Тема урока: «Музыкальные зарисовки "Времена года" Петра Ильича Чайковского»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • ввести учащихся в мир образного языка искусства, показать взаимосвязь природы и музыки;
  • показать многомерность и гармоничность окружающего мира, силу природы;
  • помочь учащимся почувствовать музыку природы, внутренним зрением увидеть природу в музыке.

Оборудование:

Видеоаппаратура, видеокассета «Времена года» П.И.Чайковского, проигрыватель, портреты А.С.Пушкина, П.И.Чайковского, И.И.Левитана, рисунки растений весенних цветов.

Звучит «Осенняя песня» П. И. Чайковского.

Учитель читает стихотворение:

«Тихо, тихо, сядем рядом -
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены -
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой.
Это - музыка торопит
И ведёт нас за собой».

Музыка, которая сейчас звучала и к которой мы сегодня пришли в гости, написана великим русским композитором Петром Ильичом Чайковским.

То, о чём ты сейчас узнаешь, произошло очень-очень давно. В Петербурге, где долгое время жил П. И. Чайковский издавался журнал, который назывался «Новеллист»- от слова «новелла» - что значит небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц и в каждом его номере читателей ждал приятный сюрприз: ноты музыкальных пьес для рояля, сочинённых П. И. Чайковским. Каждая имела название одного из месяцев года. 12 месяцев в году, 12 номеров журналов, 12 музыкальных пьес. Все они потом были объединены в альбом красочных музыкальных зарисовок, который стал называться «Времена года».

Давайте вместе перевернём странички музыкального календаря природы и внимательно прислушаемся к каждой.

«Сентябрь».

Начинается «Сентябрь» с призывного, фанфарного сигнала, больше похожего на звуки гулкого, громкоголосого рога. И сразу же за этим сигналом в музыке слышится скачка - стремительный чёткий и звонкий топот лошадиных копыт. Пьеса называется «Охота»

«Октябрь».

Октябрь-это уже настоящая осень. Не ранняя, пышно убранная и нарядная, а другая - невидная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная, с тихим плачем мелкого дождя, словом та Золушка, которую зовут у нас в России поздней осенью.

Пьеса «Октябрь» называется ещё» Осенняя песня». Тихий покой слышится в первой музыкальной фразе. Но вот зазвучали два голоса. Один словно пытается взлететь, разлиться легко и свободно и тут же бессильно стихает. Очень хочется человеку тепла, света и счастья. Но сумрачно на душе. Снова взлёт - и снова падение. Не подняться, не вздохнуть полной грудью. И хочется плакать от непонятной обиды.

Второй голос более уверенный – короткие музыкальные фразочки уговаривают, успокаивают, утешают.

«Унылая пора, очей очарованье», - писал об осени А.С. Пушкин. Это время года особенно любил поэт. Он посвятил ему много прекрасных стихов.

Природу рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников - краски, у поэтов - слово, у композитора – только звуки. Но ими можно прекрасно рисовать природу. Так же, как это делает в своей музыке П. И. Чайковский.

«Ноябрь».

Хотя ноябрь - это последний месяц осени, в России в это время приходит зима. Замерзают

реки, выпадает снег. Поэтому и музыка «Ноября» называется «На тройке».

Слушаешь её, и кажется, будто сам сидишь в санях, закутанный в тёплую медвежью шубу, а лошади несут тебя по снежной дороге. Кругом, сколько хватает глаз, - белые просторы, звенят под дугами колокольчики, и раздаётся протяжная ямщицкая песня.

Музыка словно передаёт нам чувства, которые вызывает у путника песня ямщика, его грустные думы и невесёлое настроение. Прислушайся, снова звучит тихий звон колокольчиков.

«Кто долго жил в глуши печальной
Друзья, тот, верно, знает сам,
Как сильно колокольчик дальний
Порой волнует сердце нам». Так писал А. С. Пушкин.

«Декабрь».

Это последняя пьеса из альбома «Времена года». Она называется «Святки». Святки - старинный праздник перед Новым годом. Музыка декабря, не рассказывает нам именно о святках. Это просто вальс. Красивый вальс, который можно слушать, а можно под него и танцевать. Только он медленный, задумчивый, зимний. И немножко грустный. Ведь расставаться - всегда грустно. А вальс этот в альбоме «Времена года» последний. Композитор прощается со своими слушателями. Концерт окончен, музыка вдруг смолкла. Но так ли это? Кажется, сейчас она звучит, и будет долго-долго ещё звучать для каждого из нас.

«Январь».

Первой пьесе альбома П. И. Чайковский дал ещё одно название «У камелька». «Камелёк» - уютное, ласковое слово. Слушаешь неторопливое звучание мелодии и видишь перед собой огонь, угасающий в камине или в печке, чувствуешь, как тепло от горячих углей разливается по комнате. Тепло, уютно, тихо. В комнате полутемно, вечереет. Музыка «Января» вначале спокойная, неторопливая. Похоже, что ласковый негромкий голос рассказывает о чём-то. А может быть, просто мечтает человек, сидя у затухающего камина. Но вот рояль зазвучал тревожно и таинственно.

Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней-
Не спугнуть бы нам его.

Что нарушило тёплый, уютный покой? Может быть, в сказке, которую бабушка рассказывает в сумерках своим внукам, говорится о чём- то тревожном и таинственном? Затихает, успокаивается музыка - улеглась тревога в душе. Снова неторопливая, тихая мелодия. Послушайте внимательно эту музыку, а потом сами придумайте маленький рассказ о зимнем вечере.

«Февраль».

«И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас всех
Озорных мелодий звуки,
Песни, пляски, шутки, смех.
Золотой волшебной рыбкой
Может музыка блеснуть
И по-дружески, с улыбкой
Вдруг в глаза нам заглянуть.
Может песней - полусказкой
Нас, шутя развеселить
И рассыпаться вдруг пляской,
В хороводе закружить».

Каждый знает, что такое масленица. Это весёлый, яркий, шумный праздник. Всюду слышны песни, пляски, смех. Народ провожает зиму. Во время масленицы пекли румяные масленые блины - круглые, горячие, как солнце, которое очень ждут люди после холодной зимы. Ступай, масленица, за солнцем, за летом. Зови его к людям. Об этом и рассказывает музыка «Февраля». Вслушайтесь в неё - словно не рояль звучит, а играет русский народный оркестр, по-настоящему весёлая пляска.

«Март».

Музыка первого месяца весны называется» Песня жаворонка». Она нежная и звонкая. Очень похожа на разливающиеся над полями трели жаворонков. Сама песня светлая, мелодичная. Слушаешь – и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, словно ощущаешь удивительное весеннее солнце, тепло лучей, которого смешивается со свежестью холодного по – зимнему ветерка, воздух прозрачный, чистый.

У русского художника Левитана есть картина, которая называется «Март». Как удивительно похожи эти произведения: музыкальная пьеса П. И. Чайковского и картина Левитана. Как композитор в звуках, художник в красках постарался передать звонкую холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидание тепла, которого ещё немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег. И вся природа ждёт настоящей весны.

«Апрель».

Отшумели февральские вьюги, отзвенели первые весенние капели. Всё ярче и теплее греет солнце. Спешит, торопится весна. Хорошо кругом! Даже в городе воздух какой-то особенный. А уж за городом! В лесу появились первые цветы. Люди несут домой маленькие синие букетики. Принесут, поставят в воду – вот и в комнате весна. Музыка похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растёт, ширится. Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко и хочется то ли покружится в вальсе плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.

«Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся, из всех своих маленьких сил,
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна.
Скажите, ведь, правда, что это весна?».

«Зелёная ножка», ну конечно, это цветок. Первый цветок весны, маленький голубой подснежник. О нём и рассказывает нам музыка «Апреля». Вот он выглядывает из – под тающего снега, качает головкой на лёгком весеннем ветерке, и неяркое весеннее солнышко играет в капельках воды на его лепестках.

Под эту музыку, наверное, можно станцевать очень красивый танец.

«Май».

Музыка «Мая» грустно задумчивая. Композитор назвал её «Белые ночи». Можно представить себе наступающий вечер, сумерки, в комнате ещё не зажгли лампу. Только из окна льётся странный серовато-синий свет. В мае в Петербурге наступают удивительные белые ночи. Все предметы в комнате теряют чёткие очертания, словно расплываются и человека охватывает тихая, беспричинная грусть. Вот это настроение передаёт музыка. У поэта А. С. Пушкина есть такие строки о времени белых ночей, когда сероватый, волнующий свет наполняет улицы, тянутся бесконечные сумерки и Петербург становится непостижимо прекрасным.

«Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц».

Главный, задумчивый ритм стиха созвучен музыке П. И. Чайковского. Музыка «Мая» не рисует никаких изображений, не рассказывает ни о чём определённом. Главное в ней – настроение. Музыка рассказывает о чувствах, которые вызывают у нас белые ночи.

«Июнь».

Вот и наступило лето. О чём же рассказывает музыка «Июня»? П. И. Чайковский назвал пьесу «Баркаролой». Слово это родилось в Италии, и переводится оно «лодочная» или «песня в лодке», потому что «барка», по-итальянски и означает «лодка». Тот, кто пробовал петь в лодке на озере, море знает, что голос на воде звучит особенно звонко и песня разносится далеко-далеко.

Мерно, плавно покачивается музыка. Это покачивание сопровождает всю «Баркаролу».

Широко и привольно льётся на музыкальных волнах мелодия песни. Слушаешь – и кажется, что сам сидишь в лодке, а она плывёт, чуть качаясь, то ли от ровных ударов вёсел, то ли от маленьких волн, поднятых внезапно налетевшим тёплым и лёгким ветерком.

Летит над водой счастливая песня. Здравствуй, лето.

«Июль».

Лето в разгаре. Жарко. Сколько работы у жителей деревни в это время! Косить пора.

Музыка «Июля» рассказывает о работе. И вместе с тем это ещё одна песня – композитор назвал её «Песня косаря».

Она мужественная и энергичная. Идут по полю косари. Ослепительно вспыхивают на солнце лезвия из кос. А шаг под песню становится особенно ладным, ровным у всей шеренги косарей.

«Август».

Эту пьесу композитор назвал «Жатва». Музыка её не очень похожа на песню. Скорее это музыкальная картинка. Если в «Песне косаря» ощущается мужественность, сила, энергия, то музыка «Жатва» звучит мягче, женственнее. Но косить – всегда считалось делом мужским, а жать серпом – женским. Поэтому и музыка «Жатва» хотя и очень быстрая, звучит немного нежнее, чем «Песня косаря».

Если внимательно прислушаться, можно услышать перезвоны серпов. Подвижная, весёлая мелодия как бы рисует оживлённую картинку: цветастые платки женщин среди ослепительно жёлтых колосьев спелой ржи, слепящими молниями вспыхивают на солнце косы и серпы. Интересно, какие картинки вы нарисуете.

Эта удивительная музыка звучит и сегодня. Об этом и мечтал П. И. Чайковский.

«Он желал бы всеми силами души,
Чтобы музыка его распространялась,
Чтоб она баюкала в тиши,
Чтобы с нею вместе улыбались,
Чтоб она печали отвела,
Напоила путника в дороге
Он хотел, чтоб музыка была
Утешеньем, радостью, подмогой.
Пусть музыка всегда живёт,
И радость всюду побеждает!
Пусть сердце русское поёт!
Чайковского повсюду знают».