Цели урока:
- довести до сознания детей мысли о том, что общество основано на взаимосвязи интересов, взаимозависимости людей,
- объяснить, что такое конфликт, компромисс, право, совесть, мораль.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка проблемы и актуализация знаний.
(На доске записаны понятия.)
- Эмоции
- Чувства
- Общество (данные слова закрыты)
Итак, начинаем наш урок. Обратите внимания на данные понятия, которые даны на уроке.
Что вы о них можете сказать?
1) Что такое эмоции?
2) Что такое чувства?
Эмоции – это внутренний мир человека. Это ответ нашего внутреннего мира на события окружающею мира. И ответ часто выражается в наших движениях, в чертах нашего лица.
3) Где человек может проявить свои эмоции и чувства?
Проявить свой характер?
Проявить свой внутренний мир?
(Учитель открывает слово Общество.)
Если мы говорим о человеке и обществе, назовите тему нашего урока.
(Дети называют тему урока “Человек и общество” – учитель открывает тему урока.)
Да у нас ceгодня обобщающий урок по теме “Человек и общество”. Итак, вернемся к началу нашего урока.
Какие бывают эмоции? (Отрицательные и положительные.)
Чем эмоции отличаются от чувств? (Эмоции бывают кратковременными, а чувства – долговременными.)
3. Работа с учебником.
(Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 4-го класса: книга 2. Человек и общество. Часть 3. Стр. 20– 21. № 4, 5, 6, 7.)
Что такое общество?
(Это труппа людей, которая объединяется для общения, для совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг друга. Это всё население Земли – совокупность всех народов).
Учитель обращает внимание на понятие ОБЩЕСТВО.
Что можно выделить в этом понятие?
а) круг общения
б) мое общество
в) общественная группа
(Учитель показывает плакат, на котором нарисованы два круга.)
Что показывают эти два круга?
(Круг общения человека. За свою жизнь человек вступает в общение с разными людьми. Это могут быть очень близкие люди, родственники, лучшие друзья и хорошие знакомые, случайные встречные и просто незнакомые люди. Чем больше человек общается , тем шире его круг общения. Так можно назвать всех людей, с которыми мы встречаемся, разговариваем на протяжении всей своей жизни. Мы общаемся с помощью телефонов, интернета, писем, газет, радио, телевидения мы общаемся со всеми людьми на нашей планете. Круг общения человека может быть узким и широким. Малый круг – это узкий круг общения, большой круг – это широкий круг общения. Круг общения – это моё общество.)
Задание: Нарисовать в тетради свой круг общения. Проверка. Что представляет собой общественная группа?
(Это объединение людей, у которых есть особенные общие интересы, которые отличаются от интересов других людей.) Дети приводят примеры. Общество шахматистов, общество учителей, общество спортсменов и т. д.
С чего начинается общество для каждого человека?
(Общество для каждого человека начинается с семьи. Когда мы только родились, с нами мама и папа, дедушка и бабушка, наши близкие родственники. Семья – это главная общественная группа, очень важная в большом обществе. От того, как мы ведём себя в кругу семьи, как относятся друг другу наши родители, мы дети – зависит очень многое в жизни.)
Чем заинтересованы люди, живущие в обществе?
(Чтобы был порядок, чтобы можно было найти интересную и хорошую работу, получить прекрасное образование, бороться против преступного мира.)
Что создаёт человек в обществе?
(Дома, книги, одежду, музыку, стихи, произведения искусства. Все люди заинтересованы в сохранении и увеличении достижений человеческого общества.)
4. Работа в парах.
На партах у детей на листочках записаны конфликтные ситуации. Дети должны найти способ разрешения.
1-я конфликтная ситуация.
“Несколько человек играют на спортивной площадке, к ним подходит другая компания ребят и настаивают на том, что здесь должны играть они, потому что они играли утром. Обе стороны начинают спорить. Что произошло?”
2-я конфликтная ситуация.
“В классе сидят несколько учеников. Но одному ученику жарко, и он открывает окно, а другой, сидящий у окна не любит сквозняков и хочет закрыть окно. Они начинают спорить, должно окно быть закрытым или открытым. Что произошло?”
Что же произошло в обществе, когда интересы людей не совпали, противоречили друг другу?
(Произошёл конфликт – столкновение интересов людей, из-за которого возник серьёзный спор, соперничество. Данное слово учитель вывешивает или пишет на доске.)
Но если конфликт произошёл , что же делать?
(Найти способ его разрешения. Нужно подумать не только о своих интересах, но и о чужих и сделать уступки друг другу, договориться. Это самый мудрый и самый сложный способ прекратить конфликт.)
Как же вы разрешили конфликтные ситуации?
(Нашли компромисс. Высказывания детей. Данное слово учитель вывешивает или пишет на доске.)
Дети, представьте себе такую ситуацию. Человек поскользнулся на оледенелой дороге, а ты чтобы не мешать ему подняться, отвернулся и прошёл мимо.
Что тебе подскажет, что ты совершил нехороший поступок? Что так поступать нельзя? Что поможет тебе отличить хорошее от плохого?
Ответы детей. (Это совесть человека. Его внутренний голос. Совесть управляет твоими поступками.)
Да, дети, совесть родник интуиции ,наш внутренний колокольчик, ободряющий поступок человека или осуждающий его. Поэт Осип Мандельштам писал:
Совесть твоя:
Узел жизни, в котором мы узнаны и развязаны для бытия.
Данное слово учитель вывешивает или пишет на доске.
ФИЗ-ПАУЗА:
Положите друг другу руки на плечи,
Опустите голову и мысленно пожелайте
Своим друзьям того, чтобы вы хотели
Пожелать себе.
5. Продолжение работы.
Задания по вариантам: Каждая группа должна написать в тетрадь по 5 самых важных правил.
Проверка. (При проверке отмечаются совпадение многих правил.)
Что создало общество в помощь совести?
(В помощь совести общество создало мораль. Это такие устные правила поведения, принятые в обществе и одобренные большинством людей. Слово мораль вывешивается или пишется учителем на доске.)
Совесть, мораль помогают управлять поступками людей в обществе.
А что ещё помогает управлять обществом?
Давайте разберём несколько ситуаций.
Работа по учебнику, стр. 43.
Вывод: Дети с помощью учителя установили, что все эти нормы поведения – часть общественной морали, часть из этих правил защищена только общественным осуждением, часть только силой закона. И помогает управлять обществом право. Слово право на доске.
А что такое право?
(Право – часть правил поведения, которые государство записало в законах и защитило своей силой. Права человека записаны в Конституции Российской Федерации – показать конституцию.)
С какими правами вы знакомы?
- Право на жизнь.
- Право на свободу и личную неприкосновенность.
- Право на защиту чести и достоинства.
- Право на достойную жизнь.
- Право на любовь и заботу – это право имеет ребёнок.
Где бы человек не жил, в какие бы общественные группы не включался, какую бы работу не исполнял – ты человек, личность!
Значит у человека есть права, они принадлежат ему с самого рождения и их отнять нельзя.
6. ИГРА.
В конце урока проводится игра, где дети должны определить, что нарушено Мораль или Право. Ученики показывают карточки с буквами “ М ” и “ П ”.
- Разговаривать грубо с родителями – М.
- Человек не получил заработанную плату за свой труд – П на достойную жизнь.
- Дразнить больного человека – М.
- Ударить собаку или кошку – М.
- Обидеть, оклеветать доброе имя человека – П на защиту чести и достоинства.
- Врач отказал больному в медицинском обслуживании – П на достойную жизнь.
- Человека задержали на улице, избили, ограбили – П на слободу и личную неприкосновенность.
Дети, не стоит забывать, что кроме прав у каждого человека есть обязанности перед обществом. Попробуйте объяснить могут ли права существовать без обязанностей. Ведь именно общество создаёт человеку условия для жизни и развития его личности.
Учитель. В современном обществе у человека с самого рождения очень много прав. Только общество создаёт человеку условия для жизни и развития его личности. Согласно “ золотому праву нравственности “ нужно относиться к другим людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Спасибо, дети, за урок. Урок проводился по Образовательной системе “ Школа-2100”.
Список используемой литературы
- Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 4-го класса. Книга 2. Человек и человечество. Часть 3. Авт. А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, С.С. Кузнецова. М., 2004. Баласс.
- Методические рекомендации для учителя. Человек и человечество 4 класс. Авт. Д.Д. Данилов, О.И. Данилова, С.С. Кузнецова. М., 2003. Баласс.
- Человек и общество. Авт. Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова. М., 2005. Просвещение.