Логопедическое занятие с учащимися 2-го класса, имеющими системное недоразвитие речи, по коррекции дисграфии и развитию связной устной речи по теме: "Обозначение мягкости согласных буквой Ь"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • закрепление практического навыка обозначать мягкость согласных буквой Ь;
  • развитие фонематического слуха,
  • формирование навыка первоначального программирования связного сообщения с опорой на предметно-графическую схему, составления связного высказывания с опорой на схему;
  • развитие зрительно-вербальной памяти, внимания, слухового восприятия;
  • воспитание интереса к поисковой деятельности и сотрудничеству.

Оборудование: буквенная таблица, игровой персонаж Ь, предметные картинки с изображением морских животных, корабля, магнитные доски, мяч, карточки с деформированными предложениями, карточки с текстом, карточки-символы.

Ход занятия

1. Организационный момент: Соберите из букв слово: о р б л к а ь (корабль)

- Подберите схему к этому слову. Докажите что это так.

  • Что интересного в этом слове?
  • Для чего нужен Ь?
  • По какой теме будем работать?(введение игрового персонажа Ь)
  • Корабль – это какой вид транспорта? Вместе с Ь мы будем путешествовать по морю.

Где в слове может находиться Ь? (в конце слова, и в середине слова).

3. Ь спрятал от вас слова с Ь в квадрате. Постарайтесь их найти.

н р о ь л б д о
к н е н ц н е с
а р т ю л е н ь
л т п о й о п м
ь п б т а т и и
м д е л ь ф и н
а и ч в и п и о
р в я ы м м м г

- Назовите одним словом: дельфин, осьминог, тюлень – это.. (морские животные)

Что еще общего у этих слов? (Ь)

4. Определите место Ь в слове и напишите цифру на магнитной доске:

Предъявляются картинки:

  • дельфин – 4,
  • осьминог – 3
  • тюлень – 6
  • кальмар – 4.

- Для чего нужен Ь в словах?

5. Прочитать слова так как они пишутся.

  • Кальмар
  • Тюлень
  • Дельфин
  • Осьминог

(чтение сопровождается гимнастикой для мелкой моторики в виде имитации движений каждого из морских животных).

- Запишите эти слова по памяти.

- Прочтите эти слова так, как записали, сверьте с записью на доске.

- Подчеркните в словах согласный с Ь.

- А какие действия могут совершать эти морские животные?

Дети называют действия, а логопед вывешивает или записывает их на доску. Ь на конце слова намеренно пропущен. Если дети заметят пропуск, это поощряется. Если нет, то внимание детей к ошибкам привлекается намеренно, в игровой форме: Ь решил поиграть с вами в прятки.

Плавать отдыхать
Лежать видеть
Есть думать
Ловить

Составьте по одному предложению, используя слова - действия.

Не забывайте изменять слова в предложении так, чтобы слова между собой «дружили».

Примеры предложений, которые могут быть составлены детьми:

Тюлень лежит на толстой льдине.
Дельфин плывет около корабля.
Кальмар ловит мелкую рыбку.
Осьминог отдыхает на дне моря.

Запись своих предложений в тетрадь с предварительным послоговым проговариванием.

Проверка написанных предложений: - Прочтите свои предложения так как вы их записали, подчеркните согласную с Ь.

Релаксационная пауза: ( под аудиозапись «Звуки природы» «Море и дельфины») Закройте глаза. Представьте что вы плывете на корабле по морю. Справа и слева простираются необъятные морские просторы. Над вами высокое голубое небо. Ваш корабль сопровождают веселые дельфины. Где-то на глубине скрывается удивительный подводный мир с множеством морских обитателей. У каждого из них своя, полная опасностей и приятных моментов жизнь.

Наше путешествие длится долго и бесконечно.

6. - Но вот мы причаливаем к берегу. После морского путешествия нам радостно видеть

земные растения и мы их называем «ласково». Игра с мячом. Выделите голосом место в новом слове, где появляется наш гость Ь.

Узкая тропинка – узенькая тропинка

Белое облачко – беленькое облачко

Красивый лес – красивенький лес

Тонкая береза – тоненькая береза

Голубое небо – голубенькое небо

Зеленая трава – зелёненькая трава

Веселые птички – весёленькие птички

Что вы заметили в словах, которые называли ласково? Вспомните их. Выделите голосом мягкую согласную с Ь.

7. Работа с карточками:(на карточках написаны слова, которые образовывали дети, но в них пропущен Ь). Найдите ошибку в записи этих слов, рядом напишите правильно. Прочтите так, как вы написали. Подчеркните согласную с Ь.

Итог: Ь рад, что вы написали его в нужных местах.

ФИЗПАУЗА для глаз: поморгать, крепко зажмурить глаза, открыть, поморгать, проследить за бабочкой, описывающей восьмерку горизонтальную, вертикальную, поморгать.(на фоне спокойной музыки).

7. Игра «Светофор». – Ь хочет посмотреть, что вы знаете о морских обитателях, с которыми мы сегодня встретились. Я буду читать предложение. Если оно верно, вы поднимаете зеленый жетон, если нет – красный и произносите предложение так, как считаете нужным.

  • Кальмар, осьминог, дельфин – это животные суши.( Ответ ребенка: Нет. Кальмар, осьминог, дельфин – это морские животные)
  • Осьминог живет на поверхности воды. (Ответ ребенка: Нет, осьминог живет на дне моря).
  • Осьминог – это хищник. Он питается мелкой рыбой и .. мелкими морскими животными. (Знак согласия) (Вставка логопеда: эти морские животные все хищники.)
  • Кальмар – это маленькое морское животное. Нет. (Вставка логопеда: некоторые кальмары достигают 15 метров в длину и могли бы дотянуться щупальцами до 6 этажа. Морские животные почти все гиганты. (сведения взяты из энциклопедии «Я познаю мир» «Удивительные животные»).
  • Тюлени живут и в воде и на суше. (Знак согласия)
  • Тюлени – очень мало едят. Нет. (Вставка логопеда: напротив – очень прожорливы, в день съедают до 20 кг рыбы)
  • Дельфины – глупые морские животные. Нет. (Вставка логопеда: очень умные. Они общаются между собой при помощи своей речи. Были случаи, когда дельфины пытались подражать речи людей).
  • Кальмары, осьминоги, тюлени – бесполезны для человека. Нет. (Вставка логопеда: являются очень ценной пищей для человека).

9. Работа с текстом. – Ребята, сегодня с Ь вы узнали много интересного о морских животных. А сможете вы о них рассказать вашим друзьям? Давайте потренируемся в составлении рассказа о своем морском животном. Что нам необходимо сделать? (составить схему рассказа). Давайте выберем символы для нашей схемы (выбирают дети, поясняя значение каждого символа):

- Символ «домик» (см. приложение, рис. 1) обозначает сообщение о том, где живет тот, о ком вы будете рассказывать;

- Символ «большой – маленький» (см приложение, рис.2) указывает на размер животного;

- Символ «миска и ложка» - любимые лакомства (см. приложение рис 3);

- Символ «человечки» - польза, приносимая человеку (см. приложение рис.4)

- Каким словом можно заменить название животного, чтобы избежать повторений? (он, она, оно)

- Не забывайте предложения строить так, чтобы слова в них дружили.

Пример ответа: Кальмар живет в море. Он питается мелкими рыбками.

Кальмар вырастает очень большой. Человеку приносит пользу, являясь для них ценной пищей.

10. Наше путешествие подошло к концу.

Оценка деятельности: - Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что понравилось больше всего? Что нового узнали на занятии? Кто был нашим гостем? Ь вами доволен. Вспомните слова с Ь?