Цель: учить решать задачи.
Задачи:
- ознакомить с частями задачи;
- закреплять умение работать в парах постоянного состава;
- обучать работать в группе;
- развивать мышление учащихся при решении простых задач.
Оборудование:
- карточки с цифрами и знаками на магнитах;
- карточки: условие, вопрос, решение, ответ;
- шапочки с надписями: условие, вопрос, решение, ответ;
- карточки с заданием каждой группе;
- картинки учеников “Лесной школы” и учителя;
- аудиозапись “Пение птиц”.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приготовились к уроку. Подтянулись, выпрямились, улыбнулись. Мы начинаем урок математики. Садитесь.
2. Устный счет.
– Сегодня мы с вами отправляемся в “Лесную” школу. А где может находиться “Лесная” школа? А кто может учиться в “Лесной” школе? (детеныши зверей)
Открываю доску. Там 6 зверят на пеньках (медвежонок, ежонок, бельчонок, зайчонок, лисенок, волчонок) и учитель-медведь.
– Давайте их назовем по порядку.
– Посмотрите на зверят-учеников:
Кто сидит на втором пеньке от учителя?
А кто между бельчонком и лисенком?
Кто сидит перед зайчиком?
А кто находится за ежонком?
– Они тоже учатся считать в пределах 10. Давайте покажем, как мы умеем считать до 10 и обратно.
– А теперь посчитаем парами… Молодцы.
– Учитель дает задание зверятам. Давайте выполним его вместе с ними. Для этого откройте тетради, возьмите ручки, пропустите 4 клетки после последней записи. Записывайте только ответы, через каждые 2 клетки. Внимание.
– Первое слагаемое 2, второе неизвестно, сумма – 6. Найдите второе слагаемое. (4)
– Я задумала число, прибавила к нему 3 и получила – 5. Какое число я задумала? (2)
– Из какого числа надо вычесть 1, чтобы получить – 4. (5)
– На сколько последующее число больше предыдущего? (1)
– Запишите число, которое стоит справа от 5. (6)
– Уменьшаемое – 4, вычитаемое – 1, найдите разность. (3)
– А сейчас вы будете учителями. Вам нужно проверить работу своего соседа. Обменяйтесь тетрадями. Возьмите зеленый цвет. Будьте очень внимательны при проверке (ответы на доске). Если все ответы написаны правильно, то поставьте + на этой строчке через две клетки…
Верните тетради друг другу.
– А теперь запишите числа в порядке убывания.
– Подчеркните синим цветом два числа, сумма которых равна 6.
– Подчеркните зеленым цветом два числа, разность которых равна 2.
( Проверка по карточкам.)
– Теперь, давайте сыграем в игру “День-ночь”.
5-1+2-3+2+1=
– Ребята, у волчонка получилось – 5. Это правильно? Конечно, нет. А сколько получилось у вас? Давайте проверим все вместе. (Записываю на доске длинный пример, дети хором проговаривают промежуточные ответы) Молодцы! Получилось ровно 6, столько же, сколько учеников в “Лесной” школе. Столько же вы и решите сейчас примеров, записывая их в тетрадь в два столбика.
3. Работа в тетради.
Пропустите 2 клетки после числового ряда и начинайте решать примеры.
3+2=…(ч) | 6-5=…(з) |
6-2=…(а) | 4+2=…(а) |
2+1=…(д) | 5-3=…(а) |
– Каждый ответ соответствует букве. Если числа расставить в порядке возрастания и заменить их буквами, то вы прочтете слово, которое является темой нашего сегодняшнего урока.
(Проверка на доске)
– Молодцы, вы правильно отгадали слово: задача. Да сегодня мы должны ответить на вопрос: что такое задача? Но, чтобы лучше понять новый материал, нам надо отдохнуть.
4. Физкультминутка.
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб читать, считать, писать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем.
Вправо-влево, раз и два,
Думай-думай голова!
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
5. Работа над новым материалом.
– Да, ребята, мы с вами сегодня впервые, так же, как и ученики “Лесной” школы, будем говорить о задаче. Откройте учебники по закладке. Перед нами страница 80.
– Давайте рассмотрим задание №1.
– Перед нами задача.
– Оказывается задача – это интересное задание, когда нужно порассуждать и найти ответ.
– Задача состоит из 4 частей. Сейчас мы с вами узнаем из каких частей.
– Посмотрите на задание №1. Прочитайте первые две строчки.
– О чем здесь говорится?
– Значит описание того, что есть или того, что происходит – называется условием задачи (вывешиваю на доску карточку: условие).
– Прочитайте условие задачи еще раз.
– Прочитайте следующую строку. Что это такое?
– Да, это вопросительное предложение, в котором нас о чем-то спрашивают. Значит – это вопрос задачи (вывешиваю на доску карточку: вопрос).
– Прочитайте его еще раз.
– Прочитайте следующую строку. Что это такое?
– Да, это решение задачи (вывешиваю на доску карточку: решение).
– Какое действие выполнено? Почему? Молодцы!
– Прочитайте следующую строку. Что это такое?
– Да, это ответ задачи (вывешиваю на доску карточку: ответ).
Самое главное правильно сформулировать ответ.
– Для этого надо еще раз прочитать вопрос задачи, а затем составить полный ответ.
– Посмотрите на №2. Это задание мы выполним на наборном полотне.
– Достаньте кассу.
– Прочитаем текст задачи.
– Найдите условие. Прочитайте. Выложите на полотне столько маленьких красных квадратиков, сколько было в коробке карандашей. Что произошло с этими карандашами? Выполните действие.
– Найдите вопрос задачи? Теперь мы видим, что надо узнать.
– Как мы решим задачу?
– Давайте запишем решение в тетрадь. Уберите кассу. Положите тетрадь правильно. Пропустите 2 клеточки после примеров и запишите решение (один ученик диктует). Кто сформулирует ответ?
(Ученик проговаривает ответ.)
– Возьмите простой карандаш и подчеркните результат решения.
– Вот так мы пока будем записывать решение и ответ задачи.
6. Закрепление нового материала.
– Ученики “Лесной” школы получили задание. Давайте поможем им выполнить это задание. Мы с вами разделимся на группы по четыре человека, к каждой группе придет ученик “Лесной” школы с заданием. Вам надо будет выделить части задачи, решить ее и разыграть у доски. Время на подготовку пошло. Работайте дружно, помогайте друг другу. Какая группа будет готова, поднимаете руки. (По очереди дети разыгрывают задачу у доски, используя шапочки: условие, вопрос, решение, ответ, и возвращают ученика “Лесной” школы на доску. Группы, которые не успевают показать свою задачу, просто сдают карточки на проверку)
После третьей группы физкультминутка.
– Давайте отдохнем. Сядьте поудобнее, расслабьтесь и закройте глаза. Представьте себе, что мы перенеслись на лесную полянку (включаю звуки природы: пение птиц), ярко светит солнце, над головой синее небо, мы сидим на зеленой мягкой травке и наслаждаемся пением птиц. Давайте немного послушаем… сделайте глубокий вдох, мы ощутили свежий воздух, напоенный хвоей сосен и прилив новых сил (выключаю музыку). Откройте глаза, продолжим работу.
Вы молодцы! Все справились с заданием. Я думаю, что и ученики “Лесной” школы тоже поняли, что такое задача.
7. Задание на развитие логического мышления.
В лесу много деревьев. Попробуйте догадаться, как называется каждое дерево из трех, если известно, что у нас осина, липа и дуб (карточки с названием и картинки деревьев на доске). Липа выше, чем осина, но ниже, чем дуб.(Устанавливаем взаимосвязь.) А кто знает, какой формы листья у этих деревьев? Попробуйте найти их среди рисунков. Молодцы!
8. Итог урока.
Мы с вами покидаем “Лесную” школу, думаю, что с хорошим настроением.
– Что нового мы сегодня узнали вместе с учениками “Лесной” школы?
– Как мы работали над задачей?
– Кому понравился сегодняшний урок, нарисуйте на полях кружок красного цвета, если не очень, то – желтого, а если было скучно – синего цвета.
– Кто запомнил части задачи, нарисуйте на полях квадратик красного цвета, если сомневаетесь в своих знаниях, то – желтого, а если ничего не поняли, то – синего цвета.
– Передали тетради вперед. Все встали. Вы все замечательно работали.
Большое спасибо всем за урок.