Цели урока:
- Продолжить знакомство с творчеством К. Д. Ушинского «Пчёлки на разведках».
- Отрабатывать навыки беглого осознанного чтения, формировать навык выразительного чтения;
- Воспитывать любовь к природе.
Ход урока.
I. Организация начала урока.
1. Определение настроения.
-Какое у вас сейчас настроение?
- Возьмите такого пушистика, который выражает ваше в данный момент настроение, раскрасьте и приклейте на плакат.
2. Зрительное чтение словарных слов. (2 мин.)
3. Жужжащее чтение. (3 мин, худ. литература)
II. Постановка цели урока.
-Зачеркните одинаковые буквы и вы узнаете, о ком мы сегодня будем читать.
п |
ю |
ч |
р |
с |
ё |
ф |
о |
ф |
ю |
л |
с |
к |
о |
р |
а |
Молодцы, правильно отгадали. Мы сегодня с вами продолжим знакомство с рассказами о пчёлах.
III. Проверка домашнего задания.
- Что вы нового узнали о пчёлах? (Рассказ детей о пчёлах, показ рисунков).
-Молодцы, ребята, вы справились с заданием очень хорошо.
IV. Постановка темы урока.
-Давайте приготовим свой речевой аппарат для работы.
1. Упражнения для губ.
-Прочитайте звуки на одном выдохе.
а-э-о-у
о-у-ы-э
а-э-ы-о
о-у-а-ы
-Прочитайте слоги на одном выдохе.
ма-мо-му-мы-мэ
ми-ме-ма-мо-му
ми-ма-мё-мо-мы
2. Чтение скороговорки.
Мёд медведь в лесу нашёл,
Мало мёду много пчёл.
Убежала в норку мышка,
Спать залёг в берлогу мишка.
-О чём эта скороговорка?
-Что случилось с медведем?
-Где это произошло?
-Много он нашёл мёда?
-Прочитайте строку из текста, в которой говорится о том, сколько он нашёл мёда.
-О ком ещё говорится в скороговорке?
-Что именно?
-Что в конце скороговорки случилось с мишкой?
-В какое время года это происходит: мишка в берлогу, а мышка в норку?
-Содержание скороговорки понятно. Давайте научимся её читать быстро. (1-2 уч-ся самостоятельно читают)
-А кто запомнил наизусть?
-На перемене можете подойти, выучить её, а завтра на уроке рассказать.
3. Отработка техники чтения.
а) чтение слов.
-Прочитайте эти слова сначала по слогам, а затем целым словом.
жёл-тый по- жел-тев-шей
про-шлый год про-шло-год-ней
взгляд про-гля-ды-ва-ли
по-пыт-ка по-пы-тай-тесь
ве-дать на-ве-дай-тесь
ве-сё-лый ве-се-лё-шень-ки
б) Первичный просмотр рассказа.
-Давайте найдём в рассказе эти слова. Вы уже просмотрели этот рассказ.
-Как вы думаете, о чём же он?
-Прочитайте название рассказа.
-Как вы понимаете значение слова «на разведку»? (обследование чего-нибудь со специальной целью).
-Кто может ещё ходить на разведку?
-О ком можно сказать «С ним в разведку не пойдёшь»?
-Так о чём же может быть этот рассказ?
-Давайте узнаем, об этом ли рассказ, прочитав его.
V. Изучение нового материала.
1. Первичное чтение текста учителем с постановкой вопроса.
-О чём этот рассказ?
2. Беседа по содержанию рассказа.
-О чём же этот рассказ?
-В какое время года происходят действия в нём?
-Понравился он вам?
-Какая была погода, когда проснулись пчёлки?
-Найдите в тексте и прочитайте?
-К кому летели пчёлки?
-Как вы думаете, почему?
3. Повторное чтение текста "буксиром". (Учитель и учащиеся)
4. Выборочное чтение по вопросам.
-О чём просили пчёлы у яблони?
-Что им ответила яблоня?
-Что просили пчёлы у вишенки?
-Что она им ответила?
-Кто же напоил пчёлок сладким соком?
5. Развивающее задание
-Прочитайте, выделяя голосом, выделенные слова.
Вишенка, нет ли у тебя цветочка для пчёлок?
Вишенка, нет ли у тебя цветочка для пчёлок?
Вишенка, нет ли у тебя цветочка для пчёлок?
Вишенка, нет ли у тебя цветочка для пчёлок?
-Как обращаются пчёлки к вишенке?
-А к яблоне?
-Почему вишенка и яблонька не отказали в просьбе, а вежливо объяснили, почему не могут помочь пчёлам?
-А вы сможете отказать, если к вам так же ласково будут обращаться с просьбой?
-Каким голосом можно всё это прочитать?
6. Чтение по ролям.
-Смогли передать голосом нежность, ласку во время чтения?
7. Чтение на время.
-Чем закончился рассказ?
-Найдите два последних абзаца. На 3-4 начинаем все читать.
-Чем же закончился рассказ?
-Кто напоил пчёлок сладким соком?
-Этот отрывок вы прочитали за … сек.
-Попробуйте ещё раз прочитать его.
-Сейчас ушло времени намного меньше. Как вы думаете, почему?
8. Домашнее задание.
-Подготовить пересказ от лица пчёлок.
VI. Итог урока.
-«Трудится как пчёлка»- о ком так говорят?
-Почему?
-Можете вы теперь это доказать?
-Я хочу закончить сегодняшний урок стихотворением.
Взгляни на улей наш веселый:
Здесь обитают дети-пчелы.
Прислушайся: чуть слышный звон -
Жужжат пчелята, с ними в тон
Жужжат и пчелы покрупнее,
Ну а за ними, всех важнее,
Родные, хоть другой природы,
Присматривают пчеловоды.Каждый день и каждый час
Залетают пчелки в класс.
Все гудят, гудят, гудят -
Отвечать скорей хотят.
Когда б ты ни пришел сюда,
Здесь встретят с радостью всегда.
-О каких пчёлах говорится в стихотворении?
-Кто же эти пчеловоды?
-Вы сегодня на уроке работали как пчёлки!
-Какое у вас сейчас настроение?
-Изменилось оно, если сравнить с началом урока?
-Ваше настроение стало лучше или хуже?
-А сейчас возьмите такого пушистика, который выражает ваше настроение в данный момент, раскрасьте его и приклейте на плакат.