Урок физики в 10-м классе (УМК – С.В. Громов)

Разделы: Физика


Цель урока: научить применять полученные знания о сопротивлении проводников на практике.

Задачи урока:

  • Развивать навык планирования и проведения исследования и умения делать вывод.
  • Воспитывать партнерские отношения между учащимися.

Оборудование: урок проводится в компьютерном классе. На компьютерах учащихся и учителя установлено ПО “НАЧАЛА ЭЛЕКТРОНИКИ” и тестовая оболочка Кrab, по возможности учитель использует медиапроектор для демонстрации и объяснения.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

– Здравствуйте, мои хорошие. На этом уроке вы продолжите изучать сопротивление, только не теоретически, а практически. Повторим инструктаж по ТБ, раздайте тетради для лабораторных работ.

II. Настрой на деятельность

– Начинаем нашу работу. Вам было на дом задание: подготовиться к лабораторной работе № 5 “Определение электрического сопротивления”. Как вы с этим справились?
– Какую цель мы с вами сегодня поставим перед собой? (Ребята предлагают варианты: Научиться собирать электрические цепи, проверить закон последовательного соединения проводников (таблица в тетради), научиться определять электрическое сопротивление участка цепи, закрепить навыки измерения силы тока и напряжения, вычислять сопротивление, зная закон Ома). Цели записываем: ученики в тетради я на доске (или напечатать на пустом слайде Power Point и спроецировать с помощью проектора на экран).

III. Актуализация знаний

– Перед лабораторной работой я прошу вас выполнить тест. Откройте папку “крабовые тесты” (Приложение 1), выберите вариант 1 или 2 через одного, как вы сидите за компьютерами. Помните – время теста ограничено. (Если количество компьютеров меньше чем количество учащихся – тем, кому не хватило места за компьютером раздать бумажный вариант теста.)

IV. Основная часть

(Если количество компьютеров меньше чем количество учащихся, то разделите класс на две части: одни выполняют работу на компьютере, другие реальный компьютерный эксперимент. Работа выполняется в паре.)

– Ребята, выполнившие тест приступают к выполнению лабораторной работы: для этого запускаем НАЧАЛА ЭЛЕКТРОНИКИ (Приложение 2) или собираем схему на рабочих столах из полученного лабораторного оборудования. Инструкция у вас есть, а также вы к ней готовились дома.

Указания к выполнению работы (раздать):

1. Соберите электрическую цепь, изображенную на рисунке 1.

Измерив силу тока в цепи, а также напряжения на различных участках, заполните таблицу. Измерения проводится мультиметром

I

U1

U2

U3

U

R1

R2

R3

R

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнив сумму сопротивлений отдельных резисторов (R1 + R2 + R3) с общим сопротивлением R сделайте вывод.

2. Соберите электрическую цепь, изображенную на рисунке 2.

Измерив силу тока и напряжение, найдите общее сопротивление. Используя найденные в предыдущем задании сопротивления отдельных резисторов, заполните таблицу и сделайте вывод.

1/R

1/R1

1/R2

1/R3

 

 

 

 

3. Контрольные вопросы:

1. Что называют удельным сопротивление проводника?
2. Как зависит сопротивление проводника от его длины?
3. По какой формуле можно рассчитать удельное сопротивление проводника?
4. В каких единицах измеряется удельное сопротивление проводника?

– В лабораторной работе три части: 1, 2 и 3. Вы выполняете все по порядку, сколько успеете за время урока.

Учащиеся выполняют работу. Учитель следит и помогает по необходимости. За две минуты до звонка выясняем, достигли ли учащиеся тех целей, которые поставили перед собой в начале урока. В конце урока тетради с работами собрать.

V. Домашнее задание: повторить § 75-76. На следующем уроке мы будем решать задачи.