Цели:
- Обобщить знания учащихся о величинах, показать их значение, взаимосвязь.
- Учить пользоваться схемами-опорами, применять задания на развитие психических процессов: памяти, мышления.
- Учить ребят применять физкультминутки на релаксацию, массаж, дыхательную гимнастику.
- Расширять кругозор, словарный запас через исторические сведения о величинах, повторить старинные единицы массы, длины, времени.
- Воспитывать активность, самостоятельность.
Оборудование:
- схема-опора,
- блок-схема,
- нитки,
- шкатулка,
- шифр.
Ход урока
1. Организационный момент
(Дыхательная гимнастика)
Эмоциональный настрой
– Сегодня у нас необычный урок-сюрприз. А что за сюрприз, мыс узнаем в конце урока.
– Сегодня мы будем повторять величины, и проследим их взаимосвязь.
«Как много на свете
Нужных вещей.
О них мы узнать
Спешим поскорей.
Сейчас величины
Мы все повторим,
Задания выполним,
Всё закрепим».
I узелок.
– У каждого на парте нитки для того, чтобы вы завязывали в течение урока «узелки на память». В конце посчитаем, что получится.
– Раньше узелки завязывали богатые люди, когда кому-то что-то давали в долг.
– Зачем это делали? (Чтобы ничего не забыть).
II. Устный счет
– Итак, решив примеры, мы сейчас отгадаем зашифрованное слово (величины).
II узелок
120 : 10 = 12 Л
50 • 3 = 150 Ч
40 • 4 = 160 И
700 : 10 =70 И
35 • 100 = 3500 Ы
716 • 0 = 0 В
295 : 295 = 1 Е
340 : 1 = 340 Н
– Расположи ответы в порядке их возрастания.
– Какое слово получилось?
– Какие мы знаем величины?
– Повторим по схеме: (открываю постепенно)
– А теперь соотношения величин вспомним … (таблицы 3)
– Молодцы!
III. Закрепление
III узелок
– Сейчас задание: (на доске, учащиеся по одному человеку у доски по очереди)
Переведи; сравни, выполни действия:
5 ч 48мин + 35 мин = 6ч 23 мин
3т 18кг < 3т 180кг
8мин 20с >500с
65км 080м – 30км = 35км 080м
2кг 030г = 2030г
6км 005м = 6005м
– Проверим ….
IV узелок
Физкультминутка (под музыку, релаксация)
– Итак, работаем дальше.
Внимание – шкатулка. А в ней сюрприз.
– Что такое сюрприз? (Неожиданный подарок)
V узелок
история |
(достаю это слово)
– Вспомните исторические сведения о возникновении всех изученных величин…..
– Раньше, в XV веке массу измеряли фунтами, пудами, а длину локтями.
– В XI веке – длину измеряли ярдами, а для определения времени пользовались песочными часами.
– В XVI веке – длину измеряли аршинами…
– Хорошо, молодцы! Завязываем узелок.
VI узелок
– Что ещё в шкатулке?
(фигура человека)
– Как вы думаете, взаимосвязаны ли между собой эти величины?
– Как? (вес, рост, возраст)
Игра
– А теперь викторина: (тест с выбором ответа)
Вопросы:
- Какими часами пользовались раньше, для определения времени? (солнечные, с кукушкой, будильник, электронные)
- Какой единицей массы удобнее взвесить мешок картошки? (тонна, килограмм, центнер, грамм)
- Как называется год, когда в феврале 29 дней? (необычный, укороченный, високосный, удлинённый)
- Как в старину называли 3 копейки? (трояк, алтын, пятак, грош)
- Старинная единица длины примерно 2,5см? (вершок, дюйм, верста, сажень)
- Как раньше называлось воскресенье? (конец, неделя, семь, середина)
- Как раньше называлась наука о числах? (математика, орфография, арифметика, грамматика)
- Как называется наука о фигурах? (геометрия, география, геология, зоология)
- Шутка. Какой месяц самый короткий? (май)
Молодцы! Награждение медальками.
Физкультминутка (пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика)
VII узелок
– Не так давно у нас был урок-загадка «Что такое геометрия?»
–Вспомните, что же это такое?
(гео – земля, метрия – измерять, то есть измерять землю)
– Хорошо.
«Подошел к концу урок,
Прозвенит сейчас звонок
Получили много знаний
Повторили, поиграли…
Поработали на славу
И себя мы показали»
Шкатулка
– Ещё в шкатулочке сюрприз,
И мы разыгрываем приз
Тот, кто работал хорошо,
Вы выберите сами….
Итог
(у всех на партах имена одноклассников, каждый кому-то отдаёт свой голос и кладёт в шкатулочку одно имя)
– Подсчитываем победителя по количеству голосов.
VIII узелок
«Итак, узнаем, что за ученик задаст домой задание?» (под руководством учителя). Ученик выбирает номер с 58 № 11, № 14, № 17?
– Посчитайте, сколько сегодня мы завязали узелков? Что каждый из них обозначает? Всё ли на уроке мы выполнили? Всё ли у нас получилось?
– На цветолистике отметьте своё настроение в начале урока и в конце урока. (буквами Н,К)
У каждого:
Настроение |
Цвет |
Восторженное Радостное Приятное Грустное Спокойное Тревожное Унылое |
Красный Оранжевый Желтый Зеленый Синий Черный Фиолетовый |