ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: судебный процесс
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
- воспитание бережного отношения к природе и потребности в охране окружающей среды;
- развитие познавательного интереса к природе, чувства ответственности за свои поступки
ОБОРУДОВАНИЕ: «Красная книга России», природоохранные знаки, газета «Экологический вестник» - все сделано руками ребят.
УЧИТЕЛЬ. Здравствуйте, ребята! Здравствуй, природа! Здравствуйте, леса и реки, моря и озера, поля и горы! Здравствуйте, птицы! Здравствуйте, звери! Если б человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на Земле жили бы все те животные и растения, которых мы больше никогда не увидим – люди уничтожили их. Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить побольше денег за продажу редкого животного ли его меха, кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу – развлекается. Иногда слышишь: «Человек – царь природы!», но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Представить себе невозможно… Без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро дарит нам природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. Ведь человек – это часть природы.
В чем же заключается суть конфликта между человеком и природой, мы постараемся выяснить, для этого мы мысленно отправимся в зал суда, где природа обвиняет человека.
Итак, прошу всех встать, суд идет!
СУДЬЯ. Здравствуйте, прошу всех сесть. Сегодня мы слушаем дело о загрязнении окружающей среды и экологических проблемах общества. Природа обвиняет человека в совершении действий, которые делают земной шар непригодным для обитания.
Я призываю высокий суд объективно разобраться в этом деле, выслушать обе стороны, свидетелей, адвокатов.
Итак, выслушаем обвинителя. Прошу вас представиться.
ПРИРОДА. Я – природа. Прошел уже 1 млн лет, как на Земле появился человек. И лишь в ХХ веке он окончательно возомнил себя моим господином. Человек не заботился об экономном использовании моих богатств. Все отходы производства выбрасывались в окружающую среду, бессердечно уничтожались многие виды животных, варварски вырубался лес. Если человек не одумается, то мы все погибнем!
СУДЬЯ. Подсудимый, представьтесь.
ЧЕЛОВЕК. Я – человек, представитель человеческого общества. В древние времена, когда человек был еще собирателем и охотником, он находился в единстве с природой и зависел от нее. С развитием науки и техники люди становились сильными и всемогущими. Теперь они покоряют силы природы себе во благо. Мы хотим жить хорошо, а для этого нам нужно природное сырье.
СУДЬЯ. Теперь заслушаем свидетелей обвинения.
СЕКРЕТАРЬ. В зал суда приглашается первый свидетель – Земля.
ЗЕМЛЯ. Я – Земля, колыбель человечества.
СУДЬЯ. Клянетесь ли вы говорить правду?
ЗЕМЛЯ. Клянусь. Чтобы прокормиться и одеться человек использует мои земли. При неправильной обработке земли почва разрушается, снижается плодородие. Как человек не понимает, что я не могу только отдавать, ничего не получая взамен? Добыча полезных ископаемых приводит к образованию пустот в моей коре. Я очень страдаю!
СУДЬЯ. Адвокату есть, что сказать?
АДВОКАТ ПРИРОДЫ. Да, ваша честь. Я хочу дополнить. Ученые посчитали, что за последние 50 лет извлечено столько полезных ископаемых, сколько добывалось за всю историю человечества. Если их все, добытые за 1 год погрузить в железнодорожный состав, то его длина была бы 700 тыс км. Он мог бы 17 раз опоясать Земной шар по экватору.
АДВОКАТ ЧЕЛОВЕКА. Позвольте возразить, ваша честь! Вообще-то человек не такой, каким вы его представляете. Общество давно поняло свои ошибки, поэтому многие бесплодные земли превратились в цветущие сады, по краям пустынь сажают деревья, кустарники. Созданы законы по охране природы.
АДВОКАТ ПРИРОДЫ. Да, человек пытается что-то сделать, но он делает это очень плохо. Ежегодное использование минеральных удобрений в сельской хозяйственной деятельности и ядохимикатов только 10% работают против вредителей урожая, а 90% попадает в окружающую среду!
АДВОКАТ ЧЕЛОВЕКА. Протестую, ваша честь! Люди не могу наносить себе вред!
СУДЬЯ. Мы учтем ваше заявление.
СЕКРЕТАРЬ. Приглашается следующий свидетель – Атмосфера.
СУДЬЯ. Представьтесь суду. Клянетесь ли вы говорить правду?
АТМОФЕРА. Я – Атмосфера. Клянусь говорить правду. Я прозрачна и воздушна. Без меня невозможна жизнь на Земле. По вине человека во мне происходят опасные изменения. Я очень больна. Давайте послушаем мои облака.
ОБЛАКА. Мы облака.
Первое облако. Сейчас в мире более 500 млн автомобилей. На них приходится 60% всех вредных выбросов в атмосферу. А ведь выхлопные газы вредны для здоровья.
Второе облако. Промышленные предприятия выбрасывают в воздух 20 млн т вредных газов в год. Беспощадно вырубаются леса. А ведь они – легкие нашей планеты.
АДВОКАТ ЧЕЛОВЕКА. Я протестую, ваша четь! Люди сроят очистные сооружения! Для чистки воздуха используют фильтры, создают безотходное производство!
АДВОКАТ ПРИРОДЫ. Какая наглость! Вы скоро друг друга на тот свет отправите, а говорите о том, какие вы ангелы.
СУДЬЯ. Протест отклоняется.
СЕКРЕТАРЬ. В зал суда приглашается свидетель – Биосфера.
БИОСФЕРА. Я, биосфера, оболочка земли, населенная живыми существами. Очень часто человек ведет себя варварски. Только по его вине с лица земли исчезли морская корова, европейский тур. Под угрозой исчезновения находятся 100 видов животных, вымерло уже 94 вида птиц. А исчезнувшие виды восстановить невозможно!
АДВОКАТ ЧЕЛОВЕКА. Позвольте, но ведь наука научилась клонировать животных. В музеях мира сохранились шкуры животных, по которым можно воспроизвести исчезнувший вид.
СУДЬЯ. Мы учтем ваше заявление.
БИОСФЕРА. Человек не имеет право выносить смертный приговор тем живым существам, которые, по его мнению, вредны или опасны. Он не понимает, что в природе нарушается равновесие, которое восстановить трудно, а порой невозможно.
АДВОКАТ ЧЕЛОВЕКА. Но наше общество ведет работу по охране природы, создана «Красная книга», программа по спасению животных.
АДВОКАТ ПРИРОДЫ. Ваша честь! Если бы общество не уничтожало животных, никакая книга бы не понадобилась!
СУДЬЯ. Мы учтем ваше заявление.
СЕКРЕТАРЬ. В зал суда приглашается Гидросфера.
ГИДРОСФЕРА. Я – Гидросфера. Вода – неоценимое богатство, без нее невозможна жизнь на планете. Человек безрассудно тратит воду, считая ее неисчерпаемым ресурсом. А ведь пресной воды на планете всего 2%! Вода загрязняется промышленными отходами, удобрениями. 1/5 часть мирового океана покрыта нефтью. Гибнут морские животные! Спасите воду!
СУДЬЯ. Мы заслушали свидетелей со сторон обвинения. Защите есть, что сказать в свое оправдание?
АДВОКАТ ЧЕЛОВЕКА. Да, ваша честь. Человек, конечно, виноват, мы признаем этот факт. Но ведь только человек может все исправить. Хочу сказать, что эта работа уже ведется с младшего школьного возраста. Детям прививают любовь к природе, умение бережно относиться к ней. В качестве свидетелей хочу пригласить учеников 4 В класса.
УЧЕНИКИ. 1. На уроках природоведения и на экологическом кружке мы узнали, что экология – это наука о добром соседстве человека и природы. Мы выпустили «Экологический вестник» - газету, чтобы рассказать о проблемах, происходящих в природе, и какую помощь мы можем ей оказать.
2. Чтобы не навредить природе, надо знать хотя бы элементарные правила поведения в природе. Каждый ученик нашего класса придумал и нарисовал свой природоохранный знак.
3. Нор звериных птичьего гнезда
Разорять не будем никогда
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.4. Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они
На планете мы останемся одни.
5. На территории Башкортостана встречаются 12 видов растений и 18 видов животных, занесенных в «красную книгу» России, а такие, как выхухоль, кречет, дрофа находятся на грани исчезновения. Чтобы ближе познакомиться с этими животными, мы выпустили свою «Красную книгу».
6. 25 кг макулатуры спасает 1 дерево. Наш класс за год собрал 80 кг макулатуры, значит, мы сохранили жизнь 4 деревьям.
СУДЬЯ. Прошу свидетелей занять места в зале.
СЕКРЕТАРЬ. Приглашается следующий свидетель – ученик 4 В класса.
УЧЕНИК 4 В КЛАССА. Ваша честь! Проблемы экологии все больше волнуют человечество. Ведь Земля – единственный наш дом и перед нами стоит важнейшая задача – предотвращение экологической катастрофы. Мне захотелось узнать, какая экологическая обстановка в нашем городе? Я начал обследование с нашего микрорайона. С результатами этой работы я хочу вас ознакомить. (Ученик показывает картину района, где нанесены места экологической опасности. Рассказывает, какую работу ведут ученики по охране природы).
СУДЬЯ. Итак, судебный процесс подходит к концу. Подсудимый, вам предоставляется последнее слово.
ЧЕЛОВЕК. Я не буду оправдываться. То, что мы сделали с природой – ужасное преступление. Но ведь только мы можем все исправить. Я хочу от имени всех людей попросить у Природы прощения.
СУДЬЯ. Пришло время зачитать приговор. Внимательно изучив материалы дела, суд вынес следующее решение:
Человеческое общество признать виновным в создании экологических проблем, которые могут привести к гибели жизни на Земле.
Приговорить человечество к исправительным работам по очистке атмосферы, гидросферы, биосферы.
Если человечество не исправит то, что пока еще можно исправить, то сам подпишет себе смертный приговор. Судебное заседание считается закрытым.