Тема: единицы измерения величин.
Тип урока: повторение и обобщение знаний.
Форма: урок-путешествие.
Цели урока:
Закреплять представления детей о единицах измерения массы, времени и длины.
Развивать логическое мышление, вычислительные навыки, математическую речь, внимание, смекалку.
Воспитывать волевые качества.
Оборудование: сказочный герой Незнайка, детали для ракеты, “математический цветок”, линейки для награждения учащихся.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке нас ждет увлекательное путешествие в загадочную страну Граммочасометрию.
II. Беседа
– Ребята, о чем вам говорит название этой страны? (Это страна измерений.)
– Единицы измерения каких величин прослеживаются в названии этой страны? (Массы, длины, времени.)
– Во время путешествия мы будем находить кусочки карты, с помощью которой узнаем, где жители страны захоронили клад. Если мы успешно преодолеем все препятствия на пути, то станем обладателями ценного клада, полезного нам на любом уроке.
– Слышали ли вы когда-нибудь о стране с таким названием? Нет, значит, она сказочная. А чтобы найти клад в сказочной стране, нужен сказочный герой.
III. Выполнение развивающих заданий
1 этап. Кто первый расшифрует имя волшебного героя, тот и станет им на время путешествия.
135 + 165 (Е)
450 – 123 (Й)
102 – 83 (А)
341 + 70 (Н)
214 – 173 (К)
800 – 574 (З)
Шифр: 411 300 226 411 19 327 41 19 (Незнайка).
2 этап. Теперь Незнайка встает на начало пути к заветному кладу, а мы все вместе будем добывать кусочки карты, выполняя различные задания и преодолевая препятствия на нашем пути. Итак, время пребывания в стране ограничено. Оно указано на третьем лепестке. Это число делится на 6, но оно не больше 36 и не меньше 24. Какое это число?
– И вот мы получаем первый кусочек карты. Давайте же скорее выполним то, что требуется в карте. Например: от исходной точки один шаг вперед, два шага влево. Эта точка отмечается фишкой. (Карта составляется учителем в зависимости от обстановки в том кабинете, где будет проходить урок. Клад – линейки для каждого ученика, “зарыт” в тумбочке или шкафу.)
3 этап. Как выдумаете, на нашей ли планете находится эта страна? (Нет)
– А чтобы лететь на другую планету нужно соорудить Незнайке ракету.
Незнайка раздает ученикам по одному комплекту бумажных деталей.
– Совершив удачный полет, Незнайка возвращается и получает следующий кусочек карты.
4 этап. Теперь поможем незнайке найти номер ключа, которым он откроет сундук с вопросами от жителей Граммочасометрии. Определите закономерность:
10, 25, 40, 55, 70. (15)
– Совершаем еще один шаг на пути к кладу.
5 этап. Ну вот мы открыли сундук и получили ряд испытаний на любимую тему жителей страны – измерения. Я думаю, справиться с этими заданиями нам не составит особого труда! Нас просят убрать лишнее слово в каждом столбике (по рядам):
тонна метр грамм центнер килограм |
минута час центнер секунда сутки |
километр сантиметр метр миллиметр век |
– А теперь подберите для каждого столбика общее название (1 – единицы массы, 2 – единицы времени, 3 – единицы длины).
– Ну вот мы уже совсем недалеко от клада.
IV. Динамическая пауза
– Для последнего испытания необходимо отдохнуть и набраться энергии. Будьте очень внимательны! Если я называю единицы массы – вы поднимаете обе руки вверх, если называю единицы времени – хлопаете в ладоши, если единицы длины – подпрыгиваете на месте. Готовы? Итак: тонна, час, секунда, метр, килограмм, минута, сантиметр, сутки, центнер, миллиметр, год.
7 этап. И, наконец, решим задачи на смекалку. Кто скорее:
- Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый? (4)
- Что дороже: килограмм гривенников или полкилограмма двугривенных? (Одинаково)
- Пара лошадей пробежала 40 км. По сколько километров пробежала каждая лошадь? (по 40 км).
- Коля весит на одной ноге 25 кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (25 кг)
- Самолет летит из Москвы в Петербург 60 минут, а обратно 1 час. Почему такая разница?
За каждый правильный ответ Незнайка делает один шаг вперед и подходит к шкафу с кладом. Достает клад и дарит по одной линейке каждому участнику.
V. Подведение итогов
– Молодцы, ребята! Я уверена, что жители Граммочасометрии остались довольны вашей смекалкой, эрудицией и организованностью. Они будут очень рады поделиться с вами своими сокровищами.