Актуальность программы обусловлена переходом общеобразовательной школы к профильному обучению на старшей ступени образования.
Настоящая программа рекомендована для курсов по физике в 9-х классах, которая предусматривает расширение образовательного пространства по теме «Использование электромагнитных излучений в медицине».
Программа курса тесно связана с физикой, биологией.
Целью программы является создание фундамента практической медицины, установление прочной связи медицины с точными науками. Знакомство учащихся с достижениями современной биофизики и с перспективами ее развития в ХХI веке.
Основной целью программы является:
помощь учащимся при выборе профиля обучения в 10 классе;
развитие познавательной деятельности учеников, интереса к предмету;
расширение кругозора в углублении знаний учащихся.
Цель достигается путем решения следующих задач:
познакомить учащихся с некоторыми современными способами диагностики и лечения различных заболеваний; с физическими законами и принципами, лежащими в их основе;
провести профориентацию учащихся;
выработать у учащихся умение самостоятельно подбирать материал по заданной теме, составлять и делать доклады;
дать представление о здоровом образе жизни и его составляющих на материалах физики и биологии.
Курс предусматривает проведение лекций, практических работ, проведение экскурсий в рентгеновский кабинет, в диагностический центр и физиотерапевтическое отделение ФГЛПУ НКЦ ОЗШ г. Ленинска-Кузнецкого.
Каждое занятие включает лекционные и практические виды деятельности, сочетает коллективные и индивидуальные формы обучения.
Оценка знаний и умений может проводиться в форме творческих работ (чтение сообщений, докладов, изготовление и презентация альбомов).
Учебный план
9 класс (17 часов, 1 ч. в неделю)
Название разделов |
Всего часов |
Лекция |
Практические занятия |
1. Невидимые лучи | 6 |
4 |
2 |
2. Радиоактивные изотопы | 4 |
2 |
2 |
3. Электромагнитное поле.
|
7 |
3 |
4 |
Всего: |
17 |
9 |
8 |
Учебно-тематический план
№ п/п |
Название образователь- ных блоков тем |
Всего часов |
Лекции |
Практи-ческие занятия |
Виды деятельности |
1. |
Невидимые лучи |
6 |
4 |
2 |
|
1/1 |
История открытия невидимых лучей. Значение лучей для медицины, физики, техники |
1 |
1 |
||
1/2 |
Свойства инфракрасных лучей и их применение |
1 |
1 |
Сообщения уч-ся |
|
1/3 |
Свойства и применение ультрафиолетовых лучей |
1 |
1 |
Сообщения уч-ся |
|
1/4 |
Рентгеновские лучи, их свойства и применение |
1 |
1 |
Сообщения уч-ся |
|
1/5 |
Экскурсия в рентгеновский кабинет больничного комплекса ФГЛПУ НКЦ ОЗШ |
1 |
1 |
Видеофильм |
|
1/6 |
Невидимые лучи |
1 |
1 |
Оформление альбома |
|
2. |
Радиоактивные изотопы |
4 |
2 |
2 |
|
2/1 |
История открытия радиоактивности |
1 |
1 |
Сообщения уч-ся |
|
2/2 2/3 |
Радиоактивные изотопы в биологии и медицине, в с/х и промышленности |
2 |
1 |
1 |
Видеофильм Сообщения уч-ся |
2/4 |
Изотопы на службе человека |
1 |
1 |
Оформление альбома |
|
3. |
Электромагнитное поле. Ультразвук |
7 |
3 |
4 |
|
3/1 |
Роль электромагнитных полей в жизни живой природы |
1 |
1 |
Сообщения учащихся |
|
3/2 |
Ультразвук, его роль в биологии, медицине |
1 |
1 |
Сообщения учащихся |
|
3/3 |
Экскурсия в диагностический центр больничного комплекса ФЛГПУ НКЦ ОЗШ |
1 |
1 |
Видеосопро-вождение |
|
3/4 |
Электротерапия |
1 |
1 |
Сообщения учащихся |
|
3/5 |
Экскурсия в физиотерапевтическое отделение больничного комплекса ФГЛПУ НКЦ ОЗШ |
1 |
1 |
Видеосопро-вождение |
|
3/6 3/7 |
Конференция «Физика - медицине» |
2 |
2 |
Сообщения учащихся |
Содержание программы
Раздел 1. Невидимые лучи. (6 часов)
История открытия невидимых лучей. Значение лучей для медицины, физики, техники. Свойства инфракрасных лучей. Свойства и применение ультрафиолетовых лучей. Рентгеновские лучи. Свойства рентгеновских лучей. Применение этих лучей.
Видеофильмы «Инфракрасные и ультрафиолетовые лучи», «Рентгеновские лучи», «Рентгеновский кабинет» ФГЛПУ НКЦ ОЗШ.
Демонстрация свечения красок под действием ультрафиолетовых лучей.
Раздел 2. Радиоактивные изотопы. (4 часа)
Открытие радиоактивности. Радиоактивные изотопы. Естественные и искусственные радиоактивные изотопы. Открытие радия и изучение свойств радиоактивных элементов. Биологическое действие излучения радия. Применение лучевой терапии. Естественные радиоактивные источники (грязи, ванны и т.д.) Искусственные изотопы. Методы их получения. Методы их обнаружения. Счетчики. Применение искусственных радиоактивных изотопов в исследовательских работах для диагностики и для лечения. Применение изотопов в биологии, медицине, в с/х и промышленности.
Раздел 3. Электромагнитное поле. Ультразвук. (7 часов)
Электромагнитное поле. Роль электромагнитных полей в жизни живой природы. Высокочастотные поля; их свойства и применение для прогрева разных участков человеческого тела. Лечебная высокочастотная аппаратура.
Ультразвук; его физические свойства. Роль ультразвука. Применение ультразвука для введения под кожу лечебных препаратов; для непосредственного воздействия на организм; для изготовления разнообразных лекарственных средств. Электротерапия. Методы. Дарсонвализация и гальванизация, электрофорез, терапия импульсными низкочастотными токами, магнитотерапия, индуктотермия, УВЧ- терапия, ультразвуковая терапия, ультрафиолетовое облучение и т.д.
Видеофильм «Применение электромагнитного поля в медицине в больничном комплексе ФГЛПУ НКЦ ОЗШ»
Конференция «Физика - медицине».
Темы докладов:
- История возникновения медицины. Связь медицины и физики. Развитие техники и оснащение медицины диагностическими и лечебными аппаратами.
- Некоторые физические явления в живом организме.
- Оптика в медицине.
- Разнообразные физические агенты в медицине.
- Авиация и медицина.
- Подводная медицина.
Ключевые слова
Гальванизация
Дарсонвализация
Диагностика
Изотопы
Инфракрасные лучи
Лучевая терапия
Магнитотерапия
Медицина
Невидимые лучи
Облучение
Радиоактивность
Рентгеновские лучи
Счетчики
Ультразвук
Ультрафиолетовые лучи
Электромагнитное поле
Электрофорез
Литература.
Для учащихся:
1. Кац, Ц.Б. Биофизика на уроках физики [Текст] / Ц.Б. Кац. - М.: Просвещение, 1988.
2. Литинецкий, И.Б. Бионика [Текст] / И.Б. Литинецкий. - М.: Просвещение, 1976.
3. Колтун, М.М. Мир физики [Текст] / М.М. Колтун. - М.: Детская литература, 1987.
4. Элементарный учебник физики [Текст] / Под редакцией академика Г.С. Ладсберга. – Москва: Изд-во «Наука», 1975.
Литература для учителей
1. Богданов, К.Ю. Физик в гостях у биолога [Текст] / К.Ю. Богданов. - М.: Наука, ФМД,1986.
2. Зверев, И.Д.Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека [Текст] / И.Д. Зверев. – М.: Просвещение, 1983.
3. Ильченко, В.Р. Перекрестки физики, химии, биологии [Текст] / В.Р Ильченко. М.: Просвещение, 1986.
4. Кнорре, Е.С. Атом служит социализму [Текст] / Е.С. Кнорре. Москва: Атомиздат, 1977
5. Большая медицинская энциклопедия [Текст]. – М.: Медицинская энциклопедия, 1980.
6. Юфанов, И.Л. Занимательные вечера по физике [Текст] / И.Л. Юфанов. – М.: Просвещение, 1990.