Методические рекомендации
Тематический контроль состоит из 2 блоков: блок А - проверка теоретического материала, блок Б состоит из вопросов и заданий, носящих личностный характер и ориентированных на возможность индивидуального этического толкования.
Вопросы и задания блока А студенты должны выполнять по вариантам: 1 вариант - нечетные номера, 2 вариант - четные номера.
Из блока Б студенты выполняют любые 2-3 задания (по указанию преподавателя или по выбору студентов).
Раздел 1. Основы этики
Контрольная работа 1
Тема 1. 1 Предмет, функции и задачи этики, ее значение в обществе
Тема 1. 2 История развития этической мысли
Блок А. Вопросы и задания
- Этика. Мораль. Нравственность. Чем различаются эти понятия?
- Кто впервые ввел термин этика?
- Что является предметом изучения этики?
- Каковы основные задачи этики?
- Что является центральной проблемой этики?
- Назовите основные функции этики.
- Как называется первый специальный труд по этике?
- Каким этическим термином Вы могли бы обозначить человека, который смысл своей жизни видит в наслаждениях, удовольствиях?
- Назовите нравственно-этические учения Древней Индии.
- Какая философская школа Древней Индии была наиболее радикальной и нетрадиционной в постановке и решении этических проблем?
- Кто был основателем буддизма?
- Как называется этическое учение Древнего Китая, главным символом которого является мировая душа - Дао?
- В каком нравственно-этическом учении Древнего Китая идеалом является мудрец, добрый муж, обладающий 5 добродетелями?
- Назовите 5 добродетелей мудреца из этического учения Древнего Китая?
- Кто из античных мыслителей пользовался девизом: “Познай самого себя”?
- Где и когда возникло христианство? В чем причина его возникновения?
- На чем основана духовная связь человека с Богом в христианской этике?
- Кто является нравственным идеалом в христианской этике?
- Назовите основателя нравственно-религиозного учения мусульман?
- В чем суть этических концепций Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого?
Блок Б. Вопросы и задания
- Проиллюстрируйте специфичность морали и нравственности различных культурных эпох примерами из истории, литературы, искусства?
- Можно ли среди окружающих людей встретить циников, стоиков, эпикурийцев, или это все жизненные установки далекого прошлого?
- О чем бы Вы в первую очередь спросили Конфуция, если бы смогли с ним встретиться? Можете ли Вы сами ответить на этот вопрос?
- Платон, образно описывая душу человека, сравнивал ее с колесницей, которой управляет возничий (разум) и в которую впряжены две лошади (воля и чувство). А что управляет Вашей душой?
- Согласны ли Вы с мнением стоиков, что “лучше достойно умереть, чем недостойно жить”?
- Хотели бы Вы стать настоящим йогом? Осуществимо ли это в условиях нашей жизни?
- Прав ли Ж. -Ж. Руссо, утверждавший, что ребенка с детства “заставляют слепо подчиняться, с детства его принуждают, с детства он живет в искусственно стесненных взрослыми обстоятельствах”? Если он прав, то откуда появляются свободные, нравственно ответственные люди?
- Согласились бы Вы жить в платоновском
государстве, в котором философы управляют,
стражники охраняют, а ремесленники работают…
В таком государстве, согласно Платону, каждый человек будет счастлив,так как занимает место согласно своим способностям и не мечтает ни о чем другом. - Можете ли Вы согласиться с тем, что этика - порождение человеческой слабости, так как она подменяет формирование собственных взглядов готовыми штампами?
- Может ли принцип “разумного эгоизма” служить надежным нравственным ориентиром жизни?
Контрольная работа 2
Тема 1. 3 Сущность, структура и функции морали
Блок А. Вопросы и задания
- В чем состоит сущность морали?
- Что значит универсальный характер морали?
- Что значит субъективный характер морали?
- Что значит императивный (повелительный) характер морали?
- Что входит в систему морали?
- Назовите основные моральные принципы, двум из них дайте толкование.
- Что такое моральные нормы? Приведите их примеры.
- Что такое моральные ценности?
- Дайте толкование понятию “нравственный идеал”.
- Назовите составляющие структуры морали.
- Назовите 3 основных вида моральных отношений.
- Что такое активная гражданская позиция?
- Что является показателем нравственной культуры человека?
- Охарактеризуйте поступок как центральный момент нравственного поведения.
- Охарактеризуйте следующие функции морали: гуманизирующую, регулятивную, воспитательную.
- Охарактеризуйте следующие функции морали: познавательную, ценностно-ориентирующую, коммуникативную.
Блок Б. Вопросы и задания
- Какие нормы морали лично Вам не нравятся? Что будет, если их отменить?
- Чем отличается идол от идеала?
- Как Вы думаете, что дало основание Ф. Ницше утверждать: “Жизнь в сопровождении морали невыносима”?
- Согласны ли Вы с распространенным в массовом сознании суждением: “Счастливы только дураки”?
- Можно ли быть нравственным, не имея идеала? Может ли быть человек идеалом для самого себя? Может ли вообще быть идеалом реальный человек?
- Нужно ли задумываться о смысле жизни? Почему?
- Согласны ли Вы с высказыванием Песталоцци: “Нравственность - это разум сердца”?
Контрольная работа 3
Тема 1. 4 Нормативная этика. Высшие моральные ценности (основные категории морали)
Блок А. Вопросы и задания
- Как звучит “золотое правило нравственности’’?
- Перечислите высшие моральные ценности?
- Какие понятия морального сознания разграничивают нравственное и безнравственное?
- Назовите основные особенности категорий Добра и Зла?
- Покажите единство и неразрывную связь Добра и Зла.
- Приведите аргументы в пользу этики ненасилия.
- Как бороться со злом? Нужна ли такая борьба?
- Что такое совесть? Что является моральным результатом “мук совести”?
- Что такое нравственный долг? Чем он отличается от обязанности?
- Какой моральный выбор мы можем назвать свободным выбором?
- Какие Вы знаете виды моральной ответственности личности? От чего зависит мера моральной ответственности?
- Что такое честь и достоинство? В чем их отличие и единство?
- Что такое смысл жизни? Докажите субъективный характер данной категории.
- Что такое категории этики? Перечислите отдельные из них.
Блок Б. Вопросы и задания
1. Согласны ли Вы с утверждением И. Канта: “Нравственное достоинство- это уважение человека к закону человечности в своем собственном лице”?
2. Согласны ли Вы с утверждением Л. Н. Толстого: “Если добро имеет побудительную причину, оно уже не добро; если оно имеет своим последствием награду, оно тоже не добро. Добро вне цепи причин и следствий”?
3. Согласитесь ли Вы, что счастье – это отсутствие страданий?
4. Согласитесь ли Вы с Б. Паскалем, что “что лучшее в добрых делах - это желание их утаить”?
5. “Совесть - тысяча свидетелей”. Согласны ли Вы с этим античным афоризмом?
6. Является ли умение уступать другому потерей личного достоинства?
7. Ж. -Ж. Руссо утверждал, что “утрата чести страшнее, чем смерть”. Актуальна ли эта мысль сегодня?
8. Индийское изречение гласит: “Когда ты явился на свет, ты плакал, а все другие радовались; сделай же так, чтобы, когда ты будешь покидать свет, все плакали, а ты один улыбался”. Как это связано со смыслом жизни человека?
9. Можно ли измерить любовь и чем? Всепоглащающей страстью, потомством или еще чем-то? Как Вы относитесь к мере любви, предложенной Августином Блаженным: “Мера любви – это любовь без меры”?
10. Действительно ли “человек - кузнец своего счастья”?
11. Согласны ли Вы с высказыванием В. Г. Белинского: “Мерою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит”?
12. Согласны ли Вы с высказыванием А. Д. Сент-Экзюпери: “Любить - это не значит смотреть друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении”?
13. И. Кант говорил: “Делай своим ближним добро, и это благодеяние пробудит в тебе человеколюбие”. Согласны ли Вы с этим мнением философа?
14. Попробуйте поместить себя в ситуацию морального конфликта и, воспользовавшись наличием свободной воли, сделайте выбор. Дайте моральную оценку своему выбору.
Ситуация 1: Вы и ваша мама живете в разных городах. В вашей жизни уже наметилось много интересного и важного. Но вдруг оказывается, что мама, перенесшая тяжелую болезнь, нуждается в постоянном уходе, который некому, кроме Вас, осуществлять. Вам необходимо возвращаться к ней, другого выхода нет. Решение нужно принять немедленно. Каков Ваш выбор?
Ситуация 2: Вы влюблены, уверены во взаимности, хотите жениться (выйти замуж). Вдруг становится известно, что Ваша избранница (избранник) страдает неизлечимым генетическим заболеванием, которое не дает возможности иметь детей и чревато тяжелой формой инвалидности. Узнав об этом, Ваша любимая (любимый) рассказывает Вам обо всем, оставляя решение за Вами. Каков будет Ваш выбор?
Ситуация 3: у Вас родился умственно отсталый ребенок-инвалид, который всю жизнь будет прикован к кровати. Врачи предложили Вам сдать его в специальную клинику, где он будет коротать свою недолгую жизнь. Какое решение Вы примите: откажетесь от ребенка или будете воспитывать (содержать) его в своей семье?
15. Приведите примеры ситуаций, в которых “благие намерения” оказываются “дорогой в ад”? Попытайтесь выявить причины таких явлений?
16. И. Кант говорил: “Делай своим ближним добро, и это благодеяние пробудит в тебе человеколюбие”. Согласны ли Вы с этим мнением философа?
Контрольная работа 4
Тема 1.5 Прикладная этика
Блок А. Вопросы и задания
- Что такое прикладная этика?
- Какова структура прикладной этики?
- Какая этика называется этикой гражданственности?
- Назовите основной принцип этики гражданственности?
- Какая этика называется профессиональной этикой?
- Каков нравственный смысл экологической этики?
- Какой принцип должен быть в отношениях человека и природы: субъект - объектный или субъект - субъектный?
- Что такое общение и какова его роль в жизни человека?
- Каковы морально-психологические барьеры общения?
- Что такое дружба и любовь? В чем их отличие?
- Назовите нормы отношений подчиненных к руководителю.
- Назовите основные правила поведения руководителя с подчиненными.
Блок Б. Вопросы и задания
- В чем Вы видите нравственную сущность патриотизма?
- Девизом одного из выдающихся президентов США Д. Ф. Кеннеди были слова: “Не спрашивай, что может сделать для тебя родина, - спроси, что можешь сделать для нее ты”. Готовы ли Вы разделить такую позицию?
- Задумывались ли Вы когда-либо над тем, что Вы можете сделать для своей страны?
- “Грязное” ли дело политика и возможна ли в политике “честная игра”?
- Какой смысл Вы вкладываете в понятия “долг перед природой” и “долг перед потомками”?
- Возможно ли, говоря словами Н. Пришвина, “так сойтись с природой, чтобы чувствовать в ней свою собственную душу”?
- И. Кант говорил: “Делай своим ближним добро, и это благодеяние пробудит в тебе человеколюбие”. Согласны ли Вы с этим мнением философа?
- Как Вы считаете, представляют ли собой компьютер, Интернет, уход человека в виртуальную реальность угрозу межличностному общению? Какие моральные достоинства или издержки Вы в этом видите?
- Древние говорили: “Друзья воруют время”. Согласны ли Вы с этим?
- Прокомментируйте известное изречение: “Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты”.
- Существует ли, на Ваш взгляд, специфика общения в молодежной среде? Должны ли молодые люди следовать общепринятым нормам межличностного общения?
Раздел 2. Основы эстетики
Контрольная работа 5. 1
Тема 2. 4 Прикладная этика
Методические рекомендации
В данной контрольной работе блок А – тест. Из предложенных вариантов нужно выбрать правильный ответ, их может быть один или несколько. На листе контроля необходимо записать ответы, например, так:
- 1- а,б
- 2- в,г
Блок А. Тест
1. Что такое эстетика?
а) Гуманитарное учение, предметом которого является мораль, центральной проблемой – соотношение Добра и Зла.
б) Наука о прекрасном, о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о творчестве по законам красоты.
2. Что составляет эстетическое сознание?
а) чувства; | в) вкусы; | д) идеалы. |
б) взгляды; | г) навыки; |
3. Кем и когда был введен термин “эстетика”?
а) Баумгартеном (XVIII в); | в) Баумгартеном (XIX в.); |
б) Буало (XVII в.); | г) Буало (XVIII в.). |
4. Что считали древние греки Архаического периода (VIII – VI в. до н. э. ) воплощением гармонии и красоты?
а) человека;
б) природу.
5. Назовите первую эстетическую теорию античности?
а) гармония внешнего и внутреннего;
б) учение о числовой гармонии.
6. Кто из философов Древней Греции отметил необходимость государственного контроля над искусством?
а) Сократ;
б) Аристотель;
в) Платон.
7. Что такое калокагатия?
а) гармония внешнего и внутреннего;
б) подражание
8. Кем был введён термин “ калокагатия”?
а) Сократом;
б) Аристотелем;
в) Платоном.
9. Кто из философов Древней Греции утверждал, что “прекрасное всегда полезно, но для этого оно должно быть прекрасным”?
а) Сократ;
б) Аристотель;
в) Платон.
10. Назовите 3 признака, характерных для византийской эстетики:
а) условность;
б) лаконизм;
в) правдивость;
г) каноничность.
11. Назовите 2 художественных направления искусства Западной Европы 12 – 16 в. :
а) романский;
б) готический;
в) реализм.
12. Как иначе называется эпоха Ренессанса?
а) Просвещения;
б) Возрождения.
13. В какую эпоху зародилась эстетика раннего гуманизма?
а) Возрождения;
б) Античности.
14. Началом какого художественного направления 17 в. стал “маньеризм”?
а) Ренессанс;
б) барокко.
15. Как называется трактат Николы Буало о нормах и правилах классицизма?
а) “Поэтическое искусство”;
б) “О божественной пропорции”.
16. Для какого направления западноевропейской культуры характерны сложные криволинейные формы?
а) барокко;
б) классицизм;
в) романтизм.
Блок Б. Вопросы и задания
1. Нужно ли изучать современному молодому человеку эстетику? Почему?
2. В произведении О. Уальда “Портрет Дориана Грея” сказано: “В сущности, искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь”. Согласны ли Вы с этой мыслью? Докажите своё мнение.
3. Можно ли сказать, что у разных народов своё представление об “эстетическом”?