Урок обучения грамоте по теме: "Звуки [х] и [х'], буква Х, х"

Разделы: Начальная школа


Звуки

Звуки [х] [х’], буква Хх

ЦЕЛЬ:

  • познакомить с новой буквой Хх (ха), звуками [х] [х’];
  • формировать навыки чтения детей;
  • развитие интереса к чтению и желания читать;
  • обогощать словарный запас детей;
  • развитие зоркости, внимания, памяти;
  • воспитывать уважение друг к другу, к слову учителя.

ХОД УРОКА.

I. ОРГ. МОМЕНТ.

Позвольте сказать вам “Здравствуйте” и пожелать здоровья
Пусть день будет добрым праздником,
Ведь горя и так довольно.
Пусть солнце нам улыбается,
Пусть люди добрее смотрят,
А мы, друзья, постараемся,
Никому этот день не испортить.

II. ЗАГАДКА:

Возле елки в каждом доме
Дети водят хоровод
Как зовется этот праздник, отгадайте  (Новый год).

Новый год – волшебное время, всегда таинственное и сказочное. И все мы – взрослые и дети ждем от него чуда. А какое чудо без елки, Деда Мороза, Снегурочки и сказочных героев. Один из сказочных героев сегодня у нас.

Жил да был веселый гном
В гости к нам явился он
Будет нам он помогать
Елку с нами наряжать.

Вам необходимо выполнить задания, которые принес гномик от Деда Мороза, и только тогда появятся игрушки для украшения елки.

Загадка:

Хлоп и конфета стреляет
Как пушка!
Каждому ясно, что это … (хлопушка)

Образец хлопушки

  • Как догадались, что это хлопушка?
  • О какой хлопушке идет речь?
  • Что значит хлопушка? (от слова хлопать)
  • Может еще встречались со словом хлопушка? (ответ детей)

! Есть словарь Ожегова – в нем сказано:

Хлопушка – это …

  • предмет, которым хлопают по чему-нибудь (хлопушка для мух, пыли)
  • елочная игрушка – трубочка, которая хлопает, когда ее раскрывают
  • приспособление, используемое во время киносъемки, для синхронизации кадров при последующем монтаже фильма
  • сорная трава семейства гвоздичных.
  • Какой вывод сделали? (слово многозначное)
  • Произнесите слово хлопушка.
  • Назовите 1 звук в слове
  • Что о нем можете сказать? [согласный, твердый, глухой, непарный]
  • В каком домике живет?
  • Составить схему слова хлопушка

  • Скажите все, что знаете о слове хлопушка? (8б., 8зв., 3сл., 2сл.удар., сущ., неодуш. предмет, нариц., ед.ч., ж.р.).
  • Какие орфограммы спрятались? (безударн. гласн., пран.согл.).
  • Подберите к слову хлопушка прилагательные (какая?) красива, разноцветная, цветная.
  • Подберите к слову хлопушка глаголы (что делает?) лежит, висит.

III. А сейчас отдохнем (Физкультминутка 1).

Споем песенку, но не просто споем, а еще и выделим слоги с новым звуком.

Песня:

Жил на свете старичок
Маленького роста
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто
Ха-ха-ха да хе-хе-хе
Хи-хи-хи да бух-бух!
Бу-бу-бу да бе-бе-бе
Динь-динь-динь да трюх-трюх!

  • Итак, какие услышали слоги с новым звуком?

ХА ХЕ ХИ (на доске)

  • Соотнесите слоги со схемой: Почему?
  • Произнесите первый звук в слоге Хе, Хи
  • Что о нем можете сказать?

[х’] - согласн., глухой, мягкий, непарный

  • В каком домике он будет жить?

IV.  Два звука [х] [х’] обозначаются буквой Хх (ха).

  • Почему два?
  • На что похожа буква Хх (ха)?

Х – на ножницы похожа
Но в работе, а не лежа
Хочешь – порешь,
Хочешь – шьешь
Хочешь – сам себя стрижешь

(Ученик вешает на елку ножницы)

Х – забавная игрушка
Деревянная вертушка
Деревянная вертушка
Ветру вольному подружка

(Ученик вешает на елку вертушок)

V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 2.

Хомка – хомка – хомячок.

Полосатенький бочок.

(Ученик вешает на елку хомячка).

VI. РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ

  • Положите карточку перед собой.
  • Прочитайте запись жужжащим чтением
  • Что интересного заметили? (песня о елке).

Маленькой елочке
Холодно зимой
Из лесу елочку
Взяли мы домой.
Сколько на елочке
Шариков цветных,
Розовых пряников,
Шишек золотых!

  • С этой песней знакомы с детского сада.
  • Прочитаем ее еще раз вслух (по столбикам).
  • Найдите слова со звуком [х][х’] и определи где он находится в слове?
  • А я вам выписала слова из этой песни (слова на доске):

Шишка,
Шарик,
Звезда,
Елка.

  • Прочитайте про себя, вслух.
  • Что объединяет слова? (2 слога, существительное (что?), неодушевленный предмет, нарицательный, ед. число).
  • Найдите лишнее слово (обозначает предмет, и этот предмет мы будем вешать на елку).

Шишка – орфограмма ши.
Шарик - муж.род.
Елка – начинается с гласной буквы.
Звезда – без. гласн. (ударение на 2 слог).
Продолжаем наряжать елку:

VII. ИТОГ УРОКА:

  • Какие открытия сделали для себя?

Дорогие ребята! Дорогие гости! От всей души поздравляю вас с наступающим Новым годом!

Старому году оставьте печали,
Забудьте тревоги, обиды, беду.
Только здоровья, успехов и счастья
Я вам желаю в Новом году!!!

На следующем уроке продолжим наряжать елку. И поможет нам веселый старичок – гномик. Он очень рад, что вы ему помогли, и говорит спасибо вам, и садится к елке до следующего урока.