Цель урока: формирование навыка обработки целых чисел с целью использования для решения задач.
Задачи
Образовательная: Создание условия для формирования понятия выделения частного и остатка (div, mod) при обработке целых чисел;
Развивающая: Совершенствование способностей к анализу и обобщению, самоконтролю и самоанализу;
Воспитательная: Создание условий для формирования умения работать в команде.
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Оборудование: компьютерный класс, проектор, доска, презентация на экране проектора.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация новых знаний.
- Объяснение нового материала.
- Физкультминутка
- Закрепление новых знаний
- Информирование о домашней работе
- Подведение итогов урока.
Ход урока.
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка отсутствующих. Эффект урока достигается при взаимопонимании.
2. Актуализация новых знаний
На предыдущих уроках мы познакомились с тем, что компьютер может обрабатывать три типа переменных.
Вопрос учителя: Какие типы переменных может обрабатывать компьютер?
Возможный ответ обучающегося: Целые, вещественные, символьные.
Сегодня мы поговорим от целых типах переменных.
С помощью презентации повторяется ранее изученный материал.
(На экране слайд №1)
Рис. 1. Тема урока
Объявляется тема урока.
Учитель: Вы уже знакомы из курса математики с понятием «целых чисел».
Вопрос учителя: Какие действия с целыми числами вы умеете выполнять?
Возможный ответ обучающегося: Сложение, вычитание, умножение и деление.
Вопрос учителя: При выполнении каких действий с целыми числами получается целое число?
Возможный ответ обучающегося: Сложение, вычитание, умножение.
(На экране слайд №2)
Рис. 2. План урока
Вопрос учителя: Что можно выделить при делении целого числа на целое число?
Возможный ответ обучающегося: Частное и остаток.
(На экране слайд № 3)
Рис. 3. Повторение понятий частное и остаток
Вспомним процесс получения частного и остатка от деления:
(На экране слайд №4)
Рис. 4. Примеры для повторения понятий «частное» и «остаток»
{Внимание! Анимационное сопровождение информации на слайде позволяют сконцентрировать внимание обучающихся при повторении материала}
Объяснение нового материала.
С помощью презентации объясняется новый материал (слайды №5 - №7).
Учитель: Существуют задачи, в которых необходимо обработать целые числа.
В языках существуют функции, которые помогают выделить частное и остаток.
Это:
- DIV – выделение частного от деления целого числа на целое число;
- MOD - выделение остатка от деления целого числа на целое число.
Например (слайд №6)
При определении частного (Х) и остатка (Y) от деления числа 17 на 4 можно записать следующие выражения:
X = 17 div 4
Y = 17 mod 4
4. Физкультминутка
Для дальнейшей работы необходимо сосредоточиться. Для этого необходимо выполнить определенные упражнения.
5. Закрепление новых знаний
Предлагается выполнить экспресс – опрос (слайд №7).
На экране по очереди появляются выражения, ученики сообщают результат, и после этого правильный результат появляется на экране.
Экспресс - опрос
1. 13 div 5 = ? (2)
2. 13 mod 5 = ? (3)
3. 5 div 5 = ? (1)
4. 5 mod 5 = ? (0)
5. 3 div 8 = ? (0)
6. 3 mod 8 = ? (3)
7. 10 div 6 mod 3 = ? (1)
Сообщить правила обработки целых чисел (слайд №8).
Предлагается выполнить самостоятельную работу (слайд №9).
Самостоятельно:
1. 8 div 6 mod 4 * 2 = ? (2)
2. 8 div (6 mod 4) * 2 = ? (8)
3. 15 div (8 mod 3)=? (7)
4. 17 mod 5-19 mod 5+2 =? (0)
Работа в группах: (слайд 10)
Разделить весь класс на группы и предложить выполнить задания:
- Записать в виде выражения для программы:
- Определить количество десятков и единиц в двухзначном числе.
- Определить количество сотен, десятков и единиц в трехзначном числе.
- Определить количество тысяч, сотен, десятков и единиц в четырехзначном числе.
- Сделать вывод.
Предполагаемые выводы:
1. Если число двухзначное, то деление необходимо осуществлять на число 10.
2. Если число трехзначное, то деление необходимо осуществлять на числа 100 и 10.
3. Если число четырехзначное, то деление необходимо осуществлять на числа 1000,100 и 10.
4. Для определения остатка достаточно число разделить на десять, используя функцию «mod».
Задание на урок (слайд №11)
Составить постановку задачи, блок схему и программу:
Дано двухзначное число. Сообщить число десятков и единиц в этом числе.
6. Информирование о домашней работе (слайд №12)
Составить постановку задачи, блок схему и программу:
Дано трехзначное число. Сообщить число сотен, десятков и единиц в этом числе
7. Подведение итогов урока.
Учитель отвечает на вопросы учащихся по теме урока.
Выставление оценок за урок.