Руководство детским чтением - это одно из самых ценных занятий в группе продленного дня. И чтобы решить многообразие задач по развитию речи и мышления на этих занятиях я включаю в месячный план следующее:
- чтение / сказки, былины/, работа со словарем
- тематическое чтение
- чтение / проза/
- игры со звучащими словами
- дидактические игры со звучащим словом
- конкурс загадок, пословиц, поговорок
- слушание пластинок
- просмотр диафильмов
- викторины по произведениям
- конкурсы на лучшее исполнение стихотворений
По этому плану я провожу работу еженедельно, а конкретно какая проводится работа зависит от времени года, от праздников в году и т.д.
В первом полугодии ребят особенно занимали игры со словом, такие как: “Пять имен”, “Кто больше помнит”, “Занимательная грамматика”, “Профессия”, “Поле чудес”.
Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки. Найдя правильный ответ, они радуются, что сумели проявить находчивость и сообразительность. Загадкам по темам: “Природа и ее явления”, “Человек”, “Мир животных”, “Школа, учебные пособия” - мы посвятили отдельные занятия. Те ребята, которые больше набрали очков, получили призы на этих занятиях. Это заинтересовывает учащихся и они ждут такие занятия. Также в конкурсы мы включаем скороговорки, которые являются не только занятной игрой, но и очень нужным и полезным для детей упражнением.
Конкурсы на лучшее исполнение стихотворений проводим 1 раз в месяц по определенным темам.
Очень большую работу мы проводим в группе со сказкой. Сказки мы читаем, сочиняем, рассказываем. В 1 классе я часто рассказывала детям сказки, так как убедилась, что такая работа со сказкой приучает детей слушать воспитателя.
Постоянно мы работаем над художественным словом во время подготовки занятий по чтению: особенно, когда надо помочь ребятам заучить наизусть стихи. Позже в повседневной жизни, стараемся увидеть картину нарисованную в стихах.
Работе с книгой мы в группах отводим очень много времени. У нас в каждой группе имеется своя библиотека. Заведует ею библиотекарь из учащихся. Он выдает учащимся книги, следит за их возвращением и состоянием. Далеко не все дети любят читать. Подбирая для них рассказы из самых разнообразных изданий, прививаем интерес, а затем и любовь к печатному слову.
Привлекая детей к обсуждению прочитанного, приучаем их делиться собственными размышлениями.
Эти беседы в большей мере сближают воспитателя с детьми. Благодаря занятиям по внеклассному чтению в группе продленного дня у школьников формируется интерес к чтению.
Современная школа уделяет много внимания развитию мышления в процессе обучения. Возникают вопросы: какое место в решении этой задачи принадлежит речи и речевому упражнению?
Можно ли отождествлять речевое развитие с развитием мышления?
Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Логическое мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. Мысль человека облачается в языковые формы, которые выработаны многовековым развитием языка. Как бы ни было сложно содержание в мысли человека, оно находит стройное воплощение в синтаксических конструкциях и морфологических формах языка. Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создает предпосылки для развития мышления. Психолог Н.И.Жинкин писал: “Речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания”. Знания, факты, т.е. информация – материал мышления. Следовательно, и через этот канал речевое развитие способствует развитию мышления.
Однако отождествлять развитие речи с развитием мышления было бы неправильно. Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Психологи выделяют наглядно – образное и действенное мышление. Эти два мышления тесно связаны с логическим, речевым мышлением дополняют и поддерживают его. Работа мысли, усложняясь в связи с трудом, с наблюдением, с другими видами деятельности, требует обогащения и усложнения речи.
Мыслительная работа стимулирует речь.
Обогащение речи в свою очередь оказывает положительное влияние на развитие мышления. Важно, чтобы новые языковые средства, которые усваивает школьник, наполнялись реальным смыслом. Это обеспечивает связь мышления и речи.
Только тот, кто любит родную речь, кто знает ее хорошо, только тот ощутит радость свободного владения ею. Каждый из нас впитывает живительную влагу родной речи. Детство каждого из нас, школьные годы несут все новые и новые потоки слов и выражений родного языка. Мы их узнаем все больше и больше, мы любим свой русский язык, владеем им и боремся против шаблона, против невыразительных фраз и пустых слов.
Язык – наш верный друг, когда мы его знаем, он же наш неприятель, если мы плохо его знаем или мысль наша не ясна. Кто не искал мучительно нужные слова, тот никогда не испытал радости открытия самого меткого, самого точного, единственного слова.
Нет другого пути узнать и полюбить родной язык, как изучать его. Изучать современные правила и законы развития, изучать разнообразное богатство русского языка, его образы в произведениях лучших писателей.