Тема: “Жизнь – особенность нашей планеты”
Цели:
- содействовать формированию правильных представлений о нашей планете;
- расширять кругозор учащихся в области астрономии;
- развивать умение доказывать, обосновывать свои ответы, интерес к изучаемому предмету;
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: опорные схемы, справочники, таблица солнечной системы,
учебник, дневники наблюдений за погодой, глобус, теллурий.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Работа в дневниках наблюдений.
1) определение основных признаков погоды дня (облачность, температура, осадки, направление ветра);
2) народные наблюдения
Это интересно!!!
В первый весенний месяц земля начинает пробуждаться от долгой спячки.
Так как это время – самое горячее для земледельцев, они издавна пытались узнать заранее, какой будет весна:
Рано затает – долго не растает;
Длинные сосульки в марте – к долгой весне;
Ранний прилёт ласточек и грачей – к ранней весне;
Через 20 дней после прилёта грачей будет ледоход;
Крот всегда заранее определит уровень воды в реке весной, построив своё жилище на холмике.
III. Работа над темой урока.
1) Вводная беседа к теме, работа по опорной схеме над значением слов:
– что можете сказать о данных словах?
Земля земля |
2) Работа над словом Земля:
– определение положения планеты по таблице солнечной системы (расставить название планет на орбитах);
– рассматривание фотографии нашей планеты из космоса (“Азбука природы” с.8);
– открытие современными астронавтами 11 планеты;
– чем особенна наша планета? (существует жизнь);
– благодаря чему на нашей планете существует жизнь?
3) Определение темы урока учащимися.
4) Работа по опорным таблицам.
– в чем нуждается все живое на планете? (Объясните, докажите.)
воздух вода тепло свет |
Вывод:
Всё живое нуждается в тепле, воздухе, воде, свете, в круговороте воды природе.
– что относится к живой природе?
Царства растений животных грибов бактерий |
(Современными приборами доказано, что два последних царства составляют отдельные группы живой природы.)
– Назовите семь признаков живой природы: (рождение, питание, движение, дыхание, размножение, старение, умирание).
5) Рассматривание условий для зарождения и развития жизни.
Всё живое на нашей планете зародилось и развивается благодаря некоторым условиям, рассмотрим их.
- Расположение нашей планеты относительно солнца (3 орбита), свет и тепло попадает равномерно, в отличие от Меркурия.
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета.
Жара нестерпима! Изжарит в котлету!
Повёрнута к Солнцу одной стороной,
С другой – страшный холод и мёртвый покой.
Это интересно!!!
Возраст Земли | 4.700.000.000 лет |
Расстояние от солнца до Земли | 149.600.000 км |
Длина орбиты | 939.120.000 км |
Расстояние от солнца до Меркурия | 58.050.000 км |
Расстояние от солнца до Венеры | 108.450.000 км |
Расстояние от солнца до Плутона | 5.894.240.000 км |
- наклон оси нашей планеты (работа с глобусом и теллурием).
– что дает наклон земной оси? (тепловые пояса, смена времен года).
Это интересно!!!
Движение вокруг своей орбиты происходит против часовой стрелки за 365 дней и 6 часов.
Меркурий свою орбиту проходит за 88 дней.
Плутон – за 248 земных лет.
Венера за 225 дней, Марс за 687 дней, причем эти две планеты вращаются по часовой стрелке.
- Сила всемирного тяготения (опыт с мячом)
Мяч имеет форму шара, также как наша планета Земля. Почему мяч падает, если его отпустишь, а планета нет. Попробуйте сами зависнуть в воздухе. Почему не получается?
Это интересно!!!
Благодаря стремительному вращению нашей Солнечной системы со скоростью 250 км/с, действию силы всемирного тяготения, которая зависит от массы планеты и расстояния до Солнца происходит удержание нашей планеты, а также воды и воздуха.
6) Обобщение по схеме:
7) Рассматривание слова земля (почва):
– почему на безжизненной планете не было почвы? (почву создают живые организмы: растения, животные, грибы, микроорганизмы).
8) Работа по таблице “Почвы”:
– жизнь в почве на глубине в 2-3 метра, ниже только корни деревьев. Почему?
– существование живых организмов всюду, без них не было бы ландшафтов и человечества. Почему?
9) Работа по учебнику, обобщение по слову земля.
IV. Итог урока
.– Может ли быть жизнь в других звездных системах?
– Какие условия нужны для этого?
V. Домашнее задание.
С.28 в тетради по “Окружающему миру”, зад.58.