Введение
О влиянии музыки на детей, о ее значении в эстетическом, умственном, физическом воспитании писали М. Я. Басов, Н. Г. Александрова, Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, Е. И. Зоткина и другие.
М. Я. Басов указывал, что изучение личности ребенка было бы неполным, если бы оно не распространялось на такую специальную форму двигательной деятельности, которая в известном смысле реализуется музыкой.
Музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь и в коррекционной работе. При грамотном подходе к решению как коррекционных, так и общепедагогических задач дети с отклонениями в развитии преображаются. Под влиянием упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
Наиболее эффективным методом преодоления речевого нарушения и адаптации ребенка к условиям внешней и внутренней среды является логоритмика – система музыкально-двигательных, рече-двигательных и музыкально-речевых игр и упражнений.
Отечественные ученые (В. А. Гиляровский, Ю. А. Фефенская, В. А. Гринер и другие) занимались проблемами использования логоритмики в дошкольных учреждениях, исследовали теоретические, методические и практические аспекты этого вопроса, но практически нигде не встречается система логоритмических занятий.
Мы в своей работе попытались представить систему занятий, построенную с учетом постепенного развития детей, самоорганизации, активности в речи и поведении.
Предмет логопедической ритмики
Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик.
Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.
Второе понимание логопедической ритмики обуславливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи.
Объект, предмет, цель и задачи
Объектом логопедической ритмики является структура речевого дефекта, неречевые психические функции и речевые нарушения у лиц с речевой патологией.
Предметом – многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом.
Цель - Преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.
В результате решения оздоровительных задач у людей с речевыми нарушениями укрепляется костно-мышечный аппарат, развиваются дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений.
Осуществления образовательных задач способствуют формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов; развитию ловкости, силы выносливости, переключаемости, координации движений, организаторских способностей. При реализации образовательных задач люди с речевой патологией усваивают теоретические знания в области метроритмики, музыкальной культуры, музыкального восприятия и впечатлительности. Решение воспитательных задач содействует умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию людей с речевой патологией. Решение воспитательных задач содействует:
- развитию чувства ритма, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;
- развитию способности восприятия музыкальных образов и умению ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом, т.е. умению перевоплощаться, проявлять художественно-творческие способности;
- воспитанию положительных личностных качеств, чевства коллективизма, обучению правилам в различных видах деятельности и др.
Интегрированное логоритмическое занятие на тему:
«В гости к Айболиту»
Цели:
- Закрепить умение отвечать на вопросы полным ответом (где живем мы, а где Африка.).
- Знакомство с различными эмоциями (реакция на лечение).
- Учить согласовывать движения с музыкой, развивать эмоциональную отзывчивость на музыку средствами движения, реагировать на начало и конец музыки (пение песни Айболит).
- Развивать ориентировку в пространстве. (Упражнение на развитие внимания, тропинка, пальма, кочки, самолет, машина, поезд.).
- Способствует снятию психологического напряжения (слушание звуков джунглей).
- Развивать психические процессы: зрительное, слуховое восприятие – разминка две мартышки.
- Продолжать развивать чувство темпа и ритма разминки - «У жирафа дом большой».
- Развивать память, связную речь и координацию движений.
- Воспитывать умение работать в коллективе, выслушивать товарища, контролировать свое поведение.
Оборудование;
- Конверт.
- Глобус.
- Аудиокассеты со звуками голосов животных джунглей.
- Фонограмма песни «Айболит», «песня Красной шапочки».
- Маска льва. Витаминки.
- Оформление зала в стиле джунглей.
- Звук скорой помощи.
- Мягкие игрушки, зверюшки.
- Форма для детей.
Ход занятия.
Дети входят в зал, встают полукругом, здороваются с гостями.
Ведущая: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло удивительное письмо от доктора Айболита и его зверей. Пишет из далекой-далекой страны, а вот как она называется, попробуйте отгадать сами и внимательно послушайте адрес отправителя.
Мы живем на Занзибаре,
В Калахаре и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-по
По широкой Лимпопо.
- Ну, что догадались то куда это письмо?
Ответ детей.
Ведущая: Правильно из Африки, а теперь отгадайте от кого?
Он на свете всех добрей.
Лечит он больных зверей,
А однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит.
Это доктор Айболит!
- От доктора Айболита, он приглашает нас приехать в гости в Африку. А давайте посмотрим на глобусе, где же находится Африка?
Дети показывают.
А где живем мы?
Дети показывают.
А на чем же можно добраться до Африки?
Ответы детей: на машине, самолете, корабле и т.д.
Ведущая: А я предлагаю до аэропорта ехать на машине, затем лететь на самолете, а уже после самолета ехать на поезде.
(Под музыку «Веселые скачки» стр. 30 музыка в д/с выпуск № 4)
Дети двигаются по кругу и изображают движение транспорта по команде муз. руководителя, меняя вид транспорта.
Автомобиль - руки перед грудью, держать руль и движения: топающим дробным шагом.
Самолет - руки вытянуть в стороны, легкий бег на носках.
Поезд - руки у груди, поочередное движение вперед назад, дробный шаг, звуковой эффект (чух-чух-чух)
Остановка - дети останавливаются.
Ведущая: Ну, вот мы с вами и приехали в Африку, посмотрите вокруг, как красиво, и звуки раздаются очень интересные, вот послушайте.
Дети слушают звуки джунглей на аудиокассете.
Ведущая: Но почему-то нас никто не встречает, значит, придется нам продолжить путь пешком. Только будьте очень внимательны, если я скажу тропинка, значит, все кладут руки на плечи впереди стоящего и продолжают движение. Скажу дерево, нужно остановится, поднять руки вверх и в стороны, а скажу кочка, нужно присесть, наклонить голову, руки завести за голову и сомкнуть.
Под музыку «Кошки-мышки», дети начинают движение. По окончании музыки ведущая предлагает детям присесть. Дети садятся. Раздается сигнал скорой помощи.
Айболит: Здравствуйте, ребята (ответ детей). Я очень рад, что вы приехали ко мне в гости.
Ведущая: Мы с ребятами тоже рады нашей встрече и поэтому поводу хотим подарить вам песню, она так и называется «Айболит».
Дети встают полукругом и поют.
Айболит: Спасибо вам, ребята, за такую замечательную песенку. А знаете ли вы, кто приходит ко мне лечиться?
Ведущая: Наши ребята могут не только рассказать, но показать.
Дети показывают упражнения, регулирующие мышечный тонус.
Добрый доктор Айболит! — руки положить на сердце
Он под деревом сидит. - руки поднять вверх, пальцы раздвинуть
Приходи к нему лечится - зовут к себе
И корова, и волчица, - поочередно массируют
И жучек, и червячок, - каждую фалангу на левой руке
И медведица!
Всех излечит, исцелит - пальцы сжимать, разжимать
Добрый доктор Айболит! — руки на сердце.
Айболит: Молодцы, действительно все верно рассказали и показали. Ну, а еще хочу узнать, сможете ли вы показать реакцию зверюшек на мое лечение? Сейчас я буду показывать какое-то лекарство, а вы должны будете мимикой показать, то ощущение, которое у вас появляется.
Проводится упражнение для развития мимических движений.
- Тебе я дам горькую микстуру, покажи свое отношение к ней (недовольство). А тебя я буду лечить сосулькой (удивление). А тебя я буду лечить конфетой (радость). А тебе придется поставить укольчик (страх). А сейчас, дорогие мои, я хочу проверить, как вы чувствуете темп и ритм. Показывать и рассказывать мы будем стихотворение «У жирафа дом большой».
У жирафа (руки вытянуть над головой и соединить)
Дом (ладони в форме крыши над головой) большой
Он глядит в свое окошко (прямые ладони возле лица)
Зайка по лесу бежит (руки «лапки» перед грудью)
В дверь к нему стучит (согнутая рука с кулаком на уровне плеча)
Тук, тук (стучат два раза кулаками перед собой)
Дверь открой (прямой рукой изображать открывание двери)
Там в лесу (большим пальцем правой руки показать)
В процессе упражнения менять темп, ритм и динамику.
- Молодцы, ребята! А сейчас я предлагаю вам
поиграть в игру «Хищный лев».
Вставайте в круг, закрывайте глаза, я буду идти за
кругом, кому положу в руки маску льва, тот и будет
всех ловить. А вы, ребята, как услышите, что музыка
закончилась, глаза откройте и спросите два раза:
«Хищный лев, где ты?», а водящий вам ответит: «Я
здесь» и начнет вас ловить, все поняли? Тогда
начинаем (играть два раза).
Доктор Айболит: Ох, устал я что-то немного.
Ведущая: В таком случае, садитесь все вместе полукругом. Давайте, ребята, вспомним и покажем нашему доктору и гостям разминку про мартышек.
Упражнения для развития координации слова и движения.
- Две мартышки, слов не тратя - кулаки сжать и
разжать
Раз подрались на кровати - бокс
Друг у друга в этой схватке - 2 указательных пальца --> <-- , бокс Вышибли ума остатки — покрутить пальцем у виска
Врач пришел (пальцы идут по руке), уселся в кресло (2 пальца сели на руку) И сказал мартышкам: (кулаки сжать, разжать)
Если драться будете, мартышки - указательный палец вверх, ладошки изображают
Выгоню из этой книжки - указательный палец вперед.
Айболит: Как вы все точно подметили. Ну прямо про моих мартышек рассказали. Но у меня есть одно верное средство, чтобы никто не дрался и не болел, я всем предлагаю мои витамины - смешинки. Вот и для вас, ребята, приготовил это сладкое лекарство (угощает ребят и гостей). Ну, что же, ребята, понравилось вам у меня в гостях.
Ответ детей: Да
Айболит: И я отдохнул с вами от работы, а сейчас мне пора к моим любимым зверюшкам, проверить их состояние здоровья. До свидания, ребята!
Дети: До свидания!
Ведущая: А нам с вами пора возвращаться в детский сад, чтобы рассказать всем ребятам, где мы сегодня были, что видели и чем занимались. Садитесь все на самолет и под веселую песенку отправляйтесь в полет, но для начала давайте попрощаемся с гостями.
Дети говорят: До свидания.