Введение.
Русский язык считается одним из трудных школьных предметов в начальных классах. С одной стороны знание родного языка даётся детям с детства; с другой стороны, это сложная дисциплина, требующая большого труда. Поэтому обучению русскому языку в начальной школе уделяется большое внимание. От того, как ученики овладеют навыками грамотного письма, во многом зависит не только успешность овладения всем курсом русского языка, но и обеспечение социальной адаптации выпускника.
Основа грамотности учащихся – усвоение правил написания, т.е. орфографических норм. Ведётся огромная работа направленная на обучение и умение пользоваться на письме орфографическими правилами. Умение пользоваться орфографическими правилами заключается в умении находить слабую позицию и проверить её сильной позицией соответствующих гласных или согласных.
Но существует такая категория слов, которую нельзя проверить сильной позицией, написание таких слов нужно запомнить. Это словарные слова. В течение всего периода обучения в начальной школе в соответствии с новой программой учащиеся должны запомнить 198 словарных слов, то есть не проверяемых, а механически запоминаемых слов. С ними школьники встречаются уже в первом классе. Наиболее употребительные из них должны быть усвоены всеми учащимися. Однако наблюдения показывают что ученики, окончив начальную школу, допускаю большое количество ошибок в написании словарных слов.
Необходима определённая система работы при изучении правописания словарных слов, которая позволит учителю интересно и доступно преподнести данные слова, а ученику – легко и прочно их усвоить.
Психолого-педагогические основы
Несмотря на то, что накоплен и предложен столь богатый и обширный материал для усвоения детьми словарных слов, проблема их правописания всё же остаётся нерешённой, преодоление недостаточной грамотности учащихся остаётся одной из важнейших задач начальной школы. Учителя продолжают работать над поиском более эффективных способов решения данной проблемы.
В практике школьного обучения есть недостатки, препятствующие успешному усвоению словарных слов. Одним из таких упущений является однообразная работа над словарным словом. К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со словарными словами ребёнку отводится пассивная роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем. Учащимся предлагается лишь списать и заучить его. Однако механическое заучивание слов утомляет ученика и не формирует у него интереса к языку. Столь же неэффективно механическое выписывание слов.
Кроме того, ребёнок в младшем школьном возрасте ещё не овладел приёмами смыслового запоминания, его логическая память еще не достаточно сформирована. Таким образом, процесс запоминания у младших школьников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно не используют приёмы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству – многократному повторению. Но и этот приём срабатывает ненадолго.
Недостаточно, чтобы ученик познакомился с грамматическим явлением, как таковым. Важно добиться того, чтобы знания закрепились, чтобы ученик мог “переносить” их на другие явления языка. Поэтому необходимо искать такой материал и формы работы, которые бы привлекли внимание учеников, развивали интерес, вызывали удивление и желание понять явление, будили мысль.
Поскольку игра ещё занимает ведущее место в жизни младших школьников, то и процесс усвоения необходимо строить так, чтобы процесс запоминания проходил в игре, прибегать к ярким, эмоционально-разнообразным видам работ для активизации внимания детей, что будет в свою очередь способствовать более глубинному усвоению и прочному запоминанию – т.е. использованию при обучении занимательных заданий.
Занимательность как средство повышения эффективности изучения словарных слов.
Процесс русского языка обычно увлекает учащихся с развитым познавательным интересом, а он у младших школьников, как правило, не развит или недостаточно развит. Усвоение правописания словарных слов вызывает большие трудности у учащихся начальных классов.
Одним из вариантов решения проблемы является использование занимательных заданий. Он помогает детям: психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями не становятся полезными – это мёртвый груз.
Занимательность на уроке – это не развлекательность, а напряжённый труд и постоянный поиск.
В словаре Ожегова и Шведова “занимательный” толкуется как “способный занять внимание, воображение, интересный”, а “задания” – “то, что назначено для выполнения”. Следовательно, “занимательные задания” – “то, что назначено для выполнения, способное занять внимание, воображение”
Но и занимательность без строгой научной системы преподавания не всегда может привести к успеху. Поэтому нужно заставить науку работать на завтрашний день. Всегда можно найти что-то интересное, увлекательное в жизни. Надо только найти это и увлекательно подать детям, побуждая их к подобным интересным находкам и открытиям.
Я выбрала для работы следующие виды упражнений:
- Метод звуковых ассоциаций
- Метод графических ассоциаций (мнемотехника)
- Запись слова под разным углом зрения (на солнышке)
- Выделение безударной гласной размером и цветом
- Использование языкового материала
- Проработка группы слов, объединённой каким-либо признаком
- Орфографические пятиминутки
- Диктанты наоборот
Метод звуковых ассоциаций используется при удачном созвучии фразы и словарного слова.
На завтРАК РАК | ДЕд в ДЕревне. | МАшина у МАши |
Кричи уРА! | ДЕти ДЕжурные | ПЕнал моют ПЕной |
СОбака СОня | КОстя в КОстюме | ПАвел в ПАльто |
В этом случае слова называют не проверочными, а словами подсказками, одновременно придумывают сказку, например, как грязный пенал мыли пеной, девочка Маша очень любила играть машиной, как жила маленькая собачка по имени Соня и т.д.
К методу графических ассоциаций или мнемотехнике можно отнести такие ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определённые ассоциации. Т.е,. суть заключается в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа – картинки. Она легко запоминается и легко вспоминается, когда нужно. Процесс составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причём игрой полезной, развивающей, творческой.
Запись слова под разным углом зрения (на солнышке) “Солнышко ” должно выглядеть так:… При этом очень важно чтобы словарное слово было написано несколько раз, но не линейно, а именно так, на лучах, под разным углом зрения, и буква, которую необходимо запомнить бросалось бы в глаза своей величиной. В сочетании с данной работой проводилось так же выделение безударной гласной цветом.
Выделение безударной гласной размером и цветом. Слово пишется на листе большого формата жирным фломастером, выделив опасное место размером и цветом и развешивается по всему классу сами учениками при помощи скотча. Выделение безударной гласной размером и цветом на отдельном листе полезно также при работе над ошибками, допущенными в словарных или проверочных диктантах. При знакомстве со словарными словами при написании слова в тетрадь также использовалось выделение безударной гласной размером и цветом (использовались ручки с цветными стержнями).
Использование языкового материала по каждому изучаемому слову включает такие разделы:
- Толкование слова
- К истокам слова
- Однокоренные слова
- Сочетаемость слов
- Синонимы – антонимы
- Когда так говорят?
- Практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения и тексты из художественных произведений.
Пример одного из вариантов выбора последовательности работы учителя и учащихся при ознакомлении с правописанием изучаемого слова:
1). Учитель предлагает учащимся рассмотреть карточку-картинку с изображением предмета (например, берёзы, моркови, топора и др.). Ученики называют видимый предмет словом, осознают его значение. Можно избрать и другой вариант начала работы над словом: учитель читает одну из загадок, дети отгадывают её, объясняют отгадку к загадке. Изучаемое слово может быть выделено и из текста, написанного на доске или воспринятого детьми на слух.
2). Учащиеся произносят рассматриваемое слово, определяют место ударения в нём, указывают количество слогов, произносят по порядку все звуки.
3). На наборное полотно ставится карточка с написанным на ней словом. Ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в произношении и написании.
4). Учитель предлагает решить орфографические задачи, какую букву в слове надо запомнить и почему? Можно ли проверить написание буквы путём подбора проверочного слова? Где можно уточнить написание этого слова? Далее школьники записывают в тетрадь, ставят знак ударения, выделяют гласную, которую надо при письме запомнить.
5). Под руководством учителя дети подбирают к изученному слову однокоренные. Подбор однокоренных слов сочетается с элементарным лексическим анализом. На доске помещаются карточки, на которых написаны однокоренные слова, проводится наблюдение над единообразным написанием в них корня и запись их в тетрадь.
6). С любым из однокоренных слов учащиеся составляют своё предложение.
Языковой материал мною использовался при ознакомлении с наиболее трудными для понимания младшими школьниками словами и особенно словами, имеющими яркую, интересную историю происхождения слова – вокзал, революция, праздник, отец и т.д.
Словарные слова можно также изучать не по одному, и не в порядке предложенным в учебнике, а объединив их в группы по определённому признаку. Например, по “опасному месту” , буквосочетанию или просто по общей для группы слов тематике.
В | О | круг | д | ОРО | га | “Овощи” – помидор, картофель, морковь, капуста и т.д. |
В | сток | в | на | “Птицы” – ворона, воробей, сорока, | ||
Ст | лица | г | д | “Посуда” – стакан, тарелка, |
Овладению правописанием слов способствует так же орфографические пятиминутки, для которых можно подобрать ряд слов с традиционным написанием или включать эти слова в серию других: комментированное письмо, требующее чёткого проговаривания того, что подлежит написанию. При составлении словосочетаний, предложений, связного текста необходимо использовать словарные слова в качестве опорных.
Диктанты наоборот Учитель предлагает значение заданного слова, дети определяют слово. Далее работу можно строить в таком плане: либо дети сами записывают слово и определяют опасные места, либо идёт коллективный разбор слова, т.е. по принципу комментированного письма.
Для таких диктантов учителю необходимо иметь несколько вариантов значений от простых до более сложных, для того чтобы при затруднениях в ответах дети имели возможность самостоятельно придти к заданному слову. Целесообразно, по возможности, иметь карточки с изображением картинки словарного слова.
Например,
Агроном –
1) специалист по улучшению культуры земледелия;
2) человек, знающий законы земледелия
Директор –
1) руководитель предприятия, учреждения;
2) человек, умеющий управлять коллективом
Около –
1) недалеко от чего-нибудь;
2) приблизительно
На основании представленных упражнений система работы над изучением словарных слов выглядит таким образом:
- Работа над правописанием словарного слова начинается с его предъявления или его лексического значения. Это подготовительная ступень на этапе знакомства со словом. Предъявление слова проводится в виде отгадывания загадки, чтения пословицы, небольшого отрывка из текста или разгадывание ребуса;
- Знакомство с самим словом и его правописанием должны тесно сочетаться. Поэтому следующим этапом должно идти непосредственное знакомство с его правописанием. Причём важно, чтобы дети сами пришли к выбору правильной буквы. В этом помогает этимологический анализ слова.
- Обращение к этимологической справке позволит детям составить свой ассоциативный образ этого слова (графический или/и звуковой). Но постоянно делается акцент на правописании этого слова.
- Делается запись словарного слова, но не традиционным способом , а на лучах солнышка или на альбомном листе, при этом буква опасного места выделяется шрифтом и цветом.
Параллельно с этим ведётся работа с языковым материалом: подбор однокоренных слов, сочетаемость, составление предложений, подбор загадок, пословиц и поговорок с данным словарным словом.
Целесообразно также на этапе знакомства с правописанием слова, при затруднении выбора буквы пользоваться орфографическим словарём. Это развивает у детей умение работать с книгой, а кроме того позволяет самостоятельно прийти к решению поставленной перед ним орфографической задачи.
Заключение.
Русский язык – это язык великого русского народа. Ему свойственны необыкновенное богатство словарного состава, гибкость и пластичность грамматических форм и значений, разнообразие стилистических средств.
Известно, что умение писать грамотно на родном языке у учащихся начальной школы формируется недостаточно. С одной стороны, навык грамотного письма является общеучебным, следовательно, дети, не овладевшие этим навыком, столкнутся с трудностями в дальнейшем обучении. С другой стороны, важна не столько грамотность функциональная (первоначальные навыки письма и чтения), сколько языковая (навык владения языком в устной и письменной речи в повседневном общении).
Усвоение орфографических правил помогает детям в дальнейшем писать грамотно. Орфографическое правило – норма письменной речи. Нормы орфографии являются общеобязательными для всех людей, владеющих русским языком. Суть орфографии раскрывается с помощью морфологического, традиционного, смыслового и других принципов. К большинству написаний применён морфологический принцип русской орфографии, который охватывает все типы морфем. Но есть такая категория слов, которая не подчиняется правилам. Они подводятся под действие традиционного принципа русской орфографии. Традиционные написания не могут быть проверены, подобно морфологическим, сильными позициями соответствующих гласных и согласных фонем. Правописание подобных слов нельзя подвести под какое – либо правило, их следует изучать каждое в отдельности. Это так называемые словарные слова. Их, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на одной тетрадной страничке, а словарных слов, правописание которых в большинстве своём не поддаётся никакой логике (детской во всяком случае), - целый толстенький словарь. Их надо учить и учить, нередко снова и снова возвращаясь к одному и тому же слову.
Репродуктивную деятельность, механическое заучивание можно разнообразить использованием занимательного материала, внесением в изучение правописания словарных слов игры. Это будет заключаться во внедрении нетрадиционных методов, форм, приёмов работы со словом, в знакомстве с увлекательным развивающим материалом: познавательными текстами, высказываниями, пословицами, поговорками, играми со словом, вопросами и практическими заданиями.
Рекомендуемые мною различные виды упражнений – конкретная практическая (методическая) помощь учителям начальных классов. Упражнения можно использовать в готовом виде или взять из них отдельные элементы. Кроме этого учитель может реализовывать заложенные в упражнениях идеи, самостоятельно подбирая другой языковой материал.
Главное – надо проводить каждодневную, целенаправленную, разнообразную работу по усвоению учащимися правописания словарных слов, результатами которой, станут успехи наших учеников.
приложение 1
приложение 2
приложение 3
Список использованной литературы.
- Арямова О.С., Мали Л.Д. “Этимологический словарик” Слова с непроверяемым написанием. // НШ. – 1992. – №2. – С.19-26.
- Бакулина Г.А. Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка. // НШ. – 2000. – №1. – С.22-26.
- Бессчастная Е.Н. Ещё раз о словарной работе на уроке русского языка: Опыт молодым. // НШ. – 1999. – №8. – С.64-66.
- Бетенькова Н.М., Фонин Я.С. Конкурс грамотеев : Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальных школ: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1995.
- Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М.: АПН РСФСР, 1970. – 100 с.
- Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. – М.: Просещение, 1991. – 123с.
- Ганькина М.В. Грамматическая “неотложка”. // НШ.: Плюс-минус. – 2001. – №6. – С.22-27.
- Гордеев Э.В., Дмитрюк М.В. Творческий подход к изучению слов с непроверяемым написанием. // НШ. – 1995. – №1. – С.16-18.
- Золотых Н.А. Приёмы и формы работы над словарными словами на уроках русского языка. // НШ. – 2001. – №3. – С.9-16.
- Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. – М.: Просвещение, 1991. – 112 с.
- Митрофанова Г.С. “О” пишем: корова, собака, овца: Опыт работы со словарными словами. // Учитель. – 1999. – №6. – С.15-17.
- Панов М. Занимательная орфография. – М.: Просвещение, 1984. – 65с.
- Рыжикова Г.И. Использование игровых приёмов при изучении слов с непроверяемым написанием. // НШ. – 1995. – №1. – С.15-16.
- Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра.: Русский язык. Популярное пособие для родителей и педогогов. – Ярославль.: Академия развития, 1998. – 208с.
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 300 заданий и упражнений по русскому языку. 1 – 2 кл. – Киров.: ГИППВ, 1999. – 272с.
- .Ундзенкова А.В., Сагирова О.В. Русский – с увлечением!: Сборник занимательных упражнений и игр по русскому языку для занятий с младшими школьниками. – Екатеринбург: “АРД ЛТД”, 1998. – 173с.
- Хованская В. Занимательный словарь: [Как разнообразить про-с запоминания трудных слов]. // НШ. – 2000. – №4(янв.). – С.5-12.
- Эхина О.П. Как запомнить словарные слова.: Приёмы развивающего обучения в классах коррекции. // Рус. яз. [газ]. П.с. – 2001. – №7. – С.14-15.