Урок окружающего мира по теме: "Жизнь – особенность нашей планеты" (по системе Л.В.Занкова). 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тема: “Жизнь – особенность нашей планеты”

Цели:

  • содействовать формированию правильных представлений о нашей планете;
  • расширять кругозор учащихся в области астрономии;
  • развивать умение доказывать, обосновывать свои ответы, интерес к изучаемому предмету;
  • воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: опорные схемы, справочники, таблица солнечной системы,

учебник, дневники наблюдений за погодой, глобус, теллурий.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Работа в дневниках наблюдений.

1) определение основных признаков погоды дня (облачность, температура, осадки, направление ветра);

2) народные наблюдения

Это интересно!!!

В первый весенний месяц земля начинает пробуждаться от долгой спячки.

Так как это время – самое горячее для земледельцев, они издавна пытались узнать заранее, какой будет весна:

Рано затает – долго не растает;
Длинные сосульки в марте – к долгой весне;
Ранний прилёт ласточек и грачей – к ранней весне;
Через 20 дней после прилёта грачей будет ледоход;
Крот всегда заранее определит уровень воды в реке весной, построив своё жилище на холмике.

III. Работа над темой урока.

1) Вводная беседа к теме, работа по опорной схеме над значением слов:

– что можете сказать о данных словах?

Земля

земля

2) Работа над словом Земля:

– определение положения планеты по таблице солнечной системы (расставить название планет на орбитах);

– рассматривание фотографии нашей планеты из космоса (“Азбука природы” с.8);

– открытие современными астронавтами 11 планеты;

– чем особенна наша планета? (существует жизнь);

– благодаря чему на нашей планете существует жизнь?

3) Определение темы урока учащимися.

4) Работа по опорным таблицам.

– в чем нуждается все живое на планете? (Объясните, докажите.)

воздух

вода

тепло

свет

Вывод:

Всё живое нуждается в тепле, воздухе, воде, свете, в круговороте воды природе.

– что относится к живой природе?

  Царства

растений

животных

грибов

бактерий

(Современными приборами доказано, что два последних царства составляют отдельные группы живой природы.)

– Назовите семь признаков живой природы: (рождение, питание, движение, дыхание, размножение, старение, умирание).

5) Рассматривание условий для зарождения и развития жизни.

Всё живое на нашей планете зародилось и развивается благодаря некоторым условиям, рассмотрим их.

  • Расположение нашей планеты относительно солнца (3 орбита), свет и тепло попадает равномерно, в отличие от Меркурия.

Меркурий – ближайшая к Солнцу планета.

Жара нестерпима! Изжарит в котлету!

Повёрнута к Солнцу одной стороной,

С другой – страшный холод и мёртвый покой.

Это интересно!!!

Возраст Земли 4.700.000.000 лет
Расстояние от солнца до Земли 149.600.000 км
Длина орбиты 939.120.000 км
Расстояние от солнца до Меркурия 58.050.000 км
Расстояние от солнца до Венеры 108.450.000 км
Расстояние от солнца до Плутона 5.894.240.000 км
  • наклон оси нашей планеты (работа с глобусом и теллурием).

– что дает наклон земной оси? (тепловые пояса, смена времен года).

Это интересно!!!

Движение вокруг своей орбиты происходит против часовой стрелки за 365 дней и 6 часов.
Меркурий свою орбиту проходит за 88 дней.
Плутон – за 248 земных лет.
Венера за 225 дней, Марс за 687 дней, причем эти две планеты вращаются по часовой стрелке.

  • Сила всемирного тяготения (опыт с мячом)

Мяч имеет форму шара, также как наша планета Земля. Почему мяч падает, если его отпустишь, а планета нет. Попробуйте сами зависнуть в воздухе. Почему не получается?

Это интересно!!!

Благодаря стремительному вращению нашей Солнечной системы со скоростью 250 км/с, действию силы всемирного тяготения, которая зависит от массы планеты и расстояния до Солнца происходит удержание нашей планеты, а также воды и воздуха.

6) Обобщение по схеме:

7) Рассматривание слова земля (почва):

– почему на безжизненной планете не было почвы? (почву создают живые организмы: растения, животные, грибы, микроорганизмы).

8) Работа по таблице “Почвы”:

– жизнь в почве на глубине в 2-3 метра, ниже только корни деревьев. Почему?

– существование живых организмов всюду, без них не было бы ландшафтов и человечества. Почему?

9) Работа по учебнику, обобщение по слову земля.

IV. Итог урока.

– Может ли быть жизнь в других звездных системах?

– Какие условия нужны для этого?

V. Домашнее задание.

С.28 в тетради по “Окружающему миру”, зад.58.