Тема: “Верные и неверные равенства и неравенства”.
Цели: 1. Дать понятия “верное” и “неверное” равенство и неравенство.
2. Обобщать и систематизировать знания о равенствах и неравенствах.
3. Развивать внимание, память, логическое мышление, умение делать обобщающие выводы.
Оборудование: учебник “Математика” 1-й класс, 4 часть, авторы И.Аргинская, Е.Бененсон, Л.Итина; магнитное наборное полотно.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.
Учитель: Чему мы учимся на уроках математики?
Дети: Считать, решать математические задачи. Развивать внимание, логическое мышление.
Учитель: Все ваши умения пригодятся сегодня на уроке, а внимание – особенно. Скажите, какое сегодня число?
Дети: 30 марта.
Учитель: Расскажите всё, что вы знаете о числе 30.
Дети: – Это число двузначное, т.к. при записи этого числа используется две цифры.
– Оно натуральное, т.к. стоит в натуральном ряду чисел на тридцатом месте.
– Оно чётное, т.к. его можно разделить на две равные части.
– Круглое, т. к. число оканчивается 0.
– Соседи числа 30 – это числа 29 и 31.
Учитель: Какой сегодня день?
Дети: Тридцатый – это число порядковое. Весенний, солнечный и т.д.
Учитель: Сколько в числе 30 десятков и единиц?
Дети: 3 десятка и 0 единиц.
Учитель: Запишите в рабочем листе (см. Приложение № 1) столько раз число 30, сколько в нём десятков. Сколько раз вы записали?
Дети: Три раза.
Учитель: Из каких цифр состоит число 30?
Дети: Из чисел 3 и 0.
Учитель: Сравните числа 3 и 0. Что вы можете о них сказать?
Дети: 3 > 0, 0 < 3.
Учитель: Что это?
Дети: Это неравенства, т.к. между числами стоит знак сравнения.
Учитель: Превратите эти неравенства в равенства.
Дети: 3-3=0, 3=3+0, 3=3, 0=0
На магнитном наборном полотне:
3>0 | 0=0 | 3=0+3 | 3<0 |
3=0 | 3=3 | 0<3 | 3-3=0 |
Учитель: Посмотрите на доску: я тоже записала выражения. На какие группы их можно разделить?
Дети: Равенства и неравенства.
Учитель: Запишем на рабочих листах эти группы.
(Дети записывают, по ходу записи видят неверные неравенства и равенства, учитель отставляет их в сторону.)
– Назовём ещё раз группы, которые мы выписали.
Дети: Равенства и неравенства.
Учитель: А как же тогда назвать отставленные выражения?
Дети: Неверные неравенства и неверные равенства.
Учитель: Скажите, какие бывают равенства и неравенства?
Дети: Верные и неверные.
Учитель: Верно, ребята! Это и есть наша новая тема урока.
Физминутка.
III. Новый материал.
1. Работа с учебником (стр. 6, № 7).
2. Работа с наборным полотном.
– Составьте верные равенства, верные неравенства, неверные равенства и неверные неравенства. ( Дети по двое работают у доски, составляя попарно равенства и неравенства, а остальные делают такую же работу на местах)
Физминутка.
IV. Закрепление материала.
1. Работа в рабочих листах. (Задание № 1: раскрасить рисунок, согласно истинности и ложности высказываний)
Работа проверяется и такая же картинка вывешивается на доске (см. Приложение № 2).
2. Работа в рабочих листах. (Задание № 2: подчеркнуть выражения различными цветами, согласно истинности и ложности высказываний.)
V. Итог урока.
Учитель: Чему научились на уроке?
Дети: Отличать верные равенства от неверных равенств и верные неравенства от неверных неравенств.
Учитель: Какие бывают равенства и неравенства?
Дети: Верные и неверные.
Учитель: А теперь я ещё раз хочу посмотреть, все ли дети научились разбираться в этих понятиях. На уроке труда мы с вами обводили на цветной бумаге, а затем вырезали свои ладошки. У вас на столах лежат эти бумажные ладошки. Поднимите ладошку те, у кого написаны верные равенства (коричневый цвет)
Дети выходят с ними и магнитами прикрепляют к доске (это – земля)
Теперь те, у кого верные неравенства (зелёный цвет)
Дети выходят с ними и магнитами прикрепляют к доске (это – листья)
Затем те, у кого неверные равенства (красный цвет)
Дети выходят с ними и магнитами прикрепляют к доске (это – цветы)
А теперь те, у кого неверные неравенства (жёлтый цвет)
Дети выходят с ними и магнитами прикрепляют к доске (это – солнышко)
Учитель: Ребята, посмотрите, какой мир мы сотворили своими руками!
(На доске получилась картина из ладошек: земля, на ней растут цветы и ярко светит солнце)