Урок по природоведению в 4-м классе на тему: "Пустыня"

Разделы: Начальная школа


О/м

Проверка д/з

Готовность к уроку.

Проверка домашнего задания проводится на перфокартах у каждого учащегося. Дети слушают задания и заполняют самостоятельно перфокарту.

- Если вы считаете высказывание верным, то ставите Х, а если высказывание неверно – О.

1) В 1 строке отметить животных лесной полосы: суслик (О), белая сова (О), барсук (Х), морж (О), сайгак (О).

2) Во 2 строке отметить животных, обитающих на Крайнем Севере: северный олень (О), белый медведь (Х), тюлень (Х), гагарка (Х), песец (О).

3) В 3 строке отметить животных, которых можно встретить в тундре: соболь (О), белая куропатка (Х), лемминг (Х), северный олень (Х), крот (О).

4) В 4 строке отметить животных, встречающихся в степной полосе: розовый скворец (Х), степной орел (Х), саранча (Х), дрофа (Х), суслик (Х).

Проверка: поставьте точку в середине верха карточки, соедините с нижними левым и правым углами. Если в полученном треугольнике все Х, а вокруг – О, то задание выполнено верно.

Правильная карточка показывается на кодоскопе.

5 – 7 минут
3. Постановка цели урока. - Продолжаем путешествие по природным зонам России.

Солнечный, жаркий желтый песок

Льется в пустыне на желтый песок.

В воздухе желтом и плотном, как мед.

Желтая птица неслышно плывет.

- О какой природной зоне мы сегодня узнаем?

О пустыне.
4. Новый материал. Краткий вводный рассказ учителя о пустыне.

- Пустыня – это желтое и голубое. Желтое – пески под ногами, вокруг, сколько видит глаз, и еще дальше за горизонтом. Голубое – это небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как пески. Пески, небо, земля, опаленная солнцем, камни, почерневшие от солнца и лопнувшие от жары, - вот такая пустыня.

- В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Северная граница пустыни совпадает с южной границей степей.

Показ фильма.

 

Показ по карте.

5. Работа в группах. - Более подробно о жизни пустыни вы узнаете, работая в малых группах.

Поможет вам в этом схема опорных точек (плакат на доске).

 
1) - Вы познакомитесь с расположением этой зоны, погодой, растительным и животным миром, с ролью человека в жизни пустыни (перечисляются все точки на плакате).
  • Расположение зоны пустынь на территории России.
  • Особенности погоды:

- лета
- зимы

  • Растения, их приспособленность к условиям жизни в пустыне.
  • Разнообразие животных.
  • Освоение человеком пустыни.
  • Редкие виды и меры по их охране

- растений
- животных

- В каждой группе есть консультант, который поможет вам в работе. Время ограничено.

 
2) - Приступаем к работе в группах. У вас 5 минут на работу в 1 группе. Каждая группа должна пройти все 6 столов с карточками. Карточки соответствуют схеме. Вывод с карточки записать в тетрадь каждому, а потом ответить на контрольные вопросы карточки. Если ваша группа закончила работу и готова перейти на следующий стол, переверните контрольный треугольник на столе зеленым цветом. Если у вас есть проблемы, включите красный цвет. Во время работы у вас горит желтый цвет. Физминутка отдельно не проводится, т.к. дети ходят в группах.
3) - Закончили работу. А теперь давайте проверим, что вы узнали о пустыне.

1. Где на территории нашей страны расположена зона пустынь? Какими условными знаками она обозначена на карте?

2. Какая же зима в пустыне? Какое лето?

3. Назовите 2-3 растения в зоне пустынь и укажите, в чем состоит их приспособленность к переживанию засухи.

(После ответа уч-ся, идет фрагмент фильма по вопросу.)

4. Какие животные встречаются в пустыне? Что помогает им пережить знойный день?

(Показ видеослайдов животных на ноутбуках в каждой группе.)

5. Какую роль играет пустыня в жизни человека?

Показ фильма о вреде, который наносит человек пустыне.

6. Какие меры использует человек для спасения редких растений и животных?

Уч-ся показывает на карте.
4) Охрана природы пустынь.

Доклад учащегося “Астраханский заповедник”. Красная книга.

 
6. Итог урока. - Вот и закончилось наше путешествие по пустыне. Мы у себя дома, а пустыня все так же далеко, где-то за горизонтом. Эта желтая страна ждет своих исследователей.

- Что вам хочется на прощание сказать пустыне, ее обитателям?

(Если останется время – провести тестирование.)

- Урок окончен. Спасибо.

 

Карточки для работы в группах