Цели урока:
- Создать условия для формирования у учащихся представления о тайге, ее географическом положении, животном и растительном мире тайги.
- Способствовать развитию познавательной активности детей, выработки у них умения работать с картой, книгой, компьютером для получения дополнительных сведений.
Программное обеспечение:
Microsof Power Point, Microsoft Word.
Техническое обеспечение: Мультимедийные компьютеры, мультимедийный проектор и экран
Оборудование: карта природных зон, картины и фотографии с изображением изучаемых объектов и презентация по теме тайга.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока. - Сегодня у нас, ребята, урок – путешествие в природу. Мы отправимся в Сибирскую тайгу.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
-Как вы думаете, какие сказки и чудеса нас там ждут?
3. Работа над новой темой.
- Найдите на карте природных зон зону тайги. Что вы можете рассказать о тайге, глядя на карту?
Дополнительные вопросы:
-Где находится зона тайги?
-В каком климатическом поясе она лежит?
-Какая у зоны тайги земная поверхность
Вывод: тайга находится южнее зоны тундры, на карте он обозначена темно-зеленым цветом. Тайга расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года.
-Как вы думаете, какие животные живут в тайге?
-Вы хотите получить дополнительную информацию о животных тайги?
(слайд 2 «Животный мир тайги»)
Самостоятельная работа детей на компьютере.
-О каких животных вы прочитали?
-Что интересного вы узнали о животном мире тайги?
-Какие характерные особенности животных тайги вы заметили?
-Как животные приспособились к жизни в тайге?
Физминутка.
Тихо встаньте, улыбнитесь,
Все в зверюшек превратитесь.
Сколько в класс пришло зверей!
Не узнать моих детей!
Кто зайчишка, кто лисичка,
Кто медведь, кто волк, кто птичка.
Веселее в пляс пускайтесь,
Все танцуйте не стесняйтесь.
(Танец маленьких утят)
-А вы знаете, какие растения встречаются в сибирской тайге?
Поработайте на компьютере и прочитайте про те растения, которые вам интересны.
(слайд 3 «Растительный мир тайги», самостоятельная работа детей)
-Ребята, кто увидел ловушку? (Грибы)
-Почему грибы здесь лишние? (Грибы - это не растения и не животные. Грибы – это отдельное царство)
-Какие открытия вы сделали, знакомясь с растительным миром тайги?
-Чем является тайга для человека?
-Всегда ли человек справедлив по отношению к тайге?
- Какие экологические проблемы угрожают тайге?
Поработайте со следующим слайдом и приготовьтесь рассказать, что должны помнить люди, приходя в лес?
(слайд 4 «Охрана тайги», самостоятельная работа детей)
Вывод: Прекрасен мир живой природы. Лес – наше богатство. Каждый человек должен думать о том, что он оставит своим детям, каким увидят лес наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что дает нам сейчас.
4. Rf.
-Ребята, вам понравился урок?
-Что нового вы узнали для себя?
-А вы хотели бы узнать ещё что-то новое о тайге?
5. Домашнее задание.
-Я предлагаю вам прочитать о тайге по учебнику с.160-164. Ответить на вопросы учебника, найти дополнительные сведения о животных и растениях тайги в энциклопедиях или в Интернете и нарисовать рисунок «Какой я представляю себе тайгу». На следующем уроке вы сможете выполнить тест, чтобы проверить свои знания о тайге (тест прилагается)