доходная часть семейного бюджета? А государственного? (за счёт уплаты в бюджет обязательных платежей).

Уинстон Черчилль говорил, что «хороших налогов не бывает». Многие предприниматели не любят платить налоги. Однако механизм налогообложения родился вместе с государством и не может без него ни одно государство существовать.

В современной экономике налоги выполняют две основные функции:

  1. Фискальную, которая направлена на увеличение доходной части госбюджета. Налогообложение некоторых товаров и услуг по завышенным ставкам обеспечивает рост налоговых поступлений в бюджет. (Цель пополнения госбюджета выполняет монополия государства на продажу алкогольной продукции, табака, доход от почтовых и регистрационных услуг государства и т.д.)
  2. Протекционистскую, которая заключается в том, что налоги защищают национального производителя от иностранной конкуренции (например, налоги на импортные товары делают их дороже).

Сегодня на занятии мы с вами должны разобраться в основах налогового механизма (объявление цели и задач урока).

4 этап – изложение нового материала.

(Во время лекции используется презентация, иллюстрирующая новый материал).

1 слайд: Налогообложение представляет собой установленный законодательством страны механизм изъятия части доходов граждан и фирм в пользу государства для оплаты расходов федеральных и местных органов власти или: метод распределения доходов между гражданами, хозяйствующими субъектами и государством.

(Во-первых, часть доходов может быть изъято различными способами, и выбор наилучшего способа – одна из сложнейших экономических проблем, которую каждой стране приходится решать самостоятельно. Во-вторых, размер налогообложения зависит от того, какие задачи общество возлагает на государство. Чем серьёзнее эти задачи, тем тяжелее будет в стране налоговое бремя).

2 слайд: Налог (сбор, пошлина, платёж) - обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами.

Были времена натуральных сборов (подати, дань), а с появлением денежной системы налоги «расцвели пышным цветом». Налоги издавна стали любимым полем для проявления изобретательности правителей всех стран и налогов. Например, в Римской империи с граждан разных провинций взимались более 200 видов налогов (пример из распечатки), а Пётр 1 ввёл налог на бороды, чтобы «ударяя по карману, приучить своих подданных ежедневно бриться». В 1791 году в Англии был введён налог на часы – владелец часов должен был ежегодно платить в казну 5 шиллингов. Многие были вынуждены отказаться от часов, а предусмотрительные владельцы питейных заведений тотчас же начали устанавливать в своих заведениях часы, привлекая к себе посетителей. В результате налог через год был отменён.

3 слайд: Элементы налогов: субъект налога, носитель налога, объект налога, ставка налога.

Откройте пособие по «Основам экономики», с. 26, прочитайте определения.

Практическое задание: из информации в налоговом уведомлении определить элементы налогов. (Студентам выдаются налоговые уведомления).

4 слайд: Ставки налогов:

Твёрдая ставка налога устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения (например, на тонну нефти), независимо от размера дохода. Величина налога будет зависеть от того, какое количество единиц товара будет продано.

Пропорциональная ставка налога отражает одинаковое процентное отношение к объекту налога, без учёта дифференциации его величины (налог на прибыль).

Прогрессивная ставка налога повышается по мере роста дохода. При этом растёт и сумма налога, его доля в процентном выражении.

Регрессивная ставка налога понижается по мере роста дохода. При этом уменьшается доля налога в процентном выражении, а абсолютная сумма его растёт.

  • Какая ставка налога в данных налоговых уведомлениях? (Процентная – на имущество, твёрдая – на землю).
  • Какова её величина? (0,1%; 0,01123; 0,28500; 0, 31350 – за единицу площади)

5 слайд: Налоговые системы:

  • Подушная – для каждой группы населения применяется единый налог, не зависящий от доходов.
  • Пропорциональная – применяется налог с единой процентной ставкой налога.
  • Прогрессивная – для различных групп населения применяются разные ставки налога: с процентной ставкой, увеличивающейся с увеличением доходов.
  • Регрессивная - для различных групп населения применяются разные ставки налога: с процентной ставкой, уменьшающейся с увеличением доходов.

Практическая работа по группам «Определение выгодной для бюджета (или населения) налоговой системы».

Деление на группы. Выдача заданий.

Инструктаж: Налоговая инспекция определила доходы населения за год.

Низкие доходы – до 15 000 рублей в год – имеют 50% населения.

Средние доходы – до 30 000 рублей в год – имеют 30% населения.

Высокие доходы – до 40 000 рублей в год – имеют 15% населения.

Сверхвысокие доходы – до 120 000 рублей в год – имеют 5% населения.

В стране 60 млн. граждан-налогоплательщиков.

У каждой группы различная налоговая система Ваша задача – подсчитать налоговый доход каждой группы и итого, затем занести результат в таблицу на доске (Приложение 1).

Итоговая таблица

Налоговая система Ставка налога Сумма налоговых сборов
Подушная Твёрдая 240 000 млн.
Пропорциональная Пропорциональная 205 200 млн.
Прогрессивная Прогрессивная 195 000 млн.
Регрессивная Регрессивная 258 000 млн.

Сделайте выводы:

  1. Какая система самая выгодная для бюджета и почему?
  2. Какая система самая справедливая и почему?
  3. Какую систему выбрали бы вы и почему?

Подушная налоговая система базируется на принципе равной платы за общественные блага. Действительно, все блага, оплаченные бюджетом (гособразование, медицина, суды, оборона) являются общественными и доступными для всех. Если люди получают равные блага, то справедливо платить равную цену. В подушной системе реализуется экономическая справедливость, но она может привести к социальным противоречиям.

Прогрессивная подоходная система основана на принципе социального уравнения. В ходе налоговых выплат бюджет перераспределяется от богатых в пользу бедных. Налоги уравнивают социальную несправедливость. Минусами этой системы является стремление богатых скрыть доходы, отсутствие мотивации к увеличению своего бизнеса и дохода, мотивация к паразитическому существованию.

Регрессивная подоходная система мотивирует активность жителей к экономике (чем больше зарабатываешь, тем меньше платишь), но значительно ухудшает положение граждан с низкими доходами.

Пропорциональная подоходная система – здоровый компромисс всех принципов. С одной стороны, все платят одинаковую долю своих доходов, с другой – в реальной стоимости выплаты выше.

6 слайд: Принципы налогообложения сформулированы ещё в XVIII веке английским экономистом Адамом Смитом-

  • Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам
  • Принцип определённости, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны плательщику
  • Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, который представляет наибольшие удобства для плательщика
  • Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек и взимания налога, рационализации систем налогообложения

7 слайд: Налоговый кодекс РФ подразделяет налоги по уровням налогообложения: Федеральный, Региональный, местный (смотрите схемы). Это структура налоговой системы России.

Какие виды налогов отчисляются в Федеральный бюджет?

8 слайд: выделяют 2 группы налогов

  • Прямые – налогоплательщик их уплачивает непосредственно с дохода или с имущества:
  1. Подоходный налог (ставка 13%)
  2. Налог на прибыль
  3. Налог на имущество организаций
  4. Налог на имущество физических лиц (0,1%)
  • Косвенные - это налоги, которые фактически оплачивает потребитель, т.к. они включены в стоимость товара или услуги:
  1. Налог на добавленную стоимость (ставка 18,4%)
  2. Акциз
  3. Таможенная пошлина

(см. методическое пособие, с. 27-28)

9 слайд: Кривая Лаффера, которая иллюстрирует, как влияет уровень налогообложения на собираемость налогов. Хотя опыт налогообложения имеет древние корни, по сей день не утихают споры о том, как лучше устроить налоговую систему и каковы должны быть уровни ставок налогообложения. С одной стороны, чем большую долю доходов граждан и фирм государство концентрирует в своих руках, тем лучше оно может помочь гражданам (образование, наука, здравоохранение). С другой стороны, мировой опыт показывает, что чем выше ставки налогообложения, тем меньше собираемость налогов.

5 этап – закрепления знаний

Выполнить задание (Приложение 2).

6 этап – подведение итогов

7 этап – домашнее задание

Ответы на вопросы учебно-методического пособия:

  1. В чём заключаются возможности фискальной политики по стабилизации национальной экономики?
  2. Дайте определение налогу: а) прогрессивному, регрессивному и пропорциональному; б) прямому и косвенному. Определите вид каждого из перечисленных ниже налогов, действующих на территории РФ: подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль юридических лиц, НДС, акциз, налог на недвижимое имущество граждан, налог на имущество предприятий.
  3. Опишите оптимальные, на ваш взгляд, принципы налогообложения.
  4. Почему в России самый высокий уровень акцизов установлен на алкогольную продукцию?
  5. Как связаны между собой деятельность государства по созданию шоссе и налогообложение?
  6. Что произойдёт, если правительство, добиваясь политической популярности, увеличивает размеры социальных выплат населению в условиях, когда объём социальных программ: а) превышает уровень налоговых поступлений в бюджет; б) согласуется с объёмом получаемых государством доходов, но уровень налогообложения таков, что сокращаются доходы владельцев факторов производства?