Цели:
• Знакомство с разновидностью графики – плакатом.
Задачи:
- познакомить со средствами художественной выразительности, композицией, в плакате;
- раскрыть мощность пропагандистской роли плаката в военное и мирное время;
- познакомить учащихся с произведениями художников плакатистов;
- обогатить знания учащихся об истории Отечества;
- учить школьников видеть и оценивать свои результаты и товарищей;
- вызывать интерес и стремление к освоению и внедрению ИКТ в учебной деятельности;
- внедрять новые педагогические технологии развития критического мышления.
Зрительный ряд: плакат КУКРЫНИКСОВ “Беспощадно разгромим и уничтожим врага!”, групповой портрет Кукрыниксов П.Д.Корина (М.П.Куприянов, П.Н.Крылов, Н.А.Соколов), таблицы с названиями видов композиции в плакате.
Музыкальный и звуковой ряд: Священная война, документальная звукозапись выступления диктора Левитана, объявляющего начало и окончание войны.
Видеоряд:. Мультимедийные презентации: “Презентация 1”, “Плакаты военного времени 1941-1945г. ”, документальная видеозапись возвращения победителей
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран.
Конспект урока
Изобразительное искусство многолико и многообразно.
-Назовите изобразительные виды искусства (составление кластера, дополнение его в ходе урока)
Слайд 1 “Презентация 1”
Один из видов — ГРАФИКА. Специфическое средство художественного выражения в графике – однотонный рисунок. Это или линия, очерчивающая форму предмета на белой или загрунтованной плоскости листа, или тёмное пятно, образующее на листе сочетания тёмных и светлых поверхностей – светотень, при помощи которой передаются объём и пространство.
- Где в интерьерах школы есть графические работы? С какой целью они используются? (Для украшения интерьеров, демонстрации творческих способностей учащихся, рекламы, агитации и как наглядное пособие).
Эта разновидность графики – станковая. Ей свойственны те же жанры, что и станковой живописи.
- Назовите жанры живописи (составление кластера). Слайд2 “Презентация 1”
Слайд3 “Презентация 1” Изменяется только заголовок
Иногда в графике используется цвет.
Произведения станковой графики могут иметь самостоятельное значение.
Слайд3 “Презентация 1”
Ещё одна из разновидностей графики - книжная графика и газетно-журнальная, образующая идейно художественное единство с литературным текстом и одновременно предназначенная для декоративного оформления книг и журналов.
Художественно-производственная графика – этикетки, почтовые марки, грамоты…
И массовый агитационно-пропогандиский вид графики, распространяемый огромными тиражами – плакат.
Вот что о плакате говорил художник-плакатист Дени (Виктор Николаевич Денисов).
“Что есть плакат и какова природа плаката?
Говорю в качестве старого плакатиста солдата.
Плакат не есть длинное чтиво,
Относись к зрителю бережно, учтиво.
Плакат должен быть ясен и прост – таков плаката пост.
Плакат есть стрела – молния к сознанию зрителя. Взглянул зритель, мыслью объят, вот это и есть плакат!”
(Взято из книги “Мыслишки из записной книжки”.)
Специфика образного языка плаката: ясность образа, броскость, декоративность. Смысл плаката должен быть понятен с первого, даже беглого взгляда.
Как при создании любого произведения искусства, автор плаката, прежде всего, должен наметить и решить его композицию.
При симметричной композиции на плакате доминирует центральная фигура. Ассиметричная, наоборот, представляет собой как бы фрагмент, часть какого-то большого целого. А внимание акцентируется на движении. Существует и линейное, диагональное построение композиции. Применительно к плакату надо помнить и некоторые другие обязательные композиционные правила.
В изображении на плакате должны иметь место только те вещи, которые несут ясные смысловые функции. Никаких деталей, особенно декоративных, без которых в плакате можно обойтись, не должно быть. То же касается и цвета. Плакат — это не живопись, здесь не всегда необходима передача цветовых нюансов и изображение мельчайших деталей. Не всегда надо стремиться окрашивать изображаемые предметы в их естественные цвета. Желательно пользоваться скупым подбором красок (не более трёх – четырёх), что вполне позволит создать выразительную цветовую гамму. Цветовой круг поможет подобрать гармонические сочетания цветов. Красиво сочетаются и ахроматические цвета.
- Назовите их.
Хроматические и ахроматические цвета наиболее гармоничны в следующих сочетаниях: красных, оранжевый, жёлтый (теплые) с чёрным; голубой, синий, фиолетовый (холодные) с белым.
Обратимся к истории плаката.
Окна “ТАСС”. Выступление учащегося (домашнее задание.)
Великая Отечественная война вызвала новый подъём плакатного искусства. Буквально на второй день войны вышли первые плакаты Н.Долгорукова, В.Иванова и др. Плакат КУКРЫНИКСОВ (групповой портрет П.Д.Корина на доске М.П.Куприянов, П.Н.Крылов, Н.А.Соколов) “Беспощадно разгромим и уничтожим врага” был переиздан в Англии, Америке, Франции.
- Назовите вид композиции.
Агитационная роль плаката во время войны была огромна. В блиндажах и землянках переднего края, в кабинах танков и самолетов, в заводских цехах и на улицах городов – всюду плакаты были подлинными выразителями патриотических чувств народа, его непреклонной воли к победе. Лучшие плакаты военных времён остались памятниками большого искусства.
-Кто может вспомнить известнейший плакат Великой Отечественной войны? (Тоидзе “Родина мать зовёт”)
- Назовите вид композиции.
Сейчас вы увидите презентацию “Плакаты военного времени 1941-1945г. ”.
В первый слайд презентации вмонтирована запись голоса Левитана объявляющего начало ВОВ. Далее идет рассказ о роли плаката в годы войны, о художниках плакатистах того времени. На слайдах презентации расположено 28 плакатов разных периодов войны и послевоенного времени их демонстрация сопровождается не только текстом, но и авторским исполнением К.Симонова “Жди меня”, звучит “Священная война”, а завершается презентация объявлением Левитана об окончании ВОВ и документальным видео файлом “Возвращение”
Политический плакат является главным, ведущим, но и всё же не единственным.
- Какой может быть ещё тематика плаката?
- Предлагаю составить кластер тематики плакатов.
(в кластере указываются темы знакомые учащимся)
Экологический.
-Почему вопросы экологии для нас так важны?
Составление сенквейна на тему “Экологический плакат”.
(Создание эскизов на экологическую тему)
Демонстрация эскизов, обсуждение. Выставка.