Тема: Дифференциация оптически сходных согласных Б – Д. (2 класс)
Оборудование: пират Боб; карта с изображением препятствий; карточки с изображением якоря; картинки – белка, дятел; разрезная азбука; элементы букв; карточки с недописанными буквами; карточки с недописанными словами; слоги; слова; предложение.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
– Сегодня мы с вами отправимся на поиски сокровищ, спрятанных пиратами 100 лет назад. Путь нам предстоит не легкий, но нам поможет пират Боб и наши знания. Путешествовать будем по морям и океанам (вывешивается карта с изображением препятствий). Чтобы добраться до клада, нам нужно преодолеть не мало препятствий.
Препятствие 1 (Развитие оптико-пространственных представлений).
– Чтобы преодолеть первое препятствие, встретившееся на нашем пути мы должны выяснить какое изображение зашифровали пираты. (Графический диктант).
– Поставьте точку на середине листа. Проведите прямую линию через двенадцать клеточек вправо, через три клеточки вверх, двенадцать влево, три вниз. Поставили точку на верхней части получившегося прямоугольника – шестая клеточка слева. От поставленной точки проведите прямую линию, через девять клеточек вверх, одну вправо, девять вниз. Через четыре клеточки наискосок вправо, через четыре клеточки наискосок влево.
– Что получилось? Правильно здесь было зашифровано изображение корабля. На этом корабле мы и отправимся в плаванье.
Препятствие 2 (Развитие графо-моторных навыков).
– Дорисовать и заштриховать изображение якоря.
Препятствие 3 (Сообщение темы занятия).
Выделение первого звука в слове (по картинкам)
Белка Дятел
– Как вы думаете, с какими звуками будем сегодня работать?
(Запись в тетради числа, темы.)
Препятствие 4 (Характеристика звуков).
– Сейчас мы должны охарактеризовать звуки б – д
[б] – согласный, звонкий, твердый, преграда –
губы.
[д] – согласный, звонкий, твердый, преграда –
язык.
Уточнение артикуляции.
– Какие органы артикуляции работают при произнесении звука [б]?
– Какие органы артикуляции работают при произнесении звука [д]?
Соотношение звуков с их графическим изображением.
– Покажите какой буквой обозначаем звук [б]?
– Из каких элементов состоит? (Выбрать из предложенных элементов.)
– На очертание кого похожа?
Изобразить из шнурков.
– Покажите какой буквой обозначаем звук [д]?
– Из каких элементов состоит? (Выбрать из предложенных элементов.)
– На очертание кого похожа?
Изобразить из шнурков
Физминутка “Подними ладошки”
Подними ладошки выше
И сложи над головой.
Что же вышло? Вышла крыша,
А под крышей – мы с тобой.Подними ладошки выше,
А потом сложи дугой.
Кто же вышел?
Вышли гуси –
Вот один, а вот другой.Подними ладошки выше
И сложи перед собой.
Что же вышло? Вышел мостик.
Мостик крепкий и прямой.
Препятствие 5 (дифференциация изолированно).
Дописать (карточки).
Препятствие 6 (дифференциация в слогах).
1. Чтение слоговой таблицы
2. Списывание слогов
Препятствие 7 (дифференциация в словах).
1. Игра “Буква потерялась”
. о . ры, . елка, зе . ра, ко . ра, . ерево.
2. Отгадывание загадок.
– Записать ответы с буквой Б в один столбик, с буквой Д в другой.
Что за чудо – синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь из резины,
И питается бензином.
(Автобус)
В этом белом сундучище
Мы храним на полках пищу.
На дворе стоит жара,
В сундучище – холода.
(Холодильник)
На деревянной речке
Плывет кораблик новый.
Свивается в колесики
Дымок его сосновый.
(Рубанок)
За лесом усатое море лежит,
Волна за волною по морю бежит.
Пройдет по морю великан-пароход,
И каждую каплю с собой заберет.
(Комбайн)
Берега зеленые, вода красная, рыбки черные.
(Арбуз.)
Ни вода, ни суша,
В лодке не проплывешь
И пешком не пройдешь.
(Болото)
Сама не ходит, а других водит.
(Дорога)
Я хожу, а он остается.
(След)
Препятствие 8 (дифференциация в предложении).
– Спишите предложение, дописывая буквы.
Люоа оыла на оаче.
Итог урока
– Мы с вами успешно преодолели все препятствия
и добрались до клада (в сундучке – сладкие
монеты).
– Над какими звуками работали?
– О чем должны помнить?