Цель: расширить жизненный опыт учащихся, через ознакомление с понятием “Магнитное поле” и экспериментальным путем изучить магнитное поле катушки с током и показать, что мир познаваем.
ХОД УРОКА
I. Мизансцена
Учитель: Однажды я прочитала статью в
АиФ. Статья называлась “Магнитный “привет” из
космоса”. Эта статья подходит к нашему уроку,
поэтому разрешите зачитать некоторые отрывки из
нее. “К вечеру 4 ноября 2004 года солнечная
активность была наиболее заметной за последние
одиннадцать лет. За пять дней геомагнитного
возмущения, по данным Московского ГУВД, в столице
зарегистрировано на 20 смертей и на 7 самоубийств
больше, чем в среднем за аналогичный период
времени. Главный педиатр департамента
здравоохранения Москвы Леонид Лазебник
прокомментировал следующие цифры, что в больницы
города Москвы за этот период поступило на 50%
больше больных сердечно-сосудистыми
заболеваниями и заболеваниями органов дыхания.
Пик пришелся на 5 ноября, бригады “Скорой
помощи” в три раза выезжали на вызовы.
Исследования профессора Ольги Хабаровой
показали, что большие геомагнитные изменения
способны людей свести с ума и останавливать
сердце. Как правило, люди в такие дни чаще
страдают от головных болей или ломоты в суставах,
у них нарушается сердечный ритм, начинаются
перепады артериального давления. (Статья АиФ 2004 г
№ 49)
Что могло повлиять на здоровье людей? Кто знает, с
чем связаны магнитные бури? (ученики высказывают
мнение по этим вопросам). Я думаю, теперь вы
сможете мне назвать предмет нашего разговора на
уроке, (ученики называют тему урока
самостоятельно).
Значит сегодня урок знакомства с новым физическим явлением магнитное поле и это тема нашего урока “Магнитное поле”.
II. Проектирование урока
Учитель предлагает ученикам спроектировать урок.
Учитель: Что нам следует знать о магнитном поле по вашему мнению?
Ученики высказывают мнение по этому вопросу, учитель записывает все возможные варианты на доску. В результате может получиться следующий план:
- Источники
- Какие ученые изучали магнитное поле
- Как взаимодействуют магнитные поля
- Определение магнитного поля
- Практическое применение магнитного поля
- Влияние на организм магнитного поля
III. Изучение нового материала
Учитель: Этими же вопросами заинтересовался и датский физик Эрстед еще в 1807г. Он ставил различные опыты, и один из них мы можем наблюдать на экране телевизора. На этом этапе урока используется видеокассета “Школьный физический эксперимент. Магнитное поле. Опыт Эрстеда”. После просмотра опыта ученики отвечают на вопрос: Что является источником магнитного поля?
Ученики дают характеристики магнитного поля и постепенно подходят к определению магнитного поля, (четкое определение дает учитель).
Учитель: А в быту мы встречаем магнитное поле? Что же это получается, мы, находясь в квартире, подвергаемся большому количеству м.п. А как же они взаимодействуют? На этот вопрос первым дал ответ французский физик Ампер. Этот опыт мы можем увидеть на экране телевизора. На этом этапе урока используется видеокассета “Школьный физический эксперимент. Магнитное поле. Взаимодействие параллельных проводников с током”.
Учитель: Вы утверждаете, что м.п. невидимо. Я как настоящий фокусник попытаюсь невидимое сделать видимым (демонстрация опыта проводника с током и металлическими опилками).
IV. Работа в группах
Учитель: Вы может быть, сами желаете поэкспериментировать. Я предлагаю вам исследовать магнитное поле катушки с током, используя инструкции, которые даны каждой группе.
1-я группа
|
2-я группа
|
3-я группа
|
4-я группа
|
Работа в группах, после которой каждая группа выбирает представителей для защиты своей работы. Выводы сделанные каждой группой записываются как на доске, так и в тетради.
V. Изучение практической направленности
Учитель: Многие ученые исследовали
магнитное поле так же, как и вы. А для чего это
делали? Наверно для того, чтобы заставить м.п.
работать на благо человечества.
Посмотрите на карточки, которые я вам раздала, и
скажите, где вы видите практическое применение
магнитного поля.
Рис. 1 |
Рис. 2 |
||
Рис. 3 |
Рис. 4 |
||
Рис. 5 |
Рис. 6 |
||
Рис. 7 |
|||
Рис. 8 |
Рис. 9 |
Рис. 10 |
Рис. 11 |
Рис. 12 |
Рис. 13 |
VI. Работа с учебником
Учитель: Скоро закончится урок, и каждый ученик наверняка ждет с нетерпением звонка. Звенит звонок. Я прошу вас, используя учебник А.В.Перышкина “Физика. 8 класс” стр. 137 рис. 101, попытайтесь разобраться в устройстве и принципе работы звонка. Возможно, и в этом устройстве вы найдете применение магнитного поля.
Ответ у доски.
VII. Домашнее задание
Учитель: Ребята знания о магнитном поле дали изобретателям огромную возможность использовать его на пользу человечества. А с чего мы начали урок? Значит, магнитное поле может приносить не только пользу, но и вред.
Домашнее задание: п. 56-58 учебника А.В. Перышкина “Физика. 8 класс” и по желанию сообщение на тему: “Влияние магнитного поля на организм человека”.