Цель:
- закрепление практического навыка обозначать мягкость согласных буквой Ь;
- развитие фонематического слуха,
- формирование навыка первоначального программирования связного сообщения с опорой на предметно-графическую схему, составления связного высказывания с опорой на схему;
- развитие зрительно-вербальной памяти, внимания, слухового восприятия;
- воспитание интереса к поисковой деятельности и сотрудничеству.
Оборудование: буквенная таблица, игровой персонаж Ь, предметные картинки с изображением морских животных, корабля, магнитные доски, мяч, карточки с деформированными предложениями, карточки с текстом, карточки-символы.
Ход занятия
1. Организационный момент: Соберите из букв слово: о р б л к а ь (корабль)
- Подберите схему к этому слову. Докажите что это так.
- Что интересного в этом слове?
- Для чего нужен Ь?
- По какой теме будем работать?(введение игрового персонажа Ь)
- Корабль – это какой вид транспорта? Вместе с Ь мы будем путешествовать по морю.
Где в слове может находиться Ь? (в конце слова, и в середине слова).
3. Ь спрятал от вас слова с Ь в квадрате. Постарайтесь их найти.
н | р | о | ь | л | б | д | о |
к | н | е | н | ц | н | е | с |
а | р | т | ю | л | е | н | ь |
л | т | п | о | й | о | п | м |
ь | п | б | т | а | т | и | и |
м | д | е | л | ь | ф | и | н |
а | и | ч | в | и | п | и | о |
р | в | я | ы | м | м | м | г |
- Назовите одним словом: дельфин, осьминог, тюлень – это.. (морские животные)
Что еще общего у этих слов? (Ь)
4. Определите место Ь в слове и напишите цифру на магнитной доске:
Предъявляются картинки:
- дельфин – 4,
- осьминог – 3
- тюлень – 6
- кальмар – 4.
- Для чего нужен Ь в словах?
5. Прочитать слова так как они пишутся.
- Кальмар
- Тюлень
- Дельфин
- Осьминог
(чтение сопровождается гимнастикой для мелкой моторики в виде имитации движений каждого из морских животных).
- Запишите эти слова по памяти.
- Прочтите эти слова так, как записали, сверьте с записью на доске.
- Подчеркните в словах согласный с Ь.
- А какие действия могут совершать эти морские животные?
Дети называют действия, а логопед вывешивает или записывает их на доску. Ь на конце слова намеренно пропущен. Если дети заметят пропуск, это поощряется. Если нет, то внимание детей к ошибкам привлекается намеренно, в игровой форме: Ь решил поиграть с вами в прятки.
Плавать | отдыхать |
Лежать | видеть |
Есть | думать |
Ловить |
Составьте по одному предложению, используя слова - действия.
Не забывайте изменять слова в предложении так, чтобы слова между собой «дружили».
Примеры предложений, которые могут быть составлены детьми:
Тюлень лежит на толстой льдине.
Дельфин плывет около корабля.
Кальмар ловит мелкую рыбку.
Осьминог отдыхает на дне моря.
Запись своих предложений в тетрадь с предварительным послоговым проговариванием.
Проверка написанных предложений: - Прочтите свои предложения так как вы их записали, подчеркните согласную с Ь.
Релаксационная пауза: ( под аудиозапись «Звуки природы» «Море и дельфины») Закройте глаза. Представьте что вы плывете на корабле по морю. Справа и слева простираются необъятные морские просторы. Над вами высокое голубое небо. Ваш корабль сопровождают веселые дельфины. Где-то на глубине скрывается удивительный подводный мир с множеством морских обитателей. У каждого из них своя, полная опасностей и приятных моментов жизнь.
Наше путешествие длится долго и бесконечно.
6. - Но вот мы причаливаем к берегу. После морского путешествия нам радостно видеть
земные растения и мы их называем «ласково». Игра с мячом. Выделите голосом место в новом слове, где появляется наш гость Ь.
Узкая тропинка – узенькая тропинка
Белое облачко – беленькое облачко
Красивый лес – красивенький лес
Тонкая береза – тоненькая береза
Голубое небо – голубенькое небо
Зеленая трава – зелёненькая трава
Веселые птички – весёленькие птички
Что вы заметили в словах, которые называли ласково? Вспомните их. Выделите голосом мягкую согласную с Ь.
7. Работа с карточками:(на карточках написаны слова, которые образовывали дети, но в них пропущен Ь). Найдите ошибку в записи этих слов, рядом напишите правильно. Прочтите так, как вы написали. Подчеркните согласную с Ь.
Итог: Ь рад, что вы написали его в нужных местах.
ФИЗПАУЗА для глаз: поморгать, крепко зажмурить глаза, открыть, поморгать, проследить за бабочкой, описывающей восьмерку горизонтальную, вертикальную, поморгать.(на фоне спокойной музыки).
7. Игра «Светофор». – Ь хочет посмотреть, что вы знаете о морских обитателях, с которыми мы сегодня встретились. Я буду читать предложение. Если оно верно, вы поднимаете зеленый жетон, если нет – красный и произносите предложение так, как считаете нужным.
- Кальмар, осьминог, дельфин – это животные суши.( Ответ ребенка: Нет. Кальмар, осьминог, дельфин – это морские животные)
- Осьминог живет на поверхности воды. (Ответ ребенка: Нет, осьминог живет на дне моря).
- Осьминог – это хищник. Он питается мелкой рыбой и .. мелкими морскими животными. (Знак согласия) (Вставка логопеда: эти морские животные все хищники.)
- Кальмар – это маленькое морское животное. Нет. (Вставка логопеда: некоторые кальмары достигают 15 метров в длину и могли бы дотянуться щупальцами до 6 этажа. Морские животные почти все гиганты. (сведения взяты из энциклопедии «Я познаю мир» «Удивительные животные»).
- Тюлени живут и в воде и на суше. (Знак согласия)
- Тюлени – очень мало едят. Нет. (Вставка логопеда: напротив – очень прожорливы, в день съедают до 20 кг рыбы)
- Дельфины – глупые морские животные. Нет. (Вставка логопеда: очень умные. Они общаются между собой при помощи своей речи. Были случаи, когда дельфины пытались подражать речи людей).
- Кальмары, осьминоги, тюлени – бесполезны для человека. Нет. (Вставка логопеда: являются очень ценной пищей для человека).
9. Работа с текстом. – Ребята, сегодня с Ь вы узнали много интересного о морских животных. А сможете вы о них рассказать вашим друзьям? Давайте потренируемся в составлении рассказа о своем морском животном. Что нам необходимо сделать? (составить схему рассказа). Давайте выберем символы для нашей схемы (выбирают дети, поясняя значение каждого символа):
- Символ «домик» (см. приложение, рис. 1) обозначает сообщение о том, где живет тот, о ком вы будете рассказывать;
- Символ «большой – маленький» (см приложение, рис.2) указывает на размер животного;
- Символ «миска и ложка» - любимые лакомства (см. приложение рис 3);
- Символ «человечки» - польза, приносимая человеку (см. приложение рис.4)
- Каким словом можно заменить название животного, чтобы избежать повторений? (он, она, оно)
- Не забывайте предложения строить так, чтобы слова в них дружили.
Пример ответа: Кальмар живет в море. Он питается мелкими рыбками.
Кальмар вырастает очень большой. Человеку приносит пользу, являясь для них ценной пищей.
10. Наше путешествие подошло к концу.
Оценка деятельности: - Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что понравилось больше всего? Что нового узнали на занятии? Кто был нашим гостем? Ь вами доволен. Вспомните слова с Ь?