Класс: 10
Год обучения: третий
Тема урока: Спирты
Тип урока: отработка знаний и умений
Форма проведения: урок - игра
Цель: - сформировать целостное понимание о спиртах, о множественности происходящих в природе процессов и их генетической взаимосвязи.
Задачи:
- систематизировать и углубить знания учащихся по данной теме;
- закрепить и совершенствовать знания и навыки в решении расчетных и экспериментальных задач;
- способствовать повышению интереса к изучению химии и других естественных наук;
- помочь формированию правильного отношения к собственному здоровью и понятию «здоровый образ жизни»;
- способствовать развитию коммуникативных качеств учащихся, умению работать их в коллективе и индивидуально;
- создать условия для роста творческой активности учащихся.
Оснащение и оборудование:
магнитная доска с картой путешествия, три кораблика с магнитами (с обратной стороны, для отражения по ходу урока лидера игры и следующего этапа), карточки с заданиями, формулами, реактивы для практической части урока, дипломы и призы.
ХОД УРОКА.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Все мы с детства любим путешествовать. Вот и я предлагаю вам совершить путешествие, но по химическому маршруту: Королевство Формул – страна Веществ – государство Явлений – государство Задач – страна Химландия – наш конечный пункт. Цель нашего путешествия проверить, закрепить и узнать что–то новое о классе Спиртов.
В каждом путешествии есть свои правила, и наше не исключение. Правила очень просты:
- работаем дружно и быстро;
- будем внимательны, а карта подскажет тему следующего задания;
- задания оцениваются по 5-ти балльной системе + 1 балл за быстроту команде, которая раньше других даст правильный ответ;
- задача каждого экипажа дать больше правильных ответов и первой добраться до берегов Химландии, заработать более 30 баллов за путешествие получить за урок оценки «5».
Правила ясны! Тогда пришло время проверить готовность к плаванию и познакомиться с экипажами. Ведь «как вы яхту назовете, так она и поплывет», - говорил капитан Врунгель. А как назвали свои корабли наши мореплаватели?
- Представление команд-экипажей.
Спасибо. А мы ничего не забыли? Давайте перед отправлением проверим багаж своих знаний.
Задание 1: РАЗМИНКА
- кто больше за 1 минуту даст верных ответов. Каждый правильный ответ 1 балл. Экипажи вперед!
Учитель: Молодцы! Жюри подсчитывают первые заработанные баллы, а мы отправляемся в плавание.
(звучит музыка)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Море… Сколько тайн хранят его глубины. А вы знаете, что в морях есть «мертвые зоны», насыщенные сероводородом? Иногда морскими течениями сероводород поднимается близко к поверхности, и происходят странные явления, которые моряки прозвали «проделки морского дьявола». Белоснежный лайнер за одну ночь превращается в черный, а серебряные монеты – в тусклые черные кружочки. Нет, это не морской дьявол, это сероводород, который образует с металлами, входящими в состав белил, и серебром черные сульфиды.
Так, что моря хранят и химические тайны и таких тайн в природе очень много. Но не будем отвлекаться от темы нашего путешествия, тем более что мы уже добрались до первой остановки - королевство Формул.
Задание 2: КОРОЛЕВСТВО ФОРМУЛ
У каждого человека есть имя, так и у каждого вещества есть свое название. Ваша задача по названию вещества определить его формулу. У вас на столах две стопки карточек. Одна – стопка с формулами, другая – с названием вещества. В течение 1 минуты вы должны составить соответствующие пары.
Условия задания ясны? Тогда вперед!
- По истечении времени учитель зачитывает названия веществ, а экипажи поднимают карточку с соответствующей, по их мнению, формулой.
1. этанол
2. глицерин
3. метанол
4. 2,2 - диметилпропанол
5. этиленгликоль
6. фенол
7. 2,3 – диметилбутанол - 2
8. 2 –метил -3 – этилпентанол- 2
9. бутадиол – 1,2.
Учитель: Жюри оценивает ваши ответы, а мы плывем дальше. Сейчас наши корабли в бушующем химическом Красном море. Сколько людей сгубили его воды, насыщенные спиртами. Получить консультацию по влиянию алкоголя на организм человека мы пригласили специалиста – валеолога.
(выступление валеолога или заранее подготовленного ученика в роли валеолога)
Учитель: Трудно молодым, неокрепшим юнгам справиться с бурными, пьянящими водами этого Красного моря. Но мы благополучно справились и добрались до берегов страны Веществ. И нас ждет новое испытание.
Задание 3: ВЕЩЕСТВА
Учитель: Формулы и названия спиртов вы знаете. В этом мы уже убедились. А знаете ли вы их свойства? Настоящему химику достаточно перечислить характерные свойства вещества, и он знает о каком соединении идет речь. Сейчас проверим, какие химики вы?!
У вас на столах таблички трех цветов: красные – соответствуют классу одноатомных спиртов, желтые – многоатомным, зеленые – ароматическим спиртам. Ваша задача – внимательно выслушать вопрос и поднять табличку определенного цвета. Например, речь в вопросе идет об одноатомных спиртах, значит, поднимаем табличку красного цвета. Готовы?! Тогда вперед!
1. Глицерин – это… (желтый)
2. В молекулах этих спиртов содержится бензольное кольцо… (зеленый)
3. Реакции ступенчатого замещения по функциональной группе протекают у….. (желтый)
4. Эти спирты содержат одну функциональную группу -ОН. (красный)
5. Пентанол -2 – это спирт ……(красный)
6. При взаимодействии с азотной кислотой этот спирт образует взрывчатое вещество. К какому классу спиртов он относится….. (желтый)
7. Из древесных опилок, зерна или картофеля получают именно этот спирт, который относится к классу….. (красный)
8. Производные фенола с –ОН группой в боковой цепи относятся к …. (зеленый)
9. Холестерин – сложный спирт, впервые выделен из желчных камней. Содержится холестерин в тканях и крови животных и человека, вызывая атеросклероз….. (красный)
10. Ментол – гигроскопичный кристаллический спирт с мятным запахом, получают из масла перечной мяты и относят к классу…. (красный)
11. Этиленгликоль – основа для приготовления антифризов (незамерзающих жидкостей), используемых в радиаторах автомобилей в зимних условиях. (желтый)
Учитель: Молодцы! Видите, как много интересного в мире спиртов.
И все они относятся к классу спиртов, но обладают разными свойствами, имеют свое значение и применение. Так, фенол – представитель спиртов, является ядовитым веществом, большее количество которого содержится в сточных водах металлургических предприятий, производств бумаги, бытовой химии, пластмасс, которые отравляют окружающую среду. Американские ученые установили, что обезвредить фенол и его производные можно с помощью корня такого растения как хрен. Оказывается, в этом растении содержится мощный фермент, окисляющий эти соединения, переводя их в абсолютно безвредные.
А кто не любит грецкие орехи, миндаль, фундук, арахис?! В этих орехах также содержатся полифенолы, которые резко снижают усвоение организмом железа, т.е. повышают риск заболевания анемией. Но этот отрицательный эффект нейтрализуется витамином С. Так, что любители пощелкать орешки пейте соки, употребляйте больше фруктов богатые витамином С.
Как важно знать вещества, их свойства и воздействие на организм человека и животных. А мы тем временем добрались до берегов загадочного государства Явлений.
Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете свойства спиртов?!
Задание 4: ЯВЛЕНИЯ
Работа практическая. Провести характерные реакции для спиртов. Объяснить результат реакций и своих наблюдений.
Например, задание для одного из экипажей:
1.Дописать уравнения реакций, дать названия протекающим процессам.
а) С2Н5ОН + СН3СООН -> ……… (ЭТЕРИФИКАЦИЯ)
б) СН3ОН + Br2 -> ………. (БРОМИРОВАНИЕ)
в) С6Н12О 6 --> СО2 + (БРОЖЕНИЕ)
2. Опыт. Качественная реакция на функциональную группу спиртов.
- Ответ экипажей у доски с первой частью задания и у демонстрационного стола – со второй. Оценка выполнения заданий жюри.
Учитель: Молодцы! И с этим заданием вы справились. Плывем дальше. Земля! Это государство Задач. Государство, в котором любят не только задавать вопросы, но и находить верные ответы, решать трудные задачи.
Чтобы проплыть это государство, нам необходимо пройти морскую таможню этого государства.
А для этого вам предстоит решить задачу.
Задание 5. РЕШИ ЗАДАЧУ.
ЗАДАЧА может быть любого содержания. На данном уроке используются типы задач на выведение формулы спирта.
Выведите молекулярную формулу спирта, который обладает характерным сивушным запахом, вызывающий сильный кашель, если массовая доля углерода в нем составляет 64,9%, водорода – 13,5%, кислорода – 21,6%. Молекулярная масса спирта равна 74 г/моль.
- Время 5 минут. Экипажи решают. Жюри подводит итоги конкурса.
Учитель: Верный ответ – бутанол (С4Н9ОН). Этот спирт, как и большинство спиртов, используется для производства растворителей красок и лаков, является мономером для производства пластмасс.
Подходит к концу наше путешествие. На горизонте долгожданная страна Химландия. Жюри подводит итоги, а мы дадим возможность каждому участнику оценить себя по 5 – балльной шкале. Затем, экипаж общим решением ее утверждает или выставляет свою, если не согласен. Итоговая оценка ставится в журнал.
ОБЪЯВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Учитель: Поздравляю всех с благополучным окончанием химического путешествия, и награждаем экипажи победителей.
- За хорошие знания по теме « Спирты» награждается экипаж…….. (2 и 3 места)
- За отличные достижения в изучении «Спиртов» награждается экипаж ……….. и зачисляется в экспертную группу по спиртам страны Химландии.
НАГРАЖДЕНИЕ
Чтобы не потерять квалификацию дома вам предстоит решить вопрос: как из древесного спирта – метанола получить полиэтилен?
И попрошу вас, к следующему уроку написать мини- сочинение о том, что нового я узнал о спиртах, об их свойствах, значении, применении и воздействии на организм человека.
Спасибо всем за урок.
Задание 1: РАЗМИНКА
1. Химический элемент, образующий «скелет» любого органического вещества ……… (углерод)
2. Болотный газ - …… (метан)
3. Форма молекулы при SP3 гибридизации ….. (тетраэдрическая)
4. Процесс отщепления воды от молекулы спирта протекает по правилу………. (Зайцева)
5. Кислотные свойства спирты проявляют при взаимодействии с…… (основаниями, щелочами)
6. Соли, образованные спиртами называются…… (алкоголяты)
7. Высокие температуры кипения у спиртов обусловлены наличием между молекулами ……… (водородных связей)
8. Процесс получения спирта из фруктов в естественных условиях называют……….. (брожение)
9. При брожении крахмала образуется именно он …… (этанол)
10. Взрывчатое вещество, способное облегчить спазмы сердечных сосудов…………. (нитроглицерин)
11. С6Н5ОН - это формула……….. (фенол)
12. Древесный спирт по системе ЮПАК называют ………. (метанол)
13. Качественным реактивом на многоатомные спирты является……. (Сu(ОН)2)
14. Сколько функциональных групп в составе этиленгликоля………….. (две)
15. В реакциях этерификации спирты взаимодействуют с………………… (карбоновыми кислотами)