Цели урока:
- Закрепить смысл действия умножения, закрепить знание таблицы умножения на 2, составить столбик таблицы умножения на 3.
- Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления.
- Способствовать воспитанию навыков взаимопомощи, положительного отношения и интереса к предметУчитель
Оборудование:
- карточки с заданиями,
- рисунки сказочных героев,
- учебник математики 2 класс (автор Аргинская И. И.)
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация ранее полученных знаний.
а) На доске: 3,7,9
Учитель: -Что можете сказать о цифрах?
-в каком жанре народного творчества их используют? Вспомните и назовите сказки, в названии которых они встречаются?
Учитель: -Составьте все возможные трёхзначные числа, используя в записи числа каждую из цифр один раз, и расположите их на строке в порядке увеличения.
Проверка.
Учитель: - Приглашаю вас в путешествие по сказкам. Чтобы найти верную дорогу и не заблудиться, нам поможет волшебный клубок.
-А вот и препятствие на пути – гора, которую нужно преодолеть, выполнив задание…(дети получают карточку с заданием)
Учитель: -Как называется такая фигура в математике? Сколько звеньев у ломаной?
-Что можно узнать у ломаной?
Учитель: -Измерьте длину каждого звена и найдите длину ломаной.
Работа в парах.
Проверка.
Учитель: -Что заметили?
Дети: -Звенья ломаной имеют одинаковую длину, все слагаемые одинаковые. Удобно заменить сложение одинаковых слагаемых умножением. Первый множитель показывает, какое слагаемое взяли, а второй - сколько раз взяли.
в) Учитель: -Движемся дальше…перед вами загадка, которую сочинила ученица нашего класса Ломакина Маша:
Зелёный, а не огурец,
Огонь извергает и в лес не пускает.
-Кто же это?
Дети: Змей Горыныч!!
Рисунок 1.
Учитель: -Вы сможете пройти дальше, если правильно решите задачу:
Утром Змей Горыныч выпивает 9 литров воды, днём столько же. Сколько всего литров чудотворной воды выпивает Змей Горыныч?
-Можно ли, зная таблицу умножения, решить задачу? Докажите.
г) У.: - Мы попали в сказочный лес, клубок привёл нас к избушке на курьих ножках.
-Где она находится в сказках?
Дети:- На границе двух миров: нашего и ирреального.
У.:- Значит мы уже близко.
-Какие волшебные слова необходимо проговорить, чтобы встретиться с его хозяйкой?
Д.:-Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом!…
Баба-Яга приготовила вам три задания:
- У кота 2 пары лап. Сколько лап у кота? (4)
- У паука 4 пары лапок. Сколько лапок у паука? (8)
Рисунок 2.
Баба-Яга задумала число. Оно равно произведению чисел 5 и 2. Какое число она задумала?(10)
Учитель: - Какие знания проверяла Баба- Яга?
Дети: - Знаем ли мы таблицу умножения на 2?
Учитель: - Назовите оставшиеся равенства из этого столбика.
Дети:
3*2=6
6*2=12
7*2=14
8*2=16
9*2=18
Учитель: Молодцы! Вот и привёл нас волшебный клубок снова на урок за новыми знаниями.
3. Динамическая пауза.
4. Открытие нового знания.
На доске:
1*2+1
2*2+2
3*2+3
4*2+4
5*2+5
Учитель: -Чем похожи выражения, чем отличаются?
-Что обозначает первое число в произведении?
-Что обозначает второе число?
-Что обозначает слагаемые, которые добавляются к каждому произведению?
На доске и в тетрадях:
1*2+1=1+1+1
2*2+2=2+2+2
3*2+3=3+3+3
4*2+4=4+4+4
5*2+5=5+5+5
У.: -Как заменить каждое выражение произведением двух чисел?
На доске и в тетрадях:
1*2+1=1+1+1=1*3=3
2*2+2=2+2+2=2*3=6
3*2+3=3+3+3=3*3=9
4*2+4=4+4+4=4*3=12
5*2+5=5+5+5=5*3=15
Учитель: -Кто догадался, что мы получили?
Дети:- Новый столбик таблицы умножения на 3.
Учитель: -С какими ещё однозначными натуральными числами нужно составить такие выражения?
-Закончите составление столбика самостоятельно.
Проверка.
Дети:
6*2+6=6+6+6=6*3=18
7*2+7=7+7+7=7*3=21
8*2+8=8+8+8=8*3=24
9*2+9=9+9+9=9*3=27
(Учебник, страница 101, №238)
5. Подведение итогов.
Учитель: -Что интересного заметили?
Дети: - Первые множители в столбике располагаются в порядке увеличения.
Дети: - Второй множитель равен 3!
Дети: - Значения произведений каждый раз увеличивается на3!
Учитель: - Какое новое знание открыли?
Дети: - Сами составили новый столбик таблицы умножения!
6. Первичное закрепление.
Учитель: - Записывайте ответы в строку, используя новый столбик таблицы умножения.
- За ночь Соловей-Разбойник ломает своим свистом 9 деревьев. Сколько деревьев он сломает за 3 ночи?
- Кащей Бессмертный кладёт в сундук каждый день по 6 золотых монет. Сколько монет он положит за 3 дня?
- Каждый день Фея исполняла по 3 желания Золушки. Сколько желаний исполнит Фея за неделю?
7. Домашнее задание.
Выучить столбик таблицы умножения на 3.