Цель урока: научить применять полученные знания о сопротивлении проводников на практике.
Задачи урока:
- Развивать навык планирования и проведения исследования и умения делать вывод.
- Воспитывать партнерские отношения между учащимися.
Оборудование: урок проводится в компьютерном классе. На компьютерах учащихся и учителя установлено ПО “НАЧАЛА ЭЛЕКТРОНИКИ” и тестовая оболочка Кrab, по возможности учитель использует медиапроектор для демонстрации и объяснения.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
– Здравствуйте, мои хорошие. На этом уроке вы продолжите изучать сопротивление, только не теоретически, а практически. Повторим инструктаж по ТБ, раздайте тетради для лабораторных работ.
II. Настрой на деятельность
– Начинаем нашу работу. Вам было на дом задание:
подготовиться к лабораторной работе № 5
“Определение электрического сопротивления”.
Как вы с этим справились?
– Какую цель мы с вами сегодня поставим перед
собой? (Ребята предлагают варианты: Научиться
собирать электрические цепи, проверить закон
последовательного соединения проводников
(таблица в тетради), научиться определять
электрическое сопротивление участка цепи,
закрепить навыки измерения силы тока и
напряжения, вычислять сопротивление, зная закон
Ома). Цели записываем: ученики в тетради я на
доске (или напечатать на пустом слайде Power Point и
спроецировать с помощью проектора на экран).
III. Актуализация знаний
– Перед лабораторной работой я прошу вас выполнить тест. Откройте папку “крабовые тесты” (Приложение 1), выберите вариант 1 или 2 через одного, как вы сидите за компьютерами. Помните – время теста ограничено. (Если количество компьютеров меньше чем количество учащихся – тем, кому не хватило места за компьютером раздать бумажный вариант теста.)
IV. Основная часть
(Если количество компьютеров меньше чем количество учащихся, то разделите класс на две части: одни выполняют работу на компьютере, другие реальный компьютерный эксперимент. Работа выполняется в паре.)
– Ребята, выполнившие тест приступают к выполнению лабораторной работы: для этого запускаем НАЧАЛА ЭЛЕКТРОНИКИ (Приложение 2) или собираем схему на рабочих столах из полученного лабораторного оборудования. Инструкция у вас есть, а также вы к ней готовились дома.
Указания к выполнению работы (раздать):
1. Соберите электрическую цепь, изображенную на рисунке 1.
Измерив силу тока в цепи, а также напряжения на различных участках, заполните таблицу. Измерения проводится мультиметром
I |
U1 |
U2 |
U3 |
U |
R1 |
R2 |
R3 |
R |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сравнив сумму сопротивлений отдельных резисторов (R1 + R2 + R3) с общим сопротивлением R сделайте вывод.
2. Соберите электрическую цепь, изображенную на рисунке 2.
Измерив силу тока и напряжение, найдите общее сопротивление. Используя найденные в предыдущем задании сопротивления отдельных резисторов, заполните таблицу и сделайте вывод.
1/R |
1/R1 |
1/R2 |
1/R3 |
|
|
|
|
3. Контрольные вопросы:
1. Что называют удельным сопротивление проводника?
2. Как зависит сопротивление проводника от его длины?
3. По какой формуле можно рассчитать удельное сопротивление проводника?
4. В каких единицах измеряется удельное сопротивление проводника?
– В лабораторной работе три части: 1, 2 и 3. Вы выполняете все по порядку, сколько успеете за время урока.
Учащиеся выполняют работу. Учитель следит и помогает по необходимости. За две минуты до звонка выясняем, достигли ли учащиеся тех целей, которые поставили перед собой в начале урока. В конце урока тетради с работами собрать.
V. Домашнее задание: повторить § 75-76. На следующем уроке мы будем решать задачи.