Методическая разработка системы занятий для учащихся среднего школьного возраста (рабочие программы)

Разделы: МХК и ИЗО


Методическая разработка системы занятий по теме натюрморт, рассчитана на определённую возрастную группу учащихся. Мы определили её как подростковую, с учётом ряда упражнений, которые могут быть, как упражнения, способствующие подготовке школьников для дальнейшего продолжения художественного образования.

Обязательный учёт возрастных особенностей учащихся – это условие для успешной разработки данной методической системы.

Данная программа предназначена для проведения занятий в кружках по изобразительному искусству с углублённым изучением композиции, основ цветоведения, перспективы у учащихся среднего школьного возраста.

Цель программы - развитие художественных и творческих способностей у учащихся.

Учебные задачи

  • Познакомить с основными видами техник выполнения работ по теме натюрморт.
  • Формировать основы художественно-эстетического восприятия.
  • Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном, декоративном и художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

Задания служат стимулом, активизирующим творческие качества личности ученика. По своей форме они вполне доступны для понимания художественных задач учащимися среднего и старшего подросткового возраста. В процессе работы с этими упражнениями проявляются творческие качества особо одарённых детей.

Творческие задания позволяют изначально понять принципы цветоведения, возможности использования линии и штриховки, дают простые навыки компоновки на плоскости листа.

Занятие 1

Начинать занятия лучше с объяснений особенностей рисования линейных плоскостных предметов в центральной перспективе.

Большое значение имеет рисование плоских геометрических тел, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм предметов.

При центральной перспективе одна из сторон предмета, который мы хотим изобразить (например – куб), должна быть параллельной плоскости картины. Другие стороны расположены перпендикулярно к наблюдателю, и их линии сходятся в oбщeй точке на горизонте, называемой точкой зрения. В качестве объяснения учитель может нарисовать на доске рисунок, наглядно объясняющий тему.

Точка зрения - это проекция глаза наблюдателя на линию горизонта.

Практическая часть включает в себя построение книги, лежащей перед учениками. Используемый материал: бумага, карандаш, ластик.

Занятие 2

Второе занятие посвящается построению объемных предметов в угловой перспективе. Ученикам объясняется перспектива круга, его изменения в зависимости от угла зрения. Необходимо заметить, что в перспективе квадрат представляется нам трапецией, а круг превращается в эллипс.

Вместе с плоскостями прямолинейной формы перспективно изменяются и плоскости круглой формы. Фронтально поставленная плоскость круглой формы изображается окружностью, но в угловом положении она воспринимается как эллиптическая и должна изображаться фигурой, похожей на эллипс.

Если сравнить основания круглых предметов, поставленных на разной высоте, то выяснится, что их ширина, как и ширина плоскостей прямолинейной формы, уменьшается по мере приближения к линии горизонта, а на линии горизонта совмещается с нею и изображается прямой линией.

При угловой точке зрения линии контуров и плоскостей уже не сходятся в единой точке, а расходятся к двум “точкам схода” находящимся справа и слева от наблюдателя.

Все линии, идущие в глубину, пересекаются в “точке зрения”. Параллельные линии, каково бы ни было их направление, имеют общую точку схода. Если они лежат в горизонтальной плоскости, то их точка схода находится на “горизонте”, то есть на горизонтальной прямой, проходящей через точку зрения.

Практическая часть включает в себя построение несложной вазы или чашки, а также зарисовки книги в угловой перспективе. Используемый материал: бумага, карандаш, ластик.

В конце занятия проводится анализ получившихся рисунков, при этом отмечаются достижения и недостатки работ.

Занятие 3

Ощутить объемность формы и положение плоскостей в пространстве нам помогает освещение, которое в рисунке передается при помощи светотени. Сначала кажется, что поверхности освещены везде одинаково. Если приглядеться, станет заметно, что они слегка темнеют по мере удаления от источника света. Упрощенно светлотные отношения в натуре можно назвать так свет, полутень, тень, рефлекс. На шаровых поверхностях переход от света к тени постепенен: свет-полутень-тень-рефлекс. В качестве объяснения учитель может нарисовать на доске рисунок, наглядно объясняющий тему.

Затененные стороны предметов называются собственными тенями.

Тени от освещенных предметов, которые отбрасываются на другие поверхности, называются падающими тенями.

Собственная тень подсвечивается отраженным от окружающих стен или других предметов светом. Это высветление тени называется рефлексом. Рефлекс относится к тени, поэтому он всегда темнее полутеней.

Самый светлый участок освещённой поверхности предмета называют бликом. Если правильно показать постепенный переход от света к тени (полутень), то в рисунке появится впечатление объема.

Занятие 4

Моделировка объемной формы осуществляется тоном, нанесенным штриховкой, тушевкой и окраской. Тон передает свойственные натуре светотеневые градации, выявляющие объемность формы, рельеф ее поверхностей, их движение в пространстве, освещенность, светлоту.

Ахроматические цвета – Чёрный, серый, белый. Можно получить множество оттенков серого цвета, изменяя количество белой и черной краски.

В практической части урока ученики рисуют 2 – 3 простых по форме предмета и закрашивают их ахроматическими цветами с целью показать объём. Причём белый цвет – соответствует светлым участкам поверхности, серый – полутени, чёрный – тени на предметах. Наглядным примером того рисунка, который должен получиться, является иллюстрация к уроку в таблице.

Используемый материал: бумага, серый и чёрный фломастеры.

Занятие 5

В карандашном рисунке светотень передается при помощи штриховки. Штриховку ведут параллельными не очень длинными частыми линиями. Бумага должна просвечивать между штрихами даже в тенях. Слишком редкие штрихи также нежелательны. Во всем должна быть мера.

Штрихи в рисунке не должны быть самоцелью - это лишь средство, чтобы передать тон.

Силу тона надо набирать штриховкой постепенно, накладывая ее в несколько слоев. Штриховку надо накладывать “по форме” предмета. В практической части урока ученикам предлагается нарисовать предмет простой формы и выполнить штриховку линиями разной толщины, с целью показать объёмность формы. Используемый материал: бумага, серый и чёрный фломастеры.

Занятие 6

Цвет - это свойство предметов отражать одни световые лучи и поглощать другие. Белый солнечный луч, пройдя через трехгранную призму, образует солнечный спектр. В центре этого спектра желто-лимонный цвет, который влево и вправо меняется. Справа он переходит от лимонно-желтого в желтый, желто-оранжевый, затем в оранжевый, дальше в оранжево-красный, в красный, красно-малиновый, в малиновый, в пурпурный и, наконец, погасает. Слева желто-лимонный переходит в лимонно-зеленый, в зеленый, в голубо-зеленый, дальше в голубой, в синий, в фиолетовый, затем - в густо-фиолетовый – это и есть цветовой круг.

Имея всего три краски: красную, желтую, синюю (их называют основными), получим любой цвет.

Практическая часть включает в себя смешение основных цветов между собой. Распределить геометрические формы на листе, так, чтобы одна форма пересекалась с другой. Заполнить тремя основными цветами формы, чтобы цвет при смешивании дал чёрный (3 формы).

Заполнить цветом формы, чтобы из двух цветов получился третий (5 форм).

Наглядным примером того рисунка, который должен получиться, является иллюстрация к уроку в таблице.

Нужно, чтобы таким образом у учеников каждая краска оказалась смешанной с каждой другой. Используемый материал: бумага, акварель.

Занятие 7

Смешивая различные цвета, можно получить множество цветовых оттенков. Открытый цвет – это чистая краска, взятая из набора.

Сложный цвет - цвет, полученный при смешении двух или нескольких открытых цветов.

Учащиеся должны знать, что, например, если добавлять к готовому зеленому цвету желтый или синий, то можно получить различные оттенки.

Практическая часть включает в себя выполнение растяжки одного из основных цветов. Например, растяжка синего цвета к зелёному цвету. Нарисовав по трафарету 9 одинаковых форм на листе, учащемуся следует заполнить их цветом, добиваясь разных оттенков. Используемый материал: бумага, акварель, карандаш, ластик.

Занятие 8

Хроматические цвета - все цвета, кроме черного и белого. Хроматические цвета разделяются на тёплые и холодные. Цвета голубо-синей части круга называют холодными, а цвета красно-желтой части круга — теплыми.

В практической части урока ученики разрабатывают простой орнамент с использованием тёплых и холодных цветов. Это задание позволит ученикам на практике ознакомится с холодными и тёплыми цветами.

Например, мальчики могут украсить предмет орнаментом из ромбов, квадратов, треугольников, используя оттенки синих, фиолетовых цветов. Наглядным примером того рисунка, который должен получиться, является иллюстрация в таблице.

А девочки могут придумать орнамент из кругов, овалов, используя тёплые цвета. Материалы: бумага, акварельные краски.

Занятие 9

В декоративном решении ученики должны постараться увидеть характерное наиболее выразительное качество в натурном материале и на этом построить декоративную переработку. Передаче объема в этом рисунке не нужно придавать значения, а можно и вообще от них отказаться, сделав все изображение плоскостным, составленным из разных по форме участков различной фактуры. В практической части урока ученики задумывают узор, который потом используют в украшении и разработке образа “Города солнца” и “Города зимы”. При этом формы построек в городе должны быть приближены к геометрическим формам. Например, в “Городе солнца” ученик может использовать круглые, куполообразные формы, а в “Городе зимы” - квадратные и треугольные формы. Наглядным примером того рисунка, который должен получиться, является иллюстрация в таблице. Используемый материал: бумага, цветные фломастеры.

Занятие 10

На занятии закрепляются знания о тёплых и холодных цветах, ребята учаться различать их оттенки.

В практической части урока ученики рисуют задуманный предмет любой формы, делят его пополам и заполняют одну половину холодными цветами и их оттенками, а другую – тёплыми цветами. Наглядным примером того рисунка, который должен получиться, является иллюстрация к уроку в таблице. Материалы: бумага, акварельные краски.

Занятие 11

На этом занятии продолжается изучение цветового круга. Количество цветов в цветовом круге может быть увеличено за счет введения более тонких градаций перехода от одного основного цвета к другому. В таком круге рядом лежащие цвета называются родственными цветами.

В практической части урока ученики задумывают и рисуют предмет простой формы и закрашивают его, используя несколько родственных оттенков выбранного цвета. Наглядным примером того рисунка, который должен получиться, является иллюстрация в таблице.

Используемый материал: бумага, гуашь.

Занятие 12

Словом “композиция” художники обозначают закономерные связи, которые возникают между отдельными частями произведения. Некоторые из таких связей и отношений воспринимаются непосредственно зрением (количественные), другие - логическим мышлением (качественные).

К первым относятся тоновые, цветовые, пропорциональные и другие отношения, а также функциональные и экспрессивные значения формы. Ко вторым - связи и отношения, выражающие эстетические значения предмета искусства. В практической части занятия ученики выполняют геометрический орнамент на плоской форме: на круге, квадрате и треугольнике, при этом важным условием выполнения работы является соблюдение одного из законов композиции – симметрии.

Прежде всего намечайте на форме ось симметрии, основные линии орнамента и приступайте к прорисовке основных линий. Наглядным примером того рисунка, который должен получиться, является иллюстрация в таблице.

Занятие 13

Изучая историю искусства, мы находим в различных эпохах яркие примеры использования линии как выразительного средства.

Художник, тяготеющий скорее к субъективному восприятию, нежели к зрительному, в процессе творческого выражения прибегает преимущественно к линии. С помощью линий художник может передать динамику (движение), статичность (покой). Вертикальная линия служит изображению движения вверх или вниз. Горизонтальная – статичность, уравновешенность. Округлая линия воспринимается как завершение движения, как линия, образующая объём. В практической части урока ученики выполняют рисунок задуманного предмета, используя все три вида линий. Наглядным примером того рисунка, который должен получиться, является иллюстрация в таблице. Используемый материал: бумага, черная гелиевая ручка.

Занятие 14

Ритм - повторяемость, чередование композиционных элементов произведения. Особая соразмерность частей в произведении ведет к стройной, закономерной слаженности целого.

Ритм может проявляться в чередовании или сопоставлении любых элементов композиционного характера - через контрасты и соответствия группировок, предметов, линий, движений, цветовых пятен.

В практической части ученики составляют композицию из пересекающихся геометрических фигур белого, серого и чёрного цвета. Фигуры при этом должны пересекаться друг с другом и образовывать определённый ритм из чёрных, серых и белых пятен. Наглядным примером того рисунка, который должен получиться, является иллюстрация в таблице.

Используемый материал: бумага, чёрный и серый фломастеры.

Занятие 15

В практической части урока делят лист пополам и заполняют половины каплями, падающими вниз. С помощью ахроматических цветов ученики должны показать различную динамику (движение) капель. Капли могут падать быстрее, если в центре композиции будет чёрная полоса, затем серые полосы по бокам, и, наконец, белые полосы. Причём, цвет капель можно варьировать – от белого до чёрного. Например, белые капли на чёрной полосе будут падать быстрее. Используемый материал: бумага, чёрный и серый фломастеры.

Занятие 16

На занятии происходит закрепление знаний законов композиции и компоновки предметов на плоскости листа.

В практической части урока ученики выполняют композицию из задуманного предмета, варьируя его величину (от большого до малого), цвет (от яркого до бледного). При этом в композиции должна соблюдаться ритмичность расположения предметов разного размера на плоскости листа. Наглядным примером того рисунка, который должен получиться, является иллюстрация к таблице. Используемый материал: бумага, гуашь.

Приложение

Картинки (1, 2, 3)