Цели:
- познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.В.Чаплиной;
- формировать у детей устойчивый интерес к чтению;
- развивать навыки осознанного, беглого чтения;
- обогащать словарный запас детей;
- воспитывать любовь к животным, доброту, отзывчивость.
Оборудование:
- портрет и фотографии В.В.Чаплиной;
- выставка книг В.В.Чаплиной;
- рисунки детей с изображением животных из прочитанных рассказов;
- рисунок учителя на доске “Площадка молодняка”;
- книги В.В.Чаплиной “Питомцы зоопарка” у всех учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока. Об авторе.
Учитель. Сегодня у нас необычный урок. Он посвящен 100-летию со дня рождения известной детской писательницы – Веры Васильевны Чаплиной.
Ее годы жизни: 1908-1994г. / на доске /
Родилась она в Москве в интеллигентной семье. Дед ее – известный ученый, мать – художник и музыкант, отец – юрист. А вот ее портреты в разные годы жизни /на доске/. У вас на парте лежит книга В.В.Чаплиной “Питомцы зоопарка”. Мы ее почти всю прочитали. Откройте, еще раз посмотрите на ее портрет. (Рисунок 1)
О ком она писала?
Дети. О животных зоопарка и о людях, которые за ними ухаживают.
Учитель. На четырех из пяти портретов она сфотографирована с животными, так они дороги ей были, Это – львица Кинули, это – собака Рада, это – рысенок Таска.
Какие рассказы Чаплиной вы читали?
Дети. “Мусик”, “Медвежонок”, “Живой подарок”, “Уголек”, “Шанго”, “Росомаха”, “Необычная клетка”, “Варежка”, “Кинули”, “Тайна маленького геккона”, и другие.
Учитель. Почему Вере Васильевне удалось написать так много интересных рассказов о животных?
Ученик 1. С шестнадцати лет В.В.Чаплина поступила в кружок юных биологов зоопарка. С этого времени вся ее жизнь связана с Московским зоопарком, с животными, которых она любит и понимает, а они платят ей необыкновенной привязанностью.
Ей нравилось, когда ее дома встречали открытые рты галчат, сорок, когла серенькие желторотые воробышки не улетали от протянутой руки, а зайчата смело прыгали ей на колени.
Ученик 2. Поначалу она работает служительницей: чистит и убирает клетки, приручает.
Позднее ее назначили заведующей молодняком зоопарка. Вот тогда и пришла Вере Васильевне мысль – устроить в зоопарке специальную площадку для звериных малышей – поместить в одну большую вольеру лисят и львят, волчат и ягнят, медвежат и козлят. Многие сомневались, уживутся ли друг с другом хищники и травоядные. Но Вера Васильевна была уверена – уживутся, ведь они еще не звери, а зверята, все они веселые и добрые, игривые и доверчивые, как и всякие детеныши.
Ученик 3. Сколько интересного материала для изучения дал эксперимент зоологам! Скольк радости и веселых минут доставила эта площадка посетителям зоопарка! А Вера Васильевна была заведующей в этом необычном детском саду для звериных малышей, организовывала правильное питание и воспитание, не давала сильным обижать слабых.
Учитель. Посмотрите на доску. Примерно так выглядела эта площадка. (Рисунок 2)
Кого вы узнали на этой площадке?
Дети. Копушу из рассказа “Медвежонок”, белого медвежонка из рассказа “Варежка”, лисенка из рассказа “Живой подарок” .
3. Знакомство с произведениями В.В.Чаплиной.
Учитель. Вера Васильевна замечала в поведении животных все, до мельчайших подробностей. А потом решила рассказать ребятам о том, что происходит на площадке молодняка, так появились ее книги. Она писала о малышах и о взрослых животных, о том, что каждый зверь имеет свой характер и нрав, что зверя можно воспитать и злым, и добрым, она писала о людях, которые работают в зоопарке, ухаживают за животными, лечат, изучают, кормят их.
Кто хочет рассказать о понравившемся вам рассказе, кратко пересказать, можно зачитать понравившийся вам эпизод, объяснить, почему этот рассказ вам понравился.
Ученик 1. Рассказ “Уголек” - краткий пересказ.
Учитель. Чем тебе понравился этот рассказ?
Ученик 1. В этом рассказе говорится о дружбе разных животных. Кошка стала приемной мамой лисенку.
Учитель. В каких еще рассказах мы читали о том, как животные выкармливают чужих детенышей?
Дети. “Сиротка”, “Пальма”.
Учитель. Помнят ли малыши своих приемных родителей?
Дети. Животные помнят добро и помнят приемных родителей, всегда узнают их, даже если прошло много времени.
Ученик 2. Рассказ “Медвежонок” - краткий пересказ.
Учитель. Чем тебе понравился этот рассказ?
Ученик 2. Копуша веселая, сообразительная и забавная.
Учитель. В каких еще рассказах мы читали о медвежатах?
Дети. “Варежка”, “Фомка – белый медвежонок”, “Марьям и Джек”.
4. Физкультминутка.
Под музыку В.Шаинского, слова Г.Остера “Ужасно интересно”
/потягивание, наклоны туловища, приседания/
5. Знакомство с произведениями В.В.Чаплиной / продолжение /.
Ученик 3. Рассказ “Мусик” - краткий пересказ.
Учитель. Какая главная мысль этого рассказа?
Ученик 3. Главное - надо иметь большое терпение, обращаться с животными спокойно, иначе от уроков не будет никакой пользы. Животные помнят добро и стараются платить добром.
Ученик 4. Рассказ “Росомаха” - краткий пересказ.
Учитель. Какая главная мысль этого рассказа?
Ученик 4. Мы восхищаемся материнской преданностью. Росомаха готова пожертвовать собой, защищая малышей. Служителям надо внимательно следить и укреплять сетки.
Ученик 5. “Варежка” - зачитывание понравившегося эпизода.
Учитель. Что узнали нового из этого рассказа?
Дети. Белые медведи сильные, хорошо умеют плавать. Главная мысль – на площадке молодняка уживаются хищные и травоядные звери, они могут жить мирно, они маленькие и добродушные.
Ученик 6. Рассказ “Шанго” - зачитывание понравившегося эпизода.
Учитель. Что интересного узнали из этого рассказа?
Ученик 6. Слон Шанго – самый большой слон зоопарка, он - хороший отец, правильно воспитывает своего маленького шалуна-слоненка. А с людьми он играет по-своему: может съесть шляпу, он хитрец и трюкач.
Учитель. В 5-сятые годы прошлого века Шанго был очень известен в Москве, даже попал в “Денискины рассказы” Драгунского.
6. Коллективное чтение.
Учитель. Сейчас мы познакомимся еще с одним рассказом В.В.Чаплиной “Случай с оленем”.
Откройте книги на стр. 142. Мы прочитаем о невидимой, тайной неизвестной посетителям зоопарка жизни, о трудностях, с которыми встречаются служители при уходе за животными.
Словарная работа
Щеколда – дверной запор, металлическая пластинка с рычажком.
Загон /вольер/ - площадка для содержания животных, огороженная металлической сеткой.
Оплошность – ошибка, ошибочный поступок, промах.
Чтение по цепочке.
Учитель. Почему олень оказался на свободе?
Дети. Служитель был малоопытным.
Учитель. Благодаря каким качествам служителя все закончилось хорошо?
Дети. Ловкость, сообразительность, терпение, доброта, ответственность.
7. Разгадывание кроссворда.
Кроссворд по рассказам В.В.Чаплиной.
(Кроссворд составила ученица нашего класса – Авсеенко Надя)
- Красный волк.
- Кличка медвежонка.
- Самый большой житель зоопарка.
- Как звали обезьяну.
- Рыжий красавец.
- Кого привезли в посылке.
- Подруга Шанго.
- Царь зверей.
- Кличка личенка.
- Как прозвали барсука.
- Маленькая обезьянка.
- Кто защищал своих детенышей от волков.
Ответы:
- Вайгач.
- Копуша.
- Шанго.
- Белла.
- Лисок.
- Крокодил.
- Молли.
- Лев.
- Уголек.
- Домовой.
- Мусик.
- Росомаха.
(Рисунок 3)
8. Подведение итога.
Учитель. Какой вам представляется В.В.Чаплина по ее книгам? Какой она человек?
Дети. Она человек добрый, отзывчивый, трудолюбивый, мужественный, терпеливый, бескорыстный.
Учитель. По-настоящему добрый человек всегда смелее злого, он и в жизни счастливее человека недоброго, и радостей в жизни у него больше.
Встреча с хорошей книгой, написанной добрым человеком, - это большая радость.
В конце урока дети получают в подарок еще один большой кроссворд по рассказам В.В.Чаплиной, составленный учителем.