Цели:
- развивать умение распознавать форму глагола; познакомить с написанием – тся, ться;
- продолжать работу по формированию навыков грамотного письма; развивать воображение;
- умение решать проблему; делать логические умозаключения, выводы;
- воспитывать упорство в достижении цели;
Технология: проблемно-поисковая.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: карточки инд. работы, тетрадь на печатной основе М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка», учебник М. С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка».
Ход урока:
1. Орг. момент.
2. Учащиеся под диктовку пишут слова выкопал, выдержал, засеет, зашагает, споют, попляшет, угрожают.
У. Прочитайте вслух написанные слова. Найдите в них общее.
Д. Все слова глаголы.
Все слова имеют безударную гласную в корне.
В каждом слове есть приставка.
У. Какие можете назвать различия
Д. Глагол споют, угрожают множественного числа, а остальные - единственного.
Глаголы выкопал, выдержал прошедшего времени. Глагол угрожают - настоящего. Глаголы зашагает, засеет, споют, попляшет - будущего.
В приставках слов угрожают, споют по одной букве, а в приставках остальных глаголов - по две.
У. Скажите, что такое глагол? Назовите его грамматические признаки.
3. У. Назовите буквы, которые мы будем писать на минутке чистописания. Одна из них находится в корне глагола настоящего времени множественного числа и обозначает в нем парный звонкий всегда твердый звук. Какая это буква? Где она находится?
Д. Это буква ж. Она находиться в корне –грож- глагола настоящего времени множественного числа угрожают и обозначает в нем парный звонкий всегда твердый звук [ж].
У. Вторая и третья буква являются проверяемыми безударными гласными в корнях глаголов прошедшего времени. Какие это буквы? Где они находятся?
Д. Вторая буква о. Она находиться в корне –коп- глагола прошедшего времени выкопал.
Третья буква е. Она находиться в корне –держ- глагола прошедшего времени выдержал.
У. Составьте цепочку, в которую входили бы буквы ж,а,е, и образуйте слоги.
Д. жа же аж аж еж…
У. Напишете эту цепочку букв до конца строки в данной последовательности.
4. Новый материал:
1) (на доске)
«В классе радостные ли[ца]
Детям нравит[ца] учит[ца]!»
У. Допишите окончания слов значками звуков.
У. слышим [ца]- пишем-?
[Ца]- ться, тся, ца (вынести на доску)
У. Можете ли вы грамотно объяснить свой выбор? Как узнать, в каких случаях что писать?
2) Выполняем упражнение, делаем выводы (стр. 58 упр. № 383 печатной основы).
- Объясняем выбор букв.( слова с пропусками: ц_рк; прик_зали; к_чаться.)
- Что напишем в конце слов «братца, качаться»?
Д. «братца» слышим [ца] и пишем [ца], «качаться» слышим [ца] и пишем [ться]
а) Вывод 1: (на доске)
братца
лица
У. Что общего у этих слов?
Д. Это существительное - пишем (- ца)
б) Закрепление. Карточка №1.
Волчи… |
У.- Что написали Почему?
3) ( на доске нрави…; учи…; кача…;)
У. -Что общего в данных словах (Д.-глаголы)
- Что напишем в конце глаголов? Как определим? (Д.- поставим к глаголу вопрос)
а) Вывод 2: Если задаем к глаголу вопрос что делать? - это глагол неопределенной формы, то пишем – ться. Если вопрос что делает? - это глагол третьего лица, то пишем –тся.
У.- Помогите правильно написать концовку в слове «потрудиться». (Д. -задаем вопрос: что сделать? - глагол неопределенной формы, пишем –ться).
5. Закрепление.
4) (на доске) Правило о написании –тся; -ться с пропусками.
Задание: Вставь пропущенные слова (существительное, Н.Ф., Н.Ф., 3л.)
Сверим с правилом на стр. 132.
б) Карточка № 2.
Волчи… |
Взаимопроверка. Проверка у доски.
6. Повторение.
Глагол «приказали» разобрать как часть речи.
7. Итог урока.
8. Домашнее задание
Упражнение 381 п.о., 386 п.о. стр. 57-58.