Тип урока: урок контроля и оценки знаний.
Вид урока: урок-конкурс.
Цели урока:
- Образовательная: обобщить и закрепить полученные знания учащихся по разделу «Основы предпринимательства».
- Развивающая: развить познавательную активность и самостоятельность мышления учащихся.
- Воспитательная: привить чувство ответственности и способствовать формированию активной жизненной позиции учащихся.
- Профориентационная: сформировать интерес к профессиональной деятельности предпринимателя.
Дидактическое обеспечение урока: кроссворд, карточки с индивидуальными заданиями, валюта (жетоны), карточки с номерами ответов, бейджик с номером участника, лист контроля.
Ход урока
I этап. Организационный.
- Приветствие участников конкурса.
- Представление членов жюри.
- Условия проведения конкурса.
Учитель: Каждому участнику конкурса представляется стартовый капитал, который можно приумножить, сохранить или лишиться его. За каждый правильный ответ вы получаете 1 валюту (жетон), по итогам конкурса набравший 7-8 жетонов получает отметку «отлично», 5-6 жетонов – «хорошо», менее 5 – «удовлетворительно». Кроме этого, каждый жетон можно обменять на сладкий приз. Результаты вашей деятельности члены жюри будут регистрировать в листе контроля.
II этап. Основной.
Учитель: Начинаем разминку. Все делают ставки – один жетон. В случае правильного ответа ваша валюта сохраняется, неправильного – аннулируется. На заданный вопрос вам предлагается три варианта ответа, вы выбираете один и поднимаете карточку с номером ответа (1, 2, 3).
Вопрос первый. Деятельность по созданию, ведению и развитию предприятия, имеющая своей целью производство и сбыт продукции, получение прибыли:
1 – торговля;
2 – предпринимательство;
3 – управление.
Вопрос второй. Делаем ставки.
Документ, который определяет отношение между членами коллектива внутри предприятия:
1 – учредительный договор;
2 – устав;
3 – контракт.
Вопрос третий. Делаем ставки.
Система управления производством с целью получения прибыли:
1 – маркетинг;
2 – мотивация;
3 – менеджмент.
Время. Правильный ответ под номером 3, получай жетон.
Итак, уважаемые участники вопрос четвертый.
Форма оплаты труда, которой не существует:
1 – повременная;
2 – посменная;
3 – сдельная.
Вопрос пятый. Делаем ставки.
Служба, занимающаяся изучением рынка и сбытом продукции:
1 – реклама;
2 – менеджмент;
3 – маркетинг.
А теперь вопрос номер шесть. Делаем ставки.
Первой по времени в цепочке задач, которую должен решать менеджер, является:
1 – расстановка кадров;
2 – постановка проблемы;
3 – контроль.
Следующий вопрос номер семь. Не забываем делать ставку.
Денежное выражение затрат на производство единицы продукции:
1 – себестоимость;
2 – производительность;
3 – амортизация.
Вопрос восьмой. Делаем ставки.
Денежные средства, получаемые людьми за выполненную работу или оказанные услуги:
1 – прибыль;
2 – зарплата;
3 – доход.
Учитель: Итак, разминка окончена, члены жюри ваши результаты зарегистрировали в листе контроля. Прошу их озвучить.
Жюри подводит итоги.
Учитель: Приступаем к выполнению заданий конкурса.
Задание 1.
Перед вами карточки. На одних написаны термины, а на других пояснения к ним. Ваша задача: расставить карточки так, чтобы вышел маленький словарь. На это задание даётся 1 минута.
1. Амортизация. | 1. Отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений. |
2. Банкрот. | 2. Вид ценной бумаги. |
3. Валюта. | 3. Заявление лица о размерах его дохода, имущества и т.п. |
4. Декларация (налоговая). |
4. Постепенное уменьшение стоимости
основных фондов в процессе их эксплуатации за счёт перенесения их стоимости на стоимость производимой с их помощью продукции. |
5. Облигация. |
5. Несостоятельный должник. |
6. Экономика. | 6. Денежная единица данной страны. |
Правильный ответ: 1-4, 2-5, 3-6, 4-3, 5-2, 6-1.
Учитель: Хорошо, что вы без особого труда составили маленький толковый словарь. Результаты вашей работы передаем жюри.
Сейчас вам предоставляется возможность пополнить свой капитал.
Задание 2. Перед вами кроссворд, в котором номер термина соответствует вашему порядковому номеру. Разгадав кроссворд, мы получим ключевое слово нашего конкурса.
Итак, каждый из вас должен дополнить фразу термином согласно данному содержанию и рифме.
- Бухгалтер делает отчёт:
Учёл приход, аванс,
Актив, пассив, долги, доход.
И получил (баланс). - Купили люди акции:
Актёр, монтёр, студент.
Теперь они надеются,
Что будет (дивиденд). - Деньги взяты в долг, на срок
И, возможно, под залог
Делу это не вредит,
Коль под дело взят (кредит). - Мог вчера на сто рублей
Взять ты тысячу сухарей,
А сегодня сто рублей -
Это девять сухарей.
И такая ситуация
Называется (инфляция). - Когда умеешь рисковать,
Решение быстро принимать,
Из дела прибыль извлекать,
А не стоять, как наблюдатель,
Тебя зовут - (предприниматель). - 0бязан деньги ты вложить,
Чтоб производство запустить,
И чтоб ты прибыль получал
Начальный нужен (капитал). - Ты построил новый дом
И живёшь спокойно в нём.
Вдруг случилось наводненье
И поплыло всё строенье.
Чтобы всё не потерять
Надо дом (застраховать). - Проработав три недели,
Ты бежишь вприпрыжку в кассу,
Проработав десять дней,
Снова ты стремишься к ней.
За труды твоя награда
Называется (зарплата). - Возьми ты первую из нот,
А к ней прибавь ты слово «ход»
Получишь то, о чём мечтает
Любой, кто бизнес начинает (доход). - Ты произвёл на свет товар
С определённой стоимостью.
А всё, что стоит он тебе
Зовётся (себестоимостью).
Учитель: Вы повторили, как разгадывать кроссворд. Теперь каждому предстоит индивидуально поработать над кроссвордом. Приступаем к выполнению третьего задания. Время 3 минуты.
По горизонтали:
- Увеличение активов, которые вызваны обычной хозяйственной деятельностью предприятия и приводят к увеличению капитала (доход).
- Денежное выражение затрат на производство единицы продукции (себестоимость).
- Способ исчисления в денежном выражении себестоимости единицы каждого вида продукции и всей товарной продукции (калькуляция).
По вертикали:
- Специалист по управлению (менеджер).
- Доходы за вычетом затрат (прибыль).
Учитель: Время вышло. Прошу предоставить результаты своей работы жюри. Приступаем к следующему заданию.
Задание 4.
Для выполнения четвертого задания вам предлагаются карточки, которые вы должны наполнить содержанием или написать составляющие по следующим вопросам:
- условия высокой производительности;
- основные составляющие менеджмента;
- виды предпринимательской деятельности;
- основные документы деятельности предприятия;
- формы оплаты труда;
- основные составляющие себестоимости.
Например.
Основные документы деятельности предприятия.
1. У_ _ _ в. 2. У _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ й д _ _ _ _ _ р. 3. Ю _ _ _ _ _ _ _ _ _ й а _ _ _ с. 4. П _ _ _ _ ь. 5. Р _ _ _ _ _ _ _ й с _ _ т. 6. Т_ _ _ _ _ _ й з _ _ к. |
1. Устав. 2. Учредительный договор. 3. Юридический адрес. 4. Печать. 5. Расчётный счёт. 6. Товарный знак. |
На выполнение этого задания даётся 2 минуты.
Учитель: Уважаемые участники конкурса, прошу вас огласить содержание вашего вопроса.
Учащиеся в устной форме излагают ответ на поставленный вопрос.
Учитель: Пока жюри подводит итоги выполненных заданий, определяя сумму заработанной валюты каждого, вам предоставляется последняя возможность пополнить свой капитал, выполнив пятое задание.
Задание 5. Перед вами карточка с текстом задачи. По моей команде, вы переворачиваете карточку, читаете задачу и поднимаете ответ с соответствующими цифрами, за правильный ответ получаете 1 валюту. Время 30 секунд.
Задача.
Чему равна прибыль, если выручка составляет 483 рубля, а затраты на производство и реализацию продукции 451 рубль.
Правильный ответ 32 рубля, получайте 1 валюту.
III этап. Заключительный.
Учитель: Уважаемые участники, наш конкурс подошёл к завершению. Члены жюри регистрировали результативность выполнения каждого вашего задания в листе контроля, а теперь им предоставляется заключительное слово для подведения итогов.
Жюри подводит итоги конкурса.
Учитель: Конкурс «Кто больше заработает валюты» завершен. Прошу вас пройти в школьное кафе и обменять свою валюту на сладкие призы. Спасибо за работу в конкурсе. До свидания.