Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте! Я рада вас видеть на сегодняшнем занятии.
Поприветствуйте гостей.
Садитесь.
Повторение изученного.
- Вспомните, какая бывает природа? (живая, неживая)
- Что относится к неживой природе? (вода, воздух, солнце…)
- А что относится к живой природе? (животные, растения, грибы, микробы…)
- Назовите признаки жизни. (питание, движение, дыхание, рост, развитие, смерть)
- К какой природе: живой или неживой, мы отнесем почву?
Скажите, что изображено на этой схеме? (круговорот воды в природе)
Объясните, пользуясь схемой, как вода путешествует в природе?
Постановка цели урока.
Прежде чем мы отправимся по неизведанным страницам учебника, я хочу, чтобы вы посмотрели отрывок из мультфильма «Король Лев».
(просмотр мультфильма)
- О чем говорил лев Муфаса своему сыну Симбе, когда они осматривали саванну? (о круговороте жизни)
Король Лев был совершенно прав, Круговорот жизни действительно существует и каждый живой организм является его частичкой. И на сегодняшнем уроке мы будем говорить об этом великом круговороте жизни.
Ребята, основу круговорота составляют три группы организмов:
- Организмы – производители,
- Организмы – потребители,
- Организмы – разрушители.
Отгадав загадки, мы с вами узнаем, какие организмы экологи называют производителями, потребителями, разрушителями.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью умирает,
Весной оживает. (лес).
Организмами производителями ученые-экологи называют растения, так как только растения, используя энергию СОЛНЦА, способны создавать, производить питательные вещества (сахар, крахмал) из углекислого газа, воды и неорганических соединений (солей).
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь).По полю скачет –
Ушки прячет,
Встает столбом
Ушки торчком. (зайчик).
Скажите, как одним словом можно назвать медведя и зайца? (животные)
Организмами-потребителями являются животные, так как они потребляют вещества, производимые растениями.
- А все ли животные питаются растениями? (нет)
- На какие группы мы можем разделить животных? (травоядные и плотоядные)
Глубоко был спрятан он
Раз-два-три и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду! (боровик)
Стоит на полянке
В красном платье Татьянка:
Вся в белых крапинках. (мухомор).
- О чем сейчас мы отгадывали загадки? (о грибах)
Грибы и бактерии – это организмы – разрушители. Они разрушают останки мертвых животных и растений. Благодаря им эти остатки перегнивают, а затем перегной разлагается, и образуются необходимые растениям соли.
Физминутка.
Круговорот жизни – продолжение лекции.
Как видите, представители разных царств живой природы играют разную роль в круговороте жизни. И каждое из этих звеньев необходимо!
Огромную роль в круговороте жизни играет почва.
Вы помните, что главная часть почвы – это перегной. Из него под действием бактерий образуются соли. Их используют растения для роста и развития. Растениями питаются животные.
Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием организмов-разрушителей превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют другие растения, а растениями питаются другие животные.
Вот так вещества и «путешествуют» в природе по кругу. И круг этот разорвется, если исчезнет почва.
Работа в тетради. Ст. 56 № 1,2.
Итог урока.
- Какие группы организмов составляют основные звенья круговорота жизни?
- Почему растения называют организмами-производителями?
- Какие организмы называют потребителями?
- Какие организмы названы экологами разрушителями? Почему?
- Представьте, что на земле исчезло какое-нибудь из звеньев круговорота жизни. Опишите, что будет происходить, если исчезнут:
- Растения;
- Животные;
- Грибы, бактерии;
- Почва.
Учебник ст. 126 прочитайте вывод.
Домашнее задание.
Учебник ст. 126 задание №2,
«Проверь себя» ст. 126.