Урок математики во 2-м классе по теме: "Таблица умножения. Составление столбика таблицы умножения на 3"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Закрепить смысл действия умножения, закрепить знание таблицы умножения на 2, составить столбик таблицы умножения на 3.
  2. Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления.
  3. Способствовать воспитанию навыков взаимопомощи, положительного отношения и интереса к предметУчитель

Оборудование:

  1. карточки с заданиями,
  2. рисунки сказочных героев,
  3. учебник математики 2 класс (автор Аргинская И. И.)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация ранее полученных знаний.

а) На доске: 3,7,9

Учитель: -Что можете сказать о цифрах?

-в каком жанре народного творчества их используют? Вспомните и назовите сказки, в названии которых они встречаются?

Учитель: -Составьте все возможные трёхзначные числа, используя в записи числа каждую из цифр один раз, и расположите их на строке в порядке увеличения.

Проверка.

Учитель: - Приглашаю вас в путешествие по сказкам. Чтобы найти верную дорогу и не заблудиться, нам поможет волшебный клубок.

-А вот и препятствие на пути – гора, которую нужно преодолеть, выполнив задание…(дети получают карточку с заданием)

Учитель: -Как называется такая фигура в математике? Сколько звеньев у ломаной?

-Что можно узнать у ломаной?

Учитель: -Измерьте длину каждого звена и найдите длину ломаной.

Работа в парах.

Проверка.

Учитель: -Что заметили?

Дети: -Звенья ломаной имеют одинаковую длину, все слагаемые одинаковые. Удобно заменить сложение одинаковых слагаемых умножением. Первый множитель показывает, какое слагаемое взяли, а второй - сколько раз взяли.

в) Учитель: -Движемся дальше…перед вами загадка, которую сочинила ученица нашего класса Ломакина Маша:

Зелёный, а не огурец,
Огонь извергает и в лес не пускает.

-Кто же это?

Дети: Змей Горыныч!!

Рисунок 1.

 

Учитель: -Вы сможете пройти дальше, если правильно решите задачу:

Утром Змей Горыныч выпивает 9 литров воды, днём столько же. Сколько всего литров чудотворной воды выпивает Змей Горыныч?

-Можно ли, зная таблицу умножения, решить задачу? Докажите.

г) У.: - Мы попали в сказочный лес, клубок привёл нас к избушке на курьих ножках.

-Где она находится в сказках?

Дети:- На границе двух миров: нашего и ирреального.

У.:- Значит мы уже близко.

-Какие волшебные слова необходимо проговорить, чтобы встретиться с его хозяйкой?

Д.:-Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом!…

Баба-Яга приготовила вам три задания:

  • У кота 2 пары лап. Сколько лап у кота? (4)
  • У паука 4 пары лапок. Сколько лапок у паука? (8)

Рисунок 2.

Баба-Яга задумала число. Оно равно произведению чисел 5 и 2. Какое число она задумала?(10)

Учитель: - Какие знания проверяла Баба- Яга?

Дети: - Знаем ли мы таблицу умножения на 2?

Учитель: - Назовите оставшиеся равенства из этого столбика.

Дети:

3*2=6
6*2=12
7*2=14
8*2=16
9*2=18

Учитель: Молодцы! Вот и привёл нас волшебный клубок снова на урок за новыми знаниями.

3. Динамическая пауза.

4. Открытие нового знания.

На доске:

1*2+1
2*2+2
3*2+3
4*2+4
5*2+5

Учитель: -Чем похожи выражения, чем отличаются?

-Что обозначает первое число в произведении?

-Что обозначает второе число?

-Что обозначает слагаемые, которые добавляются к каждому произведению?

На доске и в тетрадях:

1*2+1=1+1+1
2*2+2=2+2+2
3*2+3=3+3+3
4*2+4=4+4+4
5*2+5=5+5+5

У.: -Как заменить каждое выражение произведением двух чисел?

На доске и в тетрадях:

1*2+1=1+1+1=1*3=3
2*2+2=2+2+2=2*3=6
3*2+3=3+3+3=3*3=9
4*2+4=4+4+4=4*3=12
5*2+5=5+5+5=5*3=15

Учитель: -Кто догадался, что мы получили?

Дети:- Новый столбик таблицы умножения на 3.

Учитель: -С какими ещё однозначными натуральными числами нужно составить такие выражения?

-Закончите составление столбика самостоятельно.

Проверка.

Дети:

6*2+6=6+6+6=6*3=18
7*2+7=7+7+7=7*3=21
8*2+8=8+8+8=8*3=24
9*2+9=9+9+9=9*3=27

(Учебник, страница 101, №238)

5. Подведение итогов.

Учитель: -Что интересного заметили?

Дети: - Первые множители в столбике располагаются в порядке увеличения.

Дети: - Второй множитель равен 3!

Дети: - Значения произведений каждый раз увеличивается на3!

Учитель: - Какое новое знание открыли?

Дети: - Сами составили новый столбик таблицы умножения!

6. Первичное закрепление.

Учитель: - Записывайте ответы в строку, используя новый столбик таблицы умножения.

  1. За ночь Соловей-Разбойник ломает своим свистом 9 деревьев. Сколько деревьев он сломает за 3 ночи?
  2. Кащей Бессмертный кладёт в сундук каждый день по 6 золотых монет. Сколько монет он положит за 3 дня?
  3. Каждый день Фея исполняла по 3 желания Золушки. Сколько желаний исполнит Фея за неделю?

7. Домашнее задание.

Выучить столбик таблицы умножения на 3.