Цели:
- Познакомить с особенностями агропромышленного комплекса. Изучить особенности сельского хозяйства России.
- Изучить растениеводство и его зональную специализацию.
- Научить анализировать статистические данные, карту “Сельское хозяйство”, чертить схемы “Состав АПК”. “Отрасли сельского хозяйства”.
- Закрепить навыки работы с картами атласа, картосхемами учебника, прикладными программами, с компьютером.
Оборудование: Карта “Растениеводство”, атлас, компьютер, диапроектор, диски: “Презентация АПК”, Фрагменты “Приезд президента РТ Шаймиева М.Ш. в ксп. “Родина”, мультимедиа – курс “География России. Хозяйство и регионы”.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение пройденного
– Назовите и покажите основные центры сельскохозяйственного машиностроения
– Какие трудности испытывает сельскохозяйственное машиностроение?
III. Изучение нового материала
Продукты питания, одежда, обувь, лекарства — все эти разные, но очень необходимые человеку товары появляются во многом благодаря труду крестьян. Сельское хозяйство даёт сырьё для многих отраслей промышленности.– пищевой, химической, фармацевтической, текстильной, обувной.
Россия — традиционно земледельческая страна
Сегодня мы познакомимся с АПК (слайд 1).
Работать мы будем по плану (слайд 2).
План на доске:
1. Что такое АПК и его главная задача.
2. Состав АПК.
3. Особенности сельского хозяйства
4. Сельскохозяйственные угодья.
5. Земледелие (зерновые, технические культуры).
?- А что такое АПК?
Ваши ответы интересны.
Запишите тему урока (слайд 3).
? - Что является его основной задачей? (слайд 4).
– Агропромышленный комплекс (АПК) – это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении ее до потребителя.
? - Что является его основной задачей? (Слайд 5).
Главная задача АПК – обеспечить население страны продовольствием.
Основой АПК является сельское хозяйство, но оно одно не может справиться со столь важной задачей. Сельскому хозяйству необходима техника (комбайны, тракторы, картофелекопалки и т. д.), удобрения, ядохимикаты, новые сорта растений и лучшие породы скота, комбикорма и т. д. Поэтому АПК состоит из 3 звеньев (с производства).
Давайте откроем диск “География России” – Содержание– АПК–
Состав АПК:
Учащиеся в тетради выполняют схему состава АПК.
Агропромышленный комплекс (Слайд 5).
Вывод:
Задание
Перед вами карточки, распределите отрасли хозяйства по 3 звеньям
1 группа – 1 звено.
2 группа – 2 звено.
3 группа – 3 звено.
Отрасли АПК: сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, пищевая промышленность, рыболовство, овцеводство, виноградарство, мелиорация, полеводство, пчеловодство, торговля, сахарная промышленность:
Итак, 1 звено, что вы для себя выбрали?
1 звено – сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, мелиорация.
2 звено – рыболовство, овцеводство, виноградарство, полеводство, пчеловодство.
3 звено – торговля, сахарная промышленность, пищевая промышленность.
? - От какого звена зависит уровень развития сельского хозяйства.
(Зависит от развития первого звена АПК,отрасли которого обеспечивают механизацию и автоматизацию АПК).
Задания:
– Пользуясь картой атласа “Химическая промышленность” или картой в уч. А., с. 147, рис. 43, определите центры производства минеральных удобрений: азотных, калийных, фосфатных.
– Второе и центральное звено АПК– сельское хозяйство, которое состоит из растениеводства (земледелия) и животноводства.
Диск – Растениеводство.
Из каких культур состоит растениеводство:
Работа с учебником.
? - Что является отличительной особенностью сельского хозяйства.
Ответ:
Отличительные особенности сельского хозяйства:
1) Оно зависит от природных условий.
2) Производство сельскохозяйственной продукции сезонно.
3) Земля является одновременно средством труда и предметом труда.
4) Сельскохозяйственное предприятие, как правило, занимает большую площадь.
Слайд – определение.
Земли, которые используются в
сельском хозяйстве, называются сельскохозяйственными угодьями. |
– Земельные ресурсы России ограничены, а сельскохозяйственные угодья занимают еще меньшую площадь, и качество их ухудшается.
? – Как по вашему, почему они ухудшаются,
(Так как заболачивается 20%сельхозугодий, засолено 18%, подвержены эрозии – 23%.)
Задание:
Сравните показатели развития АПК России и развитых стран (по уч. Д., табл. 35,с. 158).
Сделайте вывод о зависимости уровня развития сельскохозяйственного производства от сельскохозяйственных угодий и пашни, приходящихся на душу населения.
Россия | ФРГ | США | Япония | Франция | |
Сельскохозяйственные угодья, га | 1,5 | 0,2 | 2,0 | 0,04 | 0,2 |
Пашня, га | 0,8 | 0,2 | 0,7 | 0,03 | 0,3 |
Зерновые и зернобобовые культуры, кг | 469 | 516 | 1272 | 111 | 1116 |
Сахарная свекла, кг | 109 | 323 | 90 | 30 | 526 |
Картофель, кг | 262 | 166 | 85 | 27 | 111 |
Мясо, кг | 36 | 75 | 127 | 25 | 113 |
Вывод:
– Ведущая отрасль растениеводства – зерновое хозяйство. К зерновым культурам относятся – пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза, просо, гречиха, рис. К зернобобовым – горох, фасоль, чечевица, соя.
По производству зерновых культур Россия занимает 1-е место в мире. По площади посевов 1 место занимает пшеница, 2 место занимает – ячмень.
Обратите внимание на карту зерновые культуры.
Сравните, в каких природных зонах произрастает яровая пшеница, а где озимая. Сделайте вывод.
Мы с вами живем в сельскохозяйственном районе. На примере нашего района проследим особенности АПК. Основными отраслями является Животноводство и растениеводство. У нас нет заводов по выпуску машин, мы их закупаем в других регионах. Удобрения и ядохимикаты снабжает “Сельхозхимия”, комбикорма завозят в другие хозяйства из Чистопольского элеватора, в обмен на зерно, а в нашем хозяйстве производим сами. В районе имеются перерабатывающие предприятия, самое крупное молочно-консервный комбинат, пищекомбинат, хлебокомбинат.
Очень часто в Алексеевском районе проходят семинары. Крупный семинар АПК прошел на базе нашего хозяйства. В нем принял участие президент Республики Татарстан М.Ш. Шаймиев.
Ф Р А Г М Е Н Т (Посещение президента РТ села Мокрые Курнали (3 мин.).
Немалый вклад вносит в развитие АПК наши фермеры. На нашей территории 3 фермерских хозяйства. Это выпускники нашей школы. Хозяйство Гумеровых, хозяйство “Лесйан”, хозяйство Калининых. Все они занимаются выращиванием зерновых, а хозяйство Гумервых кроме зерновых снабжает район и овощами. Первопроходцем фермерских хозяйств является Гумеров Ильшат.
Указом Президента РТ за работу
“Разработка и внедрение ресурсосберегающих
технологий производства зерна на основе
биологических факторов земледелия” присуждена
Государственная премия Республики Татарстан 2006
года в области науки и техники и присвоено звание
“Лауреат Государственной премии Республики
Татарстан в области науки и техники”
Гумерову Ильшату Нургалиевичу, руководителю
коллектива фермерского хозяйства “Гумеров”
Алексеевского района.
ФРАГМЕНТ (30 сек.).
Все о чем мы сегодня говорим, нам близко, потому что мы живем на земле и заботы крестьян нам понятны.
Думаю, что вас не затруднит:
1 группе:
Проследить путь “Алексеевский Молочно-консервный комбинат” от потребителя к нашему столу.
2 группе:
Проследить путь “Пищекомбинат” от потребителя к нашему столу.
3 группе:
Проследить путь “Хлебозавод” от потребителя к нашему столу.
Работаем в группах
IV. Закрепление
Практическая работа.
Задание 1 группе.
Составьте схему “Отраслевой состав АПК”.
Для этого перенесите термины в соответствующие ячейки схемы.
Задание 2 группе.
С учетом специфики местных условий поставьте на карту условные знаки предприятий.
Подведение итогов и выставление оценок.
?– Назовите 3 звена АПК.
– Какая связь существует между звеньями АПК?
– Назовите отрасли сельского хозяйства.
– Какая культура занимает 1-е место в России по сбору среди зерновых культур.
– Назовите технические культуры, выращиваемые в России.
– Какие из зерновых культур используют как фуражные в нашей местности.
Домашнее задание.
По уч. Д.: §31-32.до животноводства.
Одним из вопросов которые мы будем разбирать на следующем уроке –проблемы АПК. Поговорите с родителями, просмотрите местные газеты и запишите в тетради основные проблемы АПК.