Цели:
- Познакомить учащихся с устным народным творчеством.
- Развивать интерес к книгам.
- Формирование культуры речи.
- Развивать память.
- Обагощение словарного запаса.
- Расширять кругозор учащихся.
Метод: комбинированный (словарно-наглядно-практический).
Наглядность: плакат, таблички, выставка книг, костюмы для постановки сказки.
Оборудование: экран, видео и аудио кассеты, баян.
ТСО: телевизор, компьютеры, проектор, видео- и аудиомагнитофоны
ХОД УРОКА
I. Вступление
– Давным-давно это было. Те простые люди, которые впервые спели свои песни, рассказали сказки и придумали загадки, не умели ни читать, ни писать. Но их песни, сказки и загадки не забылись, не пропали. Они бережно передавались народу из уст в уста, от родителей к детям. Вот дошли они и до нас из глубины веков.
II. Новый материал урока
– Мы сегодня на уроке познакомимся с “Устным народным творчеством” с “ Детским фольклором”.
ФОЛЬКЛОР – народное творчество.
ТВОРЧЕСТВО – сочиняют, придумывают.
– Познакомимся мы с вами с небылицами, потешками, прибаутками, русскими народными песнями, сказками. К нам на урок пришёл один из героев сказки, это скоморох. Давайте послушаем, что хочет сказать нам скоморох.
Слушайте, честной народ,
Базар-ярмарка идёт!
Здесь найдёте что хотите,
Набегайте! Подходите!
Веселись, честной народ,
Базар-ярмарка идёт.
– А что это у тебя в коробе? (Платки расписные, игрушки заводные, разные сладости, деткам на радости.)
– А это что такое? (Блюдечко с наливным яблочком, волшебное.)
– А можно мы посмотрим на это волшебное чудо?
– Ребята, а давайте путешествовать по волшебной и интересной Стране детского фольклора. Путешествуя, мы будем находить лепестки волшебного цветка, а когда мы закончим знакомиться с “Устным народным творчеством” у нас появится цветок, и мы сможем загадать желание: чтобы мы умели красиво говорить, сочинять, рассказывать.
1. Небылицы – это такие рассказики, которые помогают развеять тоску, грусть, поднимают настроение, в них много юмора.
– Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке, покажи нам небылицы.Посмотрите все внимательно на экран.
– Что вы заметили необычного?
– Может ли быть так на самом деле?
– Могут ли люди кататься на петушке и кошке?
– А теперь давайте послушаем Лилию, она
прочитает нам наизусть эту небылицу.
– А вот еще одна небылица, что здесь необычного
заметили? (наизусть читает...)
– Вам понравились небылицы?
– А для чего нужны небылицы?
Вывод: небылиц очень много сочинил русский народ. Они нужны, чтобы развеселить, поднять настроение.
2. Русские народные песни – в детских песнях живут и действуют обыкновенные герои, которые нас окружают, сказочные персонажи, наши любимые игрушки. Песни знают в каждой семье. Мы слышим их от старших.
– Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке, покажи нам песни русские.
Просмотр мультфильма “Два веселых гуся”.
– Вам понравился мультфильм? Ребята, как вы думаете, почему бабушка плакала, когда потерялись гуси?
Вывод: в этой песне мы можем увидеть любовь человека к домашним животным. Поэтичны и красивы наши песни народные. Есть у нас задушевные, нежные. Есть веселые, шуточные.
Разучивание р.н. песни “Во поле береза стояла”.
3. Прибаутки – стишки, песенки, рассказики для развлечения и потехи детей.
– Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке, покажи нам прибаутки. Посмотрите на экран, не знакома ли вам эта прибаутка? Как она называется?
Чтение учащимися прибаутки “Кошкин дом”, прибаутки “Петушок золотой гребешок”.
– А эта прибаутка о ком?
– Что мы узнали из неё?
– Вам понравились прибаутки?
– Для чего сочиняли прибаутки?
Вывод: Прибаутки нам нужны для того, чтобы развлечь, утешить детей.
4. Потешки – это забавы
взрослых с детьми, в которых используют части
тела ребёнка и взрослого. Потешки нужны чтобы
развеселить, развлечь детей.
Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке,
покажи нам потешки.
– Ребята, а вы знаете потешки? (Ладушки,
идёт коза рогатая, сорока-ворона.)
– Вам понравились потешки?
– А какая больше?
Вывод: потешки нужны чтобы развлечь детей.
5. Скороговорки – весёлая и безобидная игра в быстрое повторение трудно произносимых стишков и фраз.
– Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке, покажи нам скороговорки.
– Произнесите и с лёта несколько раз повторите: ИДУТ БОБРЫ ВО СЫРЫ БОРЫ.
– Ну что получилось? Не тут то было! Вся прелесть скороговорки в том, что с первого раза её ни за что не проговорить. Ведь по правилам игры скороговорку не читают, а повторяют со слуха, что значительно труднее.
Вывод: Скороговорка – баловство, любимая игра в словотворчество. Вместе с тем это полезные упражнения, тренировка в правильном употреблении слов, в правильном чётком произношении.
– Как разучить скороговорку.
– Помогите разобраться, где коса, где косой, кто из них косит, а кто косит?
6. Сказки – сказки любят и взрослые и дети. В ней красота, глубокая мудрость, и правдивость.
– Катись, катись яблочко наливное да по тарелочке, покажи нам сказки русские.
– Вы любите сказки? Словом сказка обозначаются разные повествования о необыкновенных приключениях людей и животных. Сказка оживает, если её не только рассказать, но и разыграть.
– Ребята послушайте сейчас отрывок из сказки, и скажите, что это за сказка?
Четырём ученикам даётся индивидуальное задание. На четырёх компьютерах размещены иллюстрации к разным русским народным сказкам, отрывки из сказок. Дети должны вспомнить эти сказки.
Прослушивание отрывка из сказки “Курочка ряба” с магнитофонной записи.
– А теперь давайте посмотрим эту сказку в постановке наших учащихся.
– Вам понравилась эта сказка? Чему она нас учит?
Проверка учащихся работавших индивидуально за компьютерами.
Вывод: Народная сказка не только развлекает. Она учит тому, каким должен быть человек. Обаяние сказки – в её метком выразительном языке.
III. Обобщение
– На этом наше путешествие подошло к концу. Давайте вспомним, какие лепестки волшебного цветка мы с вами нашли сегодня на нашем уроке? Народные песни, сказки, прибаутки радуют нас красотой слова, заражают своим весёлым смехом, волнуют глубиной мысли.
– Мы с вами ещё продолжим знакомиться с “Устным народным творчеством” на протяжении многих лет, а сейчас наш урок окончен.
IV. Домашнее задание
– К следующему уроку подготовить одно произведений из наиболее понравившихся разделов устного народного творчества.