Урок по географии в 9-м классе на тему: "Агропромышленный комплекс"

Разделы: География


Цели

Цели:

  1. Познакомить с особенностями агропромышленного комплекса. Изучить особенности сельского хозяйства России.
  2. Изучить растениеводство и его зональную специализацию.
  3. Научить анализировать статистические данные, карту “Сельское хозяйство”, чертить схемы “Состав АПК”. “Отрасли сельского хозяйства”.
  4. Закрепить навыки работы с картами атласа, картосхемами учебника, прикладными программами, с компьютером.

Оборудование: Карта “Растениеводство”, атлас, компьютер, диапроектор, диски: “Презентация АПК”, Фрагменты “Приезд президента РТ Шаймиева М.Ш. в ксп. “Родина”, мультимедиа – курс “География России. Хозяйство и регионы”.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного

– Назовите и покажите основные центры сельскохозяйственного машиностроения

– Какие трудности испытывает сельскохозяйственное машиностроение?

III. Изучение нового материала

Продукты питания, одежда, обувь, лекарства — все эти разные, но очень необходимые человеку товары появляются во многом благодаря труду крестьян. Сельское хозяйство даёт сырьё для многих отраслей промышленности.– пищевой, химической, фармацевтической, текстильной, обувной.

Россия — традиционно земледельческая страна

Сегодня мы познакомимся с АПК (слайд 1).

Работать мы будем по плану (слайд 2).

План на доске:

1. Что такое АПК и его главная задача.

2. Состав АПК.

3. Особенности сельского хозяйства

4. Сельскохозяйственные угодья.

5. Земледелие (зерновые, технические культуры).

?- А что такое АПК?

Ваши ответы интересны.

Запишите тему урока (слайд 3).

? - Что является его основной задачей? (слайд 4).

Агропромышленный комплекс (АПК) – это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении ее до потребителя.

? - Что является его основной задачей? (Слайд 5).

Главная задача АПК – обеспечить население страны продовольствием.

Основой АПК является сельское хозяйство, но оно одно не может справиться со столь важной задачей. Сельскому хозяйству необходима техника (комбайны, тракторы, картофелекопалки и т. д.), удобрения, ядохимикаты, новые сорта растений и лучшие породы скота, комбикорма и т. д. Поэтому АПК состоит из 3 звеньев (с производства).

Давайте откроем диск “География России” – Содержание– АПК–

Состав АПК:

Учащиеся в тетради выполняют схему состава АПК.

Агропромышленный комплекс (Слайд 5).

Вывод:

Задание

Перед вами карточки, распределите отрасли хозяйства по 3 звеньям

1 группа – 1 звено.

2 группа – 2 звено.

3 группа – 3 звено.

Отрасли АПК: сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, пищевая промышленность, рыболовство, овцеводство, виноградарство, мелиорация, полеводство, пчеловодство, торговля, сахарная промышленность:

Итак, 1 звено, что вы для себя выбрали?

1 звено – сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, мелиорация.

2 звено – рыболовство, овцеводство, виноградарство, полеводство, пчеловодство.

3 звено – торговля, сахарная промышленность, пищевая промышленность.

? - От какого звена зависит уровень развития сельского хозяйства.

(Зависит от развития первого звена АПК,отрасли которого обеспечивают механизацию и автоматизацию АПК).

Задания:

Пользуясь картой атласа “Химическая промышленность” или картой в уч. А., с. 147, рис. 43, определите центры производства минеральных удобрений: азотных, калийных, фосфатных.

– Второе и центральное звено АПК– сельское хозяйство, которое состоит из растениеводства (земледелия) и животноводства.

Диск – Растениеводство.

Из каких культур состоит растениеводство:

Работа с учебником.

? - Что является отличительной особенностью сельского хозяйства.

Ответ:

Отличительные особенности сельского хозяйства:

1) Оно зависит от природных условий.

2) Производство сельскохозяйственной продукции сезонно.

3) Земля является одновременно средством труда и предметом труда.

4) Сельскохозяйственное предприятие, как правило, занимает большую площадь.

Слайд – определение.

Земли, которые используются в сельском хозяйстве,

называются сельскохозяйственными угодьями.

– Земельные ресурсы России ограничены, а сельскохозяйственные угодья занимают еще меньшую площадь, и качество их ухудшается.

? – Как по вашему, почему они ухудшаются,

(Так как заболачивается 20%сельхозугодий, засолено 18%, подвержены эрозии – 23%.)

Задание:

Сравните показатели развития АПК России и развитых стран (по уч. Д., табл. 35,с. 158).

Сделайте вывод о зависимости уровня развития сельскохозяйственного производства от сельскохозяйственных угодий и пашни, приходящихся на душу населения.

  Россия ФРГ США Япония Франция
Сельскохозяйственные угодья, га 1,5 0,2 2,0 0,04 0,2
Пашня, га 0,8 0,2 0,7 0,03 0,3
Зерновые и зернобобовые культуры, кг 469 516 1272 111 1116
Сахарная свекла, кг 109 323 90 30 526
Картофель, кг 262 166 85 27 111
Мясо, кг 36 75 127 25 113

Вывод:

Ведущая отрасль растениеводства – зерновое хозяйство. К зерновым культурам относятся – пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, просо, гречиха, рис. К зернобобовым – горох, фасоль, чечевица, соя.

По производству зерновых культур Россия занимает 1-е место в мире. По площади посевов 1 место занимает пшеница, 2 место занимает – ячмень.

Обратите внимание на карту зерновые культуры.

Сравните, в каких природных зонах произрастает яровая пшеница, а где озимая. Сделайте вывод.

Мы с вами живем в сельскохозяйственном районе. На примере нашего района проследим особенности АПК. Основными отраслями является Животноводство и растениеводство. У нас нет заводов по выпуску машин, мы их закупаем в других регионах. Удобрения и ядохимикаты снабжает “Сельхозхимия”, комбикорма завозят в другие хозяйства из Чистопольского элеватора, в обмен на зерно, а в нашем хозяйстве производим сами. В районе имеются перерабатывающие предприятия, самое крупное молочно-консервный комбинат, пищекомбинат, хлебокомбинат.

Очень часто в Алексеевском районе проходят семинары. Крупный семинар АПК прошел на базе нашего хозяйства. В нем принял участие президент Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев.

Ф Р А Г М Е Н Т (Посещение президента РТ села Мокрые Курнали (3 мин.).

Немалый вклад вносит в развитие АПК наши фермеры. На нашей территории 3 фермерских хозяйства. Это выпускники нашей школы. Хозяйство Гумеровых, хозяйство “Лесйан”, хозяйство Калининых. Все они занимаются выращиванием зерновых, а хозяйство Гумервых кроме зерновых снабжает район и овощами. Первопроходцем фермерских хозяйств является Гумеров Ильшат.

Указом Президента РТ за работу “Разработка и внедрение ресурсосберегающих технологий производства зерна на основе биологических факторов земледелия” присуждена Государственная премия Республики Татарстан 2006 года в области науки и техники и присвоено звание “Лауреат Государственной премии Республики Татарстан в области науки и техники”
Гумерову Ильшату Нургалиевичу, руководителю коллектива фермерского хозяйства “Гумеров” Алексеевского района.

ФРАГМЕНТ (30 сек.).

Все о чем мы сегодня говорим, нам близко, потому что мы живем на земле и заботы крестьян нам понятны.

Думаю, что вас не затруднит:

1 группе:

Проследить путь “Алексеевский Молочно-консервный комбинат” от потребителя к нашему столу.

2 группе:

Проследить путь “Пищекомбинат” от потребителя к нашему столу.

3 группе:

Проследить путь “Хлебозавод” от потребителя к нашему столу.

Работаем в группах

IV. Закрепление

Практическая работа.

Задание 1 группе.

Составьте схему “Отраслевой состав АПК”.

Для этого перенесите термины в соответствующие ячейки схемы.

Задание 2 группе.

С учетом специфики местных условий поставьте на карту условные знаки предприятий.

Подведение итогов и выставление оценок.

?– Назовите 3 звена АПК.

– Какая связь существует между звеньями АПК?

Назовите отрасли сельского хозяйства.

Какая культура занимает 1-е место в России по сбору среди зерновых культур.

Назовите технические культуры, выращиваемые в России.

– Какие из зерновых культур используют как фуражные в нашей местности.

Домашнее задание.

По уч. Д.: §31-32.до животноводства.

Одним из вопросов которые мы будем разбирать на следующем уроке –проблемы АПК. Поговорите с родителями, просмотрите местные газеты и запишите в тетради основные проблемы АПК.

Приложение 1

Приложение 2