Цели урока:
- Обобщить опыт учащихся по наблюдениям за притяжением тел Землей и дать количественную меру этого притяжения – силу тяжести.
- Подтвердить теорию фронтальными опытами.
- Ввести новое для учащихся понятие – “g”.
Ход урока:
- Вспомнить понятие силы как меры взаимодействия и что сила является величиной векторной.
- На нити, закрепленной на штативе, висит шарик (рис. 1).
Рис 1
нить пережечь
Вопрос к классу: Почему шарик падает?
Ответ: потому, что его притягивает Земля.
Далее учащиеся проделывают опыты. Описание опытов раздается каждому учащемуся (перед началом урока описание лежит на столе).
ОПЫТЫ ПО ТЕМЕ: “СИЛА ТЯЖЕСТИ. ПОЛЕ ТЯГОНЕНИЯ”
Идею этой сказки, а может и не сказки,
Поймет не только взрослый, но даже карапуз!
Не стойте и не прыгайте, не пойте, не пляшите,
Там где идет строительство или подвешен груз! (Э. Успенский)
Действительно, ведь груз всегда падает вертикально вниз! А почему именно вертикально вниз, а не куда-нибудь в сторону? Причина в том, что все тела притягиваются Землей.
Все принадлежности для проведения опытов должны лежать в коробочке.
Опыт 1. Камешки в руке.
Оборудование: два камешка, один маленький, а другой побольше.
Возьми в руку камешек, который побольше. Ты чувствуешь тяжесть, не так ли? Пусть на одной ладони у тебя будет прежний камешек, а на другой – который поменьше. Ты чувствуешь, что маленький камешек значительно легче.
Тяжелое и легкое – это означает сильное слабое притяжение к Земле.
Опыт 2. Бросание предметов в воздухе.
Оборудование: кусочек пластилина.
- Возьми кусочек пластилина.
- Подними его над полом и отпусти. Проследи за его падением.
- Подбрось кусочек пластилина вверх т снова проследи за его падением.
- Опиши свои наблюдения и объясни, почему пластилин всякий раз оказывается на полу?
! По окончании опыта подбери с пола пластилин и положи в коробку.
Далее обсуждаются результаты опытов.
Опыт 1. Почему не падали камешки на землю? Что им мешало? Рука, на которой они лежали.
Опыт 2. Почему брошенный вверх кусочек пластилина падает на Землю? Земля его притягивает.
А почему в нашем опыте с шариком, который висел на нити, не падал на Землю? Что ему мешало? Нить.
Опыт 3. проводимый учителем.
Взять два одинаковых шарика – один из пластмассы, а другой из стали (одинакового цвета) и подвесить их на шляпную резинку одинаковой длины. Обратить внимание на то, что оба шарика растянули резинку. Но резинка, стараясь сократиться до прежнего размера, действует на шарик с силой направленной вертикально вверх.
Стальной шарик растянул резинку сильнее, следовательно, ее действие на шарик большее (рис. 2).
Рис. 2 |
Каждый из шариков, растянув
резинку, находится в состоянии покоя. Э это
значит, что действие нити уравновешивается
каким-то другим действием. Как вы думаете, что еще действует на шарики? Земля. (далее перейти к рис. 2 и обратить внимание учащихся, что действие Земли на стальной шарик больше). Следовательно, из ваших ощущений и ваших наблюдений следует, что Земля разные тела притягивает по-разному. Значит, нужна количественная мера этого притяжения. А что является количественной мерой взаимодействия? СИЛА. |
СИЛОЙ ТЯЖЕСТИ НАЗЫВАЕТСЯ СИЛА, ЧС КОТОРОЙ ЗЕМЛЯ ПРИТЯГИВАЕТ К СЕБЕ ТЕЛО.
Чем отличаются друг от друга стальной и пластмассовый шарики одинакового объема? Массой.
Сила притяжения масса
Знак “ = ” ставить нельзя, следовательно должен быть коэффициент пропорциональности, который был определен опытным путем и равен 9,8. Обозначается он “g” (от латинского слова “гравитация”).
Далее идет разговор о единице измерения g (н/кг).
g = 9,8 н/кг
Учитывая это, мы можем записать:
F тяж = 9,8 н/кг m кг
Отсюда следует:
F тяж = gm
Мы получили формулу для расчета численного значения силы тяжести.
Но сила – вектор.
Вопрос к классу: Что кроме численного значения определяет векторную величину? Направление.
Вопрос к классу: куда направлена сила тяжести? Вниз. А как вниз?
(вернуться к рис. 1)
А если нить отвести в сторону (рис. 3)?
Разобрать рисунки:
Горизонтальная поверхность |
Наклонная поверхность |
Вогнутый мост | Выпуклый мост |
Направление силы тяжести не зависит от положения тела.
Вертикальность предмета на Земле можно проверить отвесом.
Далее провести опыт №4.
Опыт 4. Отвес
Цель: научиться делать отвес и с его помощью определять вертикальное направление.
Оборудование: пуговица с ушком, нить длиной 60 см.
- Сделай отвес: к ушку пуговицы привяжи нить длиной 60 см. Этим простым прибором можно определять вертикальность направления.
- Проверь с помощью отвеса вертикальность ножек стола, стула, стены.
Почему отвесом можно проверять вертикальность?
Обсуждение опыта.
Закрепление материала.
- Движение падающего яблока (притча об открытии И. Ньютона).
- Провести “живой опыт”. К пуговице ученика привязать отвес. Попросить его наклониться вперед, вбок на одной ноге, на другой.
Домашнее задание.
РЕЗЮМЕ
Во время объяснения нового материала учителем были использованы беседы с учащимися, эксперимент, фронтальное проведение опытов.
Цель урока была достигнута с наибольшим эффектом, так как введение понятия силы тяжести опиралось на жизненный опыт учащихся, использовалось их умение привлечь уже изученный материал.