Класс: 8
Год обучения: первый
Тема урока: Основные классы неорганических соединений
Тип урока: отработка знаний и умений
Форма проведения: урок-игра
Цели и задачи урока:
- отработать умения различать химические формулы веществ разных классов, составлять уравнения реакций;
- актуализировать знания о классификации неорганических веществ, их свойствах;
- продолжить развитие речевых навыков, наблюдательности и умения делать выводы на основе наблюдаемого;
- создать условия для воспитания желания активно учиться, с интересом, без принуждения и перегрузок.
Организационный момент.
Оснащение: карточки с заданиями, игровое поле 5х5, поощрительные призы и дипломы.
На доске игровое поле
- числа в игровом поле ставятся произвольно от 1 до 25.
Под каждым номером определенное задание:
1 - 5: определения и термины (5 баллов);
6 – 10: химические процессы и их условия, признаки(10 баллов);
11 – 15: сущность процессов, продукты реакций(15 баллов);
16 – 20: задания с расчетами (20 баллов);
21 – 25: блиц вопросы (30 баллов).
Класс делится на три команды. От каждой команды по одному человеку в жюри для подсчета баллов и контроля за выполнениями правил игры.
Правила игры:
- Каждая команда по очереди выбирает любую цифру из игрового поля.
- При правильном ответе у команды есть право выбрать одно задание по желанию или по цене баллов.
- При неправильном ответе команда теряет следующий ход.
- При неправильном ответе другая команда может дать ответ и заработать дополнительные баллы, не теряя своего хода.
- Цифры на игровом поле закрываются при правильном ответе цветной бумагой, соответствующей цвету команды, давшей верный ответ.
- Победителем игры становится команда, набравшая наибольшее количество баллов и закрывшая наибольшее количество цифр на игровом поле.
- Подсчет баллов ведет жюри.
- Победители и активные игроки в конце игры получают дипломы, призы.
- Капитаны команд по итогам игры и работе каждого в команде выставляет оценки за урок.
ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ.
5 БАЛЛОВ: (с примерами)
1. Явление, при котором один и тот же химический элемент образует несколько простых веществ. - аллотропия
2. Реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуется несколько более простых. - разложения
3. Дать определение – кислот, оксидов, оснований, солей и т.д.
10 БАЛЛОВ: (с примерами)
1. Признаки необратимости реакций?
- выпадение осадка, выделение газа, образование малодиссоциирующего вещества или воды.
2. Условия, влияющие на скорость химической реакции?
- природа реагирующих веществ, концентрация, площадь соприкосновения реагирующих веществ, температура, наличие катализаторов или ингибиторов.
15 БАЛЛОВ (уравнения реакций, номенклатура веществ)
1. Приведите различные способы получения соляной кислоты из простых и сложных веществ.
2. Осуществите цепочку превращений:
3.Какими химическими свойствами обладает поваренная соль?
20 БАЛЛОВ.
1. Какой объем водорода выделиться при взаимодействии цинка и 200г 20% соляной кислоты (при н.у.)
2. Какие два вещества образуются при взаимодействии хлорида меди ( ) и нитрата серебра? Вычислите массу образовавшегося осадка, если в реакцию вступило 4 моль нитрата серебра?
30 БАЛЛОВ. (блиц вопросы, по 20 сек. на каждый вопрос)
1.
а) Формула нитрата алюминия?
б) Как изменяются основные свойства соединений элементов ПСХЭ Д.И. Менделеева в периодах слева направо? Почему?
в) Какая из двух кислот более сильная – H2 SO4 или H3PO4? Почему?
2.
а) Формула гидроксида магния?
б) Какие металлы вытесняют водород из соляной кислоты, а какие нет? Почему?
в) Даны вещества: NaCl, Mg(OH)Cl, NaHSO4. Классифицируйте эти вещества и дайте им названия.
Начинающему аграрию – практические знания.
урок комплексного применения знаний, навыков и умений по теме «Минеральные удобрения»
Класс: 9
Год обучения: второй
Тема урока: Минеральные удобрения
Тип урока: отработка знаний и умений
Форма урока: урок-игра
Цель урока:
- закрепить, углубить знания о минеральных удобрениях;
- изучить основные способы определения минеральных удобрений;
- закрепить навыки решения расчетных и экспериментальных задач.
Ход урока.
- класс делится на три команды, по одному человеку от команды в жюри и помощники.
Учитель: Добрый день. Сегодня у нас необычный урок. На время мы станем экспертами по минеральным удобрениям и ведению сельскохозяйственных работ. У многих из нас есть сады, дачи, огороды и очень важно правильно организовать агрохимическую работу. Ведь агрохимия - раздел науки химии, изучающий химические и биохимические процессы в почвах и растениях, разрабатывает оптимальные приемы использования органических и минеральных удобрений, а также способы улучшения свойств почвы как среды обитания растений.
В работе примут участие три экспертных группы: «Фермеры», «Агрономы», «Агрохимики». В каждой группе есть специалисты в определенной области агрохимии.
Например: химик-лаборант, почвовед, растениевод, агроном и капитан группы – главный агроном. Главный агроном будет оценивать в конце урока работу каждого специалиста в своей группе. Так как вы начинающие агрономы, то работу групп будут оценивать жюри по 5-ти балльной шкале. Группа, раньше других давшая правильный ответ зарабатывает дополнительный балл за быстроту. Победителем становится группа, набравшая наибольшее количество баллов. Уважаемые эксперты, вам предстоит решить многие с/х проблемы, найти рациональный, правильный выход из предложенных ситуаций.
(ВХОДИТ БАБУШКА)
Бабушка: Ой, соколики, здравствуйте! Да, как вас тут много-то. А я ведь, это, по делу к вам, милочки. Говорят, у вас тут умные собрались, а у меня беда. Ой, какая беда…
Учитель: Что же у вас, бабушка, случилось?
Бабушка: Расскажу, голубушка, все расскажу. Но сначала хотелось бы убедиться, правда ли, что умные собрались. Али так, пошутили?
Знания хочу ваши проверить, а я то уж в долгу не останусь. Пока корзиночку с овощами возьми, деткам раздашь.
Учитель: Ну, что покажем свои знания, удовлетворим любопытство и недоверие бабушки?!
Задание 1. РАЗМИНКА
Каждой группе будет задано определенное количество вопросов в течение 1 минуты. Задача групп дать больше правильных ответов. Каждый правильный ответ - 1 балл и бабушкин овощ. Тот, кто зарабатывает наибольшее количество овощей, получит дополнительный приз. Условия понятны? Тогда вперед!
(игра 4 минуты)
Учитель: Ну, как?!
Бабушка: Молодцы! Только я ни чего не поняла. Слова какие-то ругательные: гидролиз, катализатор (говорит их не правильно)
Учитель: Не расстраивайся, мы ведь химию уже второй год изучаем, поэтому так уже много знаем. Знаем, что растениям, как и людям нужны питательные вещества. Как установил в 1840 году немецкий ученый Либих, растения обязательно нуждаются в присутствии в почве различных соединений, но важнейшими из них являются три - азот, фосфор, калий. Если запас этих питат. веществ недостаточен, то снижается урожайность растений. Недостаток питательных веществ восполняют введением в почву удобрений как органических (навоз, торф), так и минеральных (азотистых, калийных и др.). Но вносить удобрения надо разумно. Неправильное их применение может привести к накоплению ядов (нитратов) или гибели урожая.
Бабушка: Это правильно! Наслушалась я этого телевизора и решила «убить двух зайцев сразу». Осенью распахала землю и, сейчас прочитаю, у меня тут все по- научному записано.
А, «известковала участки скислой почвой и провела подкормку суперфосфатом». Во как! А весной оказалось, что все в пустую. Что не так сделала, скажите?
-Дети рассуждают: произошла нейтрализация, т.к. при взаимодействии кислой соли–суперфосфата и основания – золы образуется нерастворимая соль и вода.
Са(Н2РО4)2 + 3 Са(ОН)2 = Са3(РО4)2 + 4 Н2О
Бабушка: Да, голубушка! Но мне бы чего попроще. Вот сосед-садовод! У него яблочки, огурчики просто объедение! Так он посоветовал внести в почву хорошо растворимое удобрение. Да, вот растяпа, название забыл. Чай уж тоже не молодой. Но записочку оставил. Там, какие то цифры, знаки. Ни чего не понимаю.
Учитель: Не расстраивайся, бабушка, сейчас разберемся! О, это же качественный состав минерального удобрения. Остается только рассчитать и вывести его формулу. А это, для тех кто изучает химию, не сложно!
Бабушка: Да, не уж- то?! Тогда давайте, ребятушки, решайте. А я похожу, посмотрю.
Учитель: Поможем бабушке. Условия задачи у вас на карточках. Решив задачу, ответ крупно пишем на карточке и поднимаем вверх.
Задание 2. ВЫВЕДИ ФОРМУЛУ.
Массовые доли элементов минер. удобрения: N- 12.2 %; H- 5.6%; P- 27%; O- 55.6%, выведите молекулярную формулу вещества.
Ответ: NH4H2PO4
Бабушка: Ой, молодцы! Без химии совсем не обойтись. Надо заняться этой наукой. А то опять чего забуду, да перепутаю. Вон, мешочки с удобрениями перепутала, теперача не знаю где какое.
Учитель: Бабушка, нам и это не проблема!
Бабушка: Не может быть?! И это вам под силу! Поистине великая наука – химия!
Учитель: Для этого только нужно знать свойства солей. Давайте покажем, как можно легко оценить неизвестные удобрения.
Задание 3. РАСПОЗНАЙ ВЕЩЕСТВО.
(группам выдаются образцы минер.удобрений без названий; задача- определить удобрение по его свойствам).
1 группа: по растворимости в воде
1) селитра - охлаждение (эндотермическая реакция)
2) фосфаты – не растворимые в воде
3) калийные – хорошо растворимы в воде
2 группа: по разложению - на раскаленную лучину посыпать удобрения
1) 2 Na NO3 --- 2NaNO2 + O2 (яркие вспышки)
2) NH4Cl ---- NH3 + HCl (запах аммиака)
3 группа: по внешнему виду – описание на карточках.
- Дети объясняют ход своих рассуждений и результаты опытов.
Учитель: Справились! Правда, это не сложно, если знаешь свойства веществ. А свойства зависят от химического состава вещества. Так, многие мин. удобрения содержат только один основной питательный элемент (хлорид калия- только калий) и такие удобрения называют простыми. Более ценными являются комплексные удобрения, которые содержат 2-3 основных питательных элемента (гидроортофосфат аммония – азот и фосфор). Обменные процессы в почве идут более интенсивно, если элементы питания находятся в ионном виде. Поэтому мин. удобрения растениями усваиваются легче, т.к. в отличие от органических они являются электролитами (т.е. легко распадаются на ионы и растворяются в воде).
Бабушка: Ой, как все сложно! А применять они удобрения умеют? А то получится как у меня…
Ученик: Удобрения вносят в зависимости от состава, структуры почвы и потребности растения в данный период. Например, азотистые - увеличивают образование зеленой массы растений, при недостатке азота растения плохо растут, желтеют листья.
Бабушка: Ну, голубчик, не торопись. Давай все по порядку. Я тут растения комнатные принесла. Определите, что с ними не ладно.
Учитель: Наши эксперты сейчас разберутся.
Задание 4. ПРИМЕНИ УДОБРЕНИЕ.
Каждому ученику в группе дается задание согласно его бейджику: цветоводам – горшок с растением, по внешнему виду которого необходимо определить какого удобрения (элемента) не хватает растению; агрономам – карточки с заданиями той же тематики; почвоведы, химики- лаборанты – выдается почва, необходимо провести ее анализ, определить кислотность, влажность, рыхлость почвы, какое удобрение надо внести.
Дети объясняют полученные результаты.
Бабушка: Молодцы! Даже я многому научилась!
Учитель: Может, не все у нас получилось, но главное мы выяснили значение мин. удобрений. Это повышение урожайности, улучшение качества продукции, ускорение созревания плодов. Научились проводить простейший анализ почв и мин. удобрений. Выяснили, что на кислые почвы, где растут хвощ, лютик, щавель (как в Интинском районе) для нейтрализации почв нужно вносить золу.
Что же нам скажет жюри?! А главные агрономы оценивают своих коллег по группе.
- ОЪЯВЛЯЮТСЯ ИТОГИ УРОКА.
20 и более баллов – « 5 »
15 – 19 баллов – « 4 »
менее 15 баллов – « 3 »
Учитель: Спасибо всем за урок. Победителям вручаются сертификаты на право использования мин. удобрений при с/х работах в саду, огороде, на даче и других с/х угодьях.
Бабушка и учитель прощаются с учащимися.
Варианты заданий.
1.Разминка. (за 1 минуту)
1.Частица, имеющая заряд… (ион)
2. Алмаз, графит, карбин – это аллотропные модификации элемента… (углерода)
3.Процесс принятия электронов…….(восстановление)
4. Гидролиз- это реакция обменного разложения между …… (различными веществами и водой)
5. Процесс, протекающий с выделением тепла и света….. (горение)
6. Явление изменения скорости химической реакции под действием катализаторов……… (катализ)
7. Кислоты - это…….
8. Состояние системы, при котором скорости прямой и обратной реакции равны, называется…. (химическим равновесием)
9. Катод – это …….. (отрицательно заряженный электрод)
10. Процесс распада электролита на ионы - ……… (электролиз)
11. С возрастанием энергии ионизации металлические свойства …… (ослабевают)
12. Выделение, какого газа в атмосферу может привести к «парниковому эффекту»? (оксида углерода – СО2)
13. Какая кислота содержится в желудочном соке человека? (соляная кислота)
14. Поглощение газов, паров и жидкостей твердыми телами и жидкостями - ……. (сорбция)
15. Гомогенная, однофазная система, состоящая из двух или более компонентов и не являющаяся химическим соединением…… (раствор)