Цели урока:
- дать понятие “химический элемент”, познакомить учащихся со знаками химических элементов, научить их определять название химического элемента по его порядковому номеру, давать характеристику элемента по его положению в периодической таблице Д.И.Менделеева;
- способствовать формированию умений учащихся самостоятельно приобретать знания, развивать мышление, делать выводы;
- в организации парной деятельности, взаимоконтроля развивать коммуникативные способности учащихся.
План урока:
Этапы урока |
Время, мин. |
Приемы и методы |
1. Постановка целей урока. Актуализация опорных знаний. |
5-7 мин. |
Фронтальная беседа. Работа у доски. |
2. Изучение нового материала. | 20 мин. |
Беседа, использование рисунков, записи в тетради, работа с таблицей. |
3. Физминутка | 1-2 мин. |
Игра |
4. Закрепление и обобщение. | 7-9 мин. |
Выполнение индивидуальных заданий с последующим взаимоконтролем. |
5. Домашнее задание | 2 мин. |
Запись на доске. |
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя: Сегодня наш урок будет проходить в форме игры. Мы с вами, ребята, будем вести следствие, в ходе которого должны выяснить, что такое химические элементы. Обычно ведущих следствие людей называют следователями или знатоками. Знатоки должны очень многое знать и уметь, быть очень внимательными и наблюдательными, уметь слушать и всегда все стараться замечать и запоминать. В расследовании каких-либо дел знатоки проводят экспертизы, т.е. выступают в роли экспертов. Эксперты – это специалисты, исследующие какие-либо вопросы, для решения которых требуются специальные знания в области науки, техники и т.д. Для того, чтобы проверить достаточно ли вы внимательны, хорошая ли у вас память, я предлагаю вам несколько заданий для разминки.
Задание 1. Найдите ошибки в тексте (текст спроецирован на доску с помощью кодоскопа или мультимедийного проектора): “Атом состоит из ядра, вокруг которого движутся протоны. Ядро состоит из нейтронов и электронов. Нейтроны имеют положительный заряд, электроны – отрицательный. Массы протонов, электронов и нейтронов равны. Ядро атома имеет отрицательный заряд”
Задание 2. Определите, какие частицы изображены на доске?
Ребята должны вспомнить отличие атомов от ионов, положительных ионов от отрицательных.
2. А сейчас, как настоящие следователи, мы с вами заводим дело о химических элементах. (Дети открывают тетради, записывают № дела – текущую дату, название дела – тему урока.)
– Посмотрите на доску – здесь изображены 2 атома. Есть ли у атомов какое-нибудь отличие? (разное количество нейтронов)
– А что у этих атомов общего? (Заряды ядер равны.)
– Оказывается такие атомы, а точнее определенный вид атомов, у которых один и тот же заряд ядра, называют химическими элементами (определение записать в тетрадь).
– Каждый химический элемент имеет
свой номер, название и буквенное обозначение. В
настоящее время известно более 100 химических
элементов.
Все знатоки и сыщики заводят кроме дел картотеки,
где у каждого, кого они туда вносят, есть фото,
номер, различные необходимые сведения. Такую
“картотеку” для химических элементов пытались
составить многие ученые, но удалось это сделать
только одному – великому русскому ученому
Д.И.Менделееву. Именно он, внимательно изучая
строение атомов, смог расположить их в
определенном порядке, учитывая все признаки и
свойства химических элементов.
– Записать в тетрадь: “Русский ученый Д.И.Менделеев, учитывая все признаки и свойства химических элементов, сгруппировал их в большую таблицу, которая отражает периодический закон химических элементов”.
– Рассмотреть таблицу. Найти в ней знакомые элементы.
– Для определения “адреса” элемента, т.е. его положения в таблице Менделеева Д.И., нужно назвать номер периода, номер ряда и номер группы, на пересечении которых расположен данный химический элемент. (Ребята определяют “адреса” алюминия, золота, серебра.)
– А сейчас весь “следственный отдел”, работая с “картотекой” химических элементов, должен определить главных “квартиросъемщиков” по следующим “адресам” (ребята выполняют работу, обратную предыдущей).
3. Проведение физминутки.
4. Теперь, ребята, я предлагаю вам еще раз посмотреть на рисунки, изображенные на доске и выполнить следующие задания:
а) сравните количество протонов в ядре каждого химического элемента с их порядковыми номерами (в результате приходим к выводу о том, что порядковый номер химического элемента указывает на заряд ядра, т.е. на количество протонов в ядре, записать вывод в тетрадь);
б) сколько орбит, по которым движутся электроны вокруг ядра у каждого изображенного элемента? Сравните их количество с номерами периодов этих элементов. Сделайте и запишите в тетрадь вывод (№ периода указывает на количество орбит вокруг ядра элемента);
в) сравните количество электронов на последней орбите с номером группы в таблице и сделайте соответствующий вывод, запишите в тетрадь (№ группы, в которой расположен химический элемент, указывает на число электронов, движущихся по последней орбите вокруг ядра атома).
5. Для проверки и закрепления знаний предлагаются следующие задания:
а) составьте “фоторобот” химического элемента “углерод” (дети должны в тетради нарисовать атом этого элемента, найдя его в таблице и определив его порядковый номер и “адрес”);
б) представьте, что вы следователи, работающие в разных отделах или городах и вам нужно послать запрос на какой-либо химический элемент своему коллеге (сидящему рядом). Бланки запросов уже готовы и вам необходимо только заполнить их (бланки раздаются каждому ученику; заполнив их, ребята обмениваются бланками и проверяют друг друга, исправляя ошибки и выставляя оценки, затем все бланки сдают учителю).
На Ваш запрос о химическом
элементе______________________________ (название элемента)
высылаю следующую информацию: Фамилия и имя элемента__________________________________________ (буквенное обозначение и порядковый номер) “Адрес” элемента________________________________________________ (местоположение в таблице Д.И.Менделеева) “Фоторобот”
Следователь 5__ класса __________________________________________ (фамилия) |
6. В конце урока учитель подводит итоги, задает домашнее задание.