Урок географии по теме: "Температура воздуха"

Разделы: География


Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с особенностями температуры воздуха;
  • Выявить факторы, влияющие на изменение температуры воздуха;
  • Научить школьников выполнять практические задания по измерению температуры воздуха.

ХОД УРОКА

I. Приветствие учащихся

Учитель. Какую оболочку Земли мы начали изучать?

Ответ. Атмосферу.

Учитель. Что такое атмосфера?

Ответ. Газообразная или воздушная оболочка Земли.

Учитель. Какими качествами или показателями мы можем охарактеризовать воздух? (По ходу ответов учащихся учитель заполняет на доске схему).

На доске нарисована лестница из нескольких ступеней, на каждую ступень учитель помещает лист с написанной на нем проблемой. И проговаривает проблему.

Учитель. Сегодня мы с вами изучим только одну из характеристик – температуру воздуха. И за время урока поднимемся по лестнице знаний, решая следующие проблемы:

Учитель. Также научимся определять суточную амплитуду температуры воздуха и среднесуточную температуру воздуха.

II. Запись темы урока в тетрадь

Учитель. Итак, решаем первую проблему.
Наблюдая за температурой и проводя ее измерения, люди заметили, что в течение дня температура воздуха меняется. Утром довольно холодно. К полудню воздух прогревается лучше, самая высокая температура воздуха после полудня. К вечеру становится прохладнее. Холоднее всего бывает перед восходом Солнца. Почему в течение дня температура воздуха меняется?

Заслушиваются мнения учащихся.

III. Демонстрация опыта

Давайте попробуем разобраться в этом с помощью обычного фонаря. Представьте, что доска – это земная поверхность, на которую падают солнечные лучи (в данном случае лучи от фонаря).

  1. Направим луч отвесно на доску так, чтобы освещенная поверхность, представляла собой круг.
  2. С того же расстояния направим луч фонаря под углом – освещена уже большая поверхность, овальной формы, но освещена слабее, чем круг.

Учитель.  Как вы думаете, под какими лучами фонаря будет теплее и почему?
А теперь давайте проследим, как движется солнце по небосклону в течение дня.

Учитель прикрепляет на доску три изображения Солнца в разном положении над горизонтом в течение дня. И демонстрирует изменение угла падения солнечных лучей в зависимости от времени суток.

Учитель. Сделайте, пожалуйста, вывод. От чего же зависит изменение температуры воздуха?

Ответ: температура воздуха в течение дня изменяется в результате изменения высоты Солнца над горизонтом и угла падения солнечных лучей.

Учитель. Мы успешно преодолели первую ступеньку знаний, давайте теперь решим вторую проблему. Но при одинаковом нагревании Земли поверхность океана и суши нагревается по разному. Днем температура воздуха над океаном холоднее, чем над сушей, а ночью наоборот теплее. Почему?

IV. Объяснение учителя

Учитель. Воздух прозрачен, он пропускает через себя солнечные лучи и не нагревается. Лучи ударяются о непрозрачную земную поверхность и нагревают ее, а уж от земной поверхности нагревается воздух. С одинаковой ли скоростью будет нагреваться вода и суша?
Вода нагревается медленно и остывает медленно.

Учитель. Сделайте вывод по данной проблеме.

Ответ: днем над поверхностью воды воздух будет прохладнее, а ночью теплее, чем над сушей.

Учитель. Температуру воздуха измеряют с помощью термометра (демонстрация термометра). Почему термометр нельзя устанавливать на солнце?
Термометр установленный на солнцепеке будет показывать, на сколько градусов нагрелся сам прибор, а не температура воздуха. Поэтому термометр устанавливают в тени. Наиболее точные температурные данные получают на метеорологических станциях, температуру наблюдают на высоте два метра от земной поверхности в специальной будке.
Давайте посмотрим, что представляет собой будка для измерения температуры воздуха на рисунке 68, стр.107 учебника. В неё легко проникает воздух, а солнечные лучи не попадают.

Учитель. Итак, проблемы нами решены, но у меня возник вопрос. В прогнозе погоды по телевидению или радио нам называют только одно значение (цифру) температуры воздуха. Мы уже знаем, что температура в течение дня меняется, так какое же нам температурное значение называют (утреннее, дневное, вечернее или какое-то другое)?
Чтобы разобраться во всех хитростях подсчетов температуры воздуха метеорологами рассмотрим термометр и научимся высчитывать суточную амплитуду температуры воздуха и среднесуточную температуру воздуха.

Демонстрация прикрепленного к доске самодельного термометра для измерения температуры воздуха.

Учитель. Шкала термометра разбита делениями. Посередине стоит значение ноль. Выше 00 расположены деления с положительной температурой, а ниже 00 с отрицательной, поэтому положительную температуру воздуха называют высокой, а отрицательную – низкой.
Разница между самой высокой и низкой температурой воздуха называется суточной амплитудой температуры воздуха.

Запись определения понятия суточная амплитуда температуры воздуха в тетрадь.

Учитель. Давайте научимся определять суточную амплитуду температуры воздуха по следующим показаниям термометра:

Время

Температура воздуха
6 часов

– 80 С

10 часов

– 70 С

14 часов

+10 С

18 часов

00

22 часа

– 40

Алгоритм определения суточной амплитуды температуры воздуха

  1. Найдите среди температурных показателей самую высокую температуру воздуха;
  2. Найдите среди температурных показателей самую низкую температуру воздуха;
  3. От самой высокой температуры воздуха вычтите самую низкую температуру воздуха.

Запись решения учащимися в тетрадь.

+10С – (–80С) = 90С.

V. Работа в группах

Каждая группа учащихся получает задание определить суточную амплитуду температуры воздуха по предложенным температурным показателям.

Группа №1

Время

Температура воздуха

6 часов

– 100С.

10 часов

– 80С.

13 часов

– 60С.

19 часов

– 70С

Группа №2

Время

Температура воздуха

6 часов

– 10С.

10 часов

00С.

13 часов

+ 30С.

19 часов

+ 10С.

Группа №3

Время

Температура воздуха

6 часов

– 50С.

10 часов

– 20С.

13 часов

00С.

19 часов

– 30С.

Группа №4

Время

Температура воздуха

6 часов

– 40С.

10 часов

– 10С.

13 часов

+ 10С.

19 часов

00С.

Учитель. Чтобы сравнить температуру воздуха в разные дни или объявить её населению (какой-либо одной цифрой), необходимо высчитать среднесуточную температуру воздуха.

Алгоритм определения среднесуточной температуры воздуха

  1. Сложите все отрицательные показатели суточной температуры воздуха;
  2. Сложите все положительные показатели температуры воздуха;
  3. Сложите сумму положительных и отрицательных показателей температуры воздуха;
  4. Значение полученной суммы разделите на число измерений температуры воздуха за сутки.

Время

Температура воздуха
6 часов

– 80 С

10 часов

– 70 С

14 часов

+10 С

18 часов

00

22 часа

– 40

Запись решения учащимися в тетрадь

– 80С + (– 70С) + (– 40С) = – 190С.
0 + 10С = + 10С.
– 190С + 10С = – 180С.
– 180С : 5 = – 3,60С.

Учитель. Округлим наши подсчеты и получим в ответе: среднесуточная температура воздуха равна – 40С.
Пользуясь имеющимися у вас температурными показателями, определите среднесуточную температуру воздуха.

Учитель. А теперь пришло время проверить, чему вы научились за урок и выполнить контрольное задание.

VI. Закрепление полученных знаний

Каждая группа получает лист с вопросами теста, отвечая на который разгадывает зашифрованное слово.

Вопросы

На метеорологической станции температуру воздуха измеряют от поверхности земли на высоте:

А) 3м.
Б) 2м.
В) 5м.

Ночью температура воздуха над поверхностью моря:

Р) теплее;
С) холоднее;
Т) такая же, как и над сушей.

Какая из приведенных значений температуры самая низкая:

А) – 470С;
Б) – 20С;
В) + 150С.

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

Суточная амплитуда температуры воздуха равна:

А) 110С.
Б) 40С.
В) 50С.
Г) 70С.

Определите среднесуточную температуру воздуха

7ч. +30С.
13ч. +40С.
19ч. + 80С.

О) + 50С.
П) + 150С.
Р) + 30С

Ответы

Б

Р

А

В

О

Результаты ответов каждой группы (листы с ответами) учитель вывешивает на доску.

Учитель. Давайте подведем итог урока. Ответьте на вопросы:

  • Что вы сегодня на уроке узнали новое?
  • Чему научились?

VII. Выставление оценок

Объявление домашнего задания:

  • Параграф “Температура воздуха”
  • Ответьте на вопрос: почему у Незнайки на носу выросла большая сосулька, когда он поднимался вверх на воздушном шаре.