Практическая работа №1
9-й класс.Получение кислорода и изучение его свойств.
Цель:
- научиться получать, собирать кислород методом вытеснения воды и методом вытеснения воздуха; изучение физических и химических свойств кислорода; горение угля в кислороде и на воздухе; совершенствовать приемы безопасной работы, проверкой прибора на герметичность.
- самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, сотрудничество, наблюдательность.
- умение составлять уравнения химических реакций, умение делать выводы, соблюдать правила техники безопасности.
Приборы: пробирки, газоотводная трубка, стакан химический, ложечка для сжигания, стеклянная пластина, вата, пробка, сухое горючее, спички.
Реактивы: Перманганат калия, сосуд с водой, уголь.
Знакомство с инструкцией №1, №7.стр51.
Ход работы:
1. В пробирку с перманганатом калия положим комок ваты и закроем пробкой с газоотводной трубкой и проверим прибор на герметичность. Для этого, опустим газоотводную трубку в воду, нагреем ладонью пробирку. Если прибор герметичный, то из газоотводной трубки выйдет пузырек воздуха.
2.Закрепим пробирку в штативе в горизонтальном положении. Сначала прогреем всю пробирку, затем прокалим ту часть, где находится перманганат калия. Кислород плохо растворяется в воде, поэтому пузырьки кислорода, выходящие из газоотводной трубки, будут вытеснять воду из пробирки. Газоотводную трубку следует вынуть из воды, не прекращая нагревания пробирки с перманганатом калия. Если вы собираете кислород методом вытеснения воды, то не прекращаете нагревание, пока газоотводная трубка находится под водой!
3. С помощью тлеющей лучинки докажем наличие кислорода в пробирке. Если лучина вспыхивает ярко, то в пробирке есть кислород. Так как кислород - бесцветный газ, плотность кислорода больше плотности воздуха, малая растворимость в воде.
4. Получение кислорода. Нарисовать рис.37 и 38. Стр. 111!
2 KMnO4>K2MnO4+MnO2+O2^
2H2O2>2H2+O2^
2KClO3>2KCl+3O2^
5. Горение угля, простого вещества в кислороде.
C+O2>CO2
6. Горение сложного вещества, метана в кислороде.
CH4+2O2>CO2+2H2O
Вывод. Научились получить кислород 2 спосабами: методом вытеснения воздуха и методом вытеснения воды. Познакомились физическими свойствами кислорода. Научились составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства кислорода. Вещества в кислороде горят лучше. При взаимодействии сложных веществ с кислородом образуются углекислый газ и вода.
Отчет можно оформить в виде таблицы.
Что делали |
Что наблюдали |
Уравнения реакций |
Вывод |
1Получение кислорода 2Горение угля в кислороде 3 Горение лучины в кислороде |
Практическая работа №3 , Химия 8 класс. Автор – Минченков Е.Е.
Получение водорода и его сжигание.
Цель:
- научиться получать водород, изучать физические и химические свойства водорода, совершенствовать приемы работы с лабораторным оборудованием и с веществами;
- воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, сотрудничество, наблюдательность, прилежность, внимание;
- учащиеся должны уметь собирать установку для получения водорода, проверять на чистоту, уметь оформлять результаты практической работы, делать правильные выводы из наблюдаемых опытов.
Приборы: пробирки, газоотводная трубка, спички, штатив.
Реактивы: цинк, соляная кислота.
Требование безопасности при работе: осторожно с кислотой, с огнём, стеклянной посудой, вещества брать в малой дозе, соблюдать порядок и тишину, не мешать соседа.
Ход работы:
Физические свойства |
Химические свойства |
|||
Молекула водорода двухатомна-H2. При обычных условиях – это газ без цвета, запаха и вкуса. Самый легкий газ, его плотность в 14,5 раза меньше плотности воздуха. Обладает высокой теплопроводностью, как самые легкие молекулы движутся быстрее. По распространенности во Вселенной занимает первое место. На Земле находится в виде соединений. Значение водорода велико, как и кислорода. |
Молекулы водорода довольно прочны. Чтобы водород мог вступить в реакцию, должна быть затрачена большая энергия. Реагирует только с очень активными металлами, образуя гидрид. Са+H2=CaH2 Взаимодействует с неметаллом-фтором, образуя фтороводород.F2+H2=2HF При нагревании он отнимает кислород от некоторых оксидов. CuO+H2=Cu+H2O |
|||
Что делаю |
Наблюдения |
Уравнение реакции |
Вывод |
|
1.Получение водорода. Осторожно опускаем в пробирку 3-4 кусочков цинка, закрепим пробирку в штативе. Наливаем соляную кислоту (2–3 см.). Пробирку закрываем пробкой с газоотводной трубкой. На верхний конец трубки надеваем сухую пробирку. 2.Проверка водорода на чистоту. Через минуту снимаем пробирку с трубки и, не переворачивая, поднесем её отверстием к пламени. 3.Горение водорода. Поднесем горящую спичку к концу газоотводной трубки. 4.Над пламенем горящего водорода держим перевёрнутый вверх дном стакан. |
1.Выделяется газ. Так как газ легче воздуха, поэтому пробирку-приемник устанавливаем вверх дном. 2. Если водород сгорит с легким глухим хлопком, то это доказывает, что он чистый. Если раздастся свистящий звук, то водород смешан с кислородом воздуха. Поджигать такой водород нельзя. Он может взорваться. 3.Водород горючий газ, поэтому горит. 4. Внутренняя стенка стакана запотевает. |
Zn+2HCl=ZnCl2+H2 2H2+O2= 2H2O |
Атомы металла вытеснили атомы водорода из молекулы кислоты. При взаимодействии молекул водорода с молекулами кислорода образуется молекулы воды в виде пара. |
Промышленный способ получения водорода. Реакция метана с водой при высокой температуре.CH4+2H2O=CO2+4H2 — 165кДж.
Лабораторный способ. Разложение воды электрическим током. 2H2O=2H2+O2
Вывод работы. Научились получать водород. Изучили физические и химические свойства водорода.
Практическая работа №6, химия 8 класс. Автор – Минченков Е.Е.
Обобщение сведений о классах неорганических соединений.
Цель:
- изучить свойства веществ, зкрепить основные признаки и условия протекания химических реакций, научиться составлять уравнения химических реакций, делать выводы из наблюдений, совершенствовать приемы работы с веществами и лабораторными оборудованиями.
- воспитывать самостоятельность, аккуратность, трудолюбие, сотрудничество, наблюдательность, прилежность, внимание.
- учащиеся должны уметь делать выводы из наблюдений, уметь оформлять результаты практической работы, уметь правильно ставить опыты.
Оборудование и реактивы: cпиртовка, держатель, предметное стекло, пробирки, СuO, HCl, NaOH, Mq, CuSO4.
Требования безопасности при работе: Осторожно с кислотой, щелочью, спичкой и стеклянной посудой; вещества брать аккуратно в малой дозе, соблюдать порядок и тишину, не мешать соседа.
Зад. 1. СuO CuCl2 Cu(OH)2 Cu
Что делаю |
Наблюдения |
Уравнение реакции |
Вывод |
В пробирку ложу оксид меди и приливаю соляную кислоту |
Оксид меди растворяется |
CuO+2HCl=CuCl2+H2O |
Идёт реакция нейтрализации с образованием соли и воды |
К образовавшемуся раствору добавляю щелочь гидроксид натрия |
Выпадает синий осадок |
CuCl2+2NaOH=Cu(OH)2+2NaCl |
В результате связывания ионов меди и ионов ОН образуется нерастворимое основание гидроксид меди |
На предметное стекло капаю раствор гидроксида меди и держу над пламенем спиртовки |
Осадок чернеет |
Cu(OH)2CuO+H2O |
Так как гидроксид меди нерастворимое основание , то оно при нагревании разлагается на оксид меди и воду |
Зад. 2. Mg MgO MgCl2 Mg(OH)2
Что делаю |
Наблюдения |
Уравнение реакции |
Вывод |
Сжигаю магний в ложке |
Магний сгорает ярким пламенем |
2Mg+O2=2МgO |
Образуется твердое белое вещество –оксид магния |
Порошок оксида магния ложу в пробирку и приливаю соляную кислоту |
Оксид магния растворяется |
MgO+2HCl=MgCl2+H2 |
Идёт реакция нейтрализации с образованием соли и воды |
К образовавшемуся раствору приливаю щелочь |
Выпадает осадок |
MgCl2+2NaOH=Mg(OH)2+2NaCl |
В результате связывания ионов магния и ионов ОH образуется нерастворимое основание |
Зад. 3. СuSO4 Сu(OH)2 CuO CuCl2
К раствору медного купороса наливаю щелочь |
Выпадает синий осадок |
CuSO4+NaOH= Cu(OH)2+Na2SO4 |
В результате связывания ионов меди и и ОН образуется нерастворимое основание |
Осадок нагреваю |
Осадок чернеет |
Cu(OH)2=CuO+H2O |
Нерастворимое основание при нагревании разлагается на оксид меди и воду |
К осадку добавляю соляную кислоту |
Осадок растворяется |
CuO+2HCl=CuCl2+H2O |
Идёт реакция нейтрализации с образованием соли и воды |
Вывод работы.
Изучили физические и химические свойства основных классов неорганических веществ. Выяснили существование генетической связи между классами неорганических веществ. Из оксидов получили соли, из солей основания, а из оснований оксиды. Ещё раз вспомнили основные признаки и условия протекания химических реакций.