О/м Проверка д/з |
Готовность к уроку. Проверка домашнего задания проводится на перфокартах у каждого учащегося. Дети слушают задания и заполняют самостоятельно перфокарту. - Если вы считаете высказывание верным, то ставите Х, а если высказывание неверно – О. 1) В 1 строке отметить животных лесной полосы: суслик (О), белая сова (О), барсук (Х), морж (О), сайгак (О). 2) Во 2 строке отметить животных, обитающих на Крайнем Севере: северный олень (О), белый медведь (Х), тюлень (Х), гагарка (Х), песец (О). 3) В 3 строке отметить животных, которых можно встретить в тундре: соболь (О), белая куропатка (Х), лемминг (Х), северный олень (Х), крот (О). 4) В 4 строке отметить животных, встречающихся в степной полосе: розовый скворец (Х), степной орел (Х), саранча (Х), дрофа (Х), суслик (Х). Проверка: поставьте точку в середине верха карточки, соедините с нижними левым и правым углами. Если в полученном треугольнике все Х, а вокруг – О, то задание выполнено верно. Правильная карточка показывается на кодоскопе. |
5 – 7 минут |
3. Постановка цели урока. | - Продолжаем путешествие по природным
зонам России. Солнечный, жаркий желтый песок Льется в пустыне на желтый песок. В воздухе желтом и плотном, как мед. Желтая птица неслышно плывет. - О какой природной зоне мы сегодня узнаем? |
О пустыне. |
4. Новый материал. | Краткий вводный рассказ учителя о
пустыне. - Пустыня – это желтое и голубое. Желтое – пески под ногами, вокруг, сколько видит глаз, и еще дальше за горизонтом. Голубое – это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески. Пески, небо, земля, опаленная солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары, - вот такая пустыня. - В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Северная граница пустыни совпадает с южной границей степей. |
Показ фильма.
Показ по карте. |
5. Работа в группах. | - Более подробно о жизни пустыни вы
узнаете, работая в малых группах. Поможет вам в этом схема опорных точек (плакат на доске). |
|
1) | - Вы познакомитесь с расположением этой
зоны, погодой, растительным и животным миром, с
ролью человека в жизни пустыни (перечисляются
все точки на плакате).
- В каждой группе есть консультант, который поможет вам в работе. Время ограничено. |
|
2) | - Приступаем к работе в группах. У вас 5 минут на работу в 1 группе. Каждая группа должна пройти все 6 столов с карточками. Карточки соответствуют схеме. Вывод с карточки записать в тетрадь каждому, а потом ответить на контрольные вопросы карточки. Если ваша группа закончила работу и готова перейти на следующий стол, переверните контрольный треугольник на столе зеленым цветом. Если у вас есть проблемы, включите красный цвет. Во время работы у вас горит желтый цвет. | Физминутка отдельно не проводится, т.к. дети ходят в группах. |
3) | - Закончили работу. А теперь давайте
проверим, что вы узнали о пустыне. 1. Где на территории нашей страны расположена зона пустынь? Какими условными знаками она обозначена на карте? 2. Какая же зима в пустыне? Какое лето? 3. Назовите 2-3 растения в зоне пустынь и укажите, в чем состоит их приспособленность к переживанию засухи. (После ответа уч-ся, идет фрагмент фильма по вопросу.) 4. Какие животные встречаются в пустыне? Что помогает им пережить знойный день? (Показ видеослайдов животных на ноутбуках в каждой группе.) 5. Какую роль играет пустыня в жизни человека? Показ фильма о вреде, который наносит человек пустыне. 6. Какие меры использует человек для спасения редких растений и животных? |
Уч-ся показывает на карте. |
4) | Охрана природы пустынь. Доклад учащегося “Астраханский заповедник”. Красная книга. |
|
6. Итог урока. | - Вот и закончилось наше путешествие по
пустыне. Мы у себя дома, а пустыня все так же
далеко, где-то за горизонтом. Эта желтая страна
ждет своих исследователей. - Что вам хочется на прощание сказать пустыне, ее обитателям? (Если останется время – провести тестирование.) - Урок окончен. Спасибо. |
Карточки для работы в группах